Психология семьи. Технологии работы с семьёй
Тема 1. Семья как система
Вопрос 1: Верно ли утверждение, что поведенческий контроль, определяет правила и стандарты поведения, обязательные для всех членов семьи::верно
Вопрос 2: Верно ли утверждение, что системный подход показывает, что проблема конкретного члена семьи является индикатором дисфункциональности семейной системы в целом::верно
Вопрос 3: Границы семейной системы бывают::все варианты верны
Вопрос 4: Для какой функции симптомов характерно приведенное ниже описание. Блокирование отрицательных эмоций между членами дисфункциональной семьи создает ситуацию перенапряжения, вследствие чего у одного из членов семьи формируется симптом, позволяющий семье редуцировать напряжение и тем самым сохранять семейный гомеостаз::морфостатической
Вопрос 5: К объективным характеристикам функционирования семьи не относится::удовлетворенность браком
Вопрос 6: Какие классы подходов Левант выделяет в школах семейной терапии::все варианты верны
Вопрос 7: Семейная система имеет параметры::все варианты верны
Вопрос 8: Семье как системе не характерен один из признаков::изменение в одной части единства не ведет к изменению системы в целом
Вопрос 9: Симптом, появляющийся в семье как при попытке сохранения гомеостаза во время прохождения какой-либо стадии жизненного цикла может выполнять функции::морфостатическую:морфогенетическую
Вопрос 10: Характеристики семьи подразделяются на::все варианты верны
Тема 2. Структура и функция семьи
Вопрос 1: Верно ли утверждение, что семейные мифы присущи и гармоничной семье, но актуальны в моменты каких-то серьезных социальных перемен::верно
Вопрос 2: Конвенциональные семейные роли::стандартизованы, определяют постоянные права и обязанности членов семьи
Вопрос 3: Критические точки прохождения семьей стадий жизненного цикла называют::горизонтальными стрессорами
Вопрос 4: Особенности структуры, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций, называют::нарушением структуры семьи
Вопрос 5: Патологизирующие роли, оказывающие психотравмирующее действие на исполнителя и остальных членов семьи, могут быть:семейными:индивидуальными
Вопрос 6: По мнению Э.Г. Эйдемиллера, жизнедеятельность семьи, непосред-ственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется::функцией семьи
Вопрос 7: Семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет все свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена называется::гармоничная:нормально функционирующая семья
Вопрос 8: Функцией пообеспечению выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами называют::функцию первичного социального контроля
Вопрос 9
Что из перечисленного является функцией семьи: все варианты верны
Тема 3: Жизненный цикл семьи
Вопрос 1
Верно ли утверждение, что переход со стадии на стадию жизненного цикла семьи представляет собой нормативные кризисы в развитии семейной системы: верно
Вопрос 2
Верно ли утверждение, что повторяющиеся кризисы семьи обусловлены изменениями ее функций и структуры: верно
Вопрос 3
Какие задачи решают будущие супруги на стадии монады: все варианты верны
Вопрос 4
Критериями жизненного цикла семьи, в основе которого лежит периодизация, предложенная Б. Картер и М. Макголдрик, не является характеристика семьи: функции семьи
Вопрос 5
На какой стадии жизненного цикла семьи можно наблюдать пересечение трех возрастных кризисов, переживаемых тремя поколениями расширенной семьи, каждый из которых характеризуется своими уникальными задачами развития, создает особую уязвимость семейной системы на данной стадии жизненного цикла: семья с детьми подросткового возраста
Вопрос 6
На какой стадии жизненного цикла семьи решается задача по формированию семейного самосознания Мы, планирование основных жизненных целей: заключение брака, или время диады
Вопрос 7
На какой стадии жизненного цикла семьи строительство супружеских отношений по форме узнавания — познания партнера с новых сторон, с преимуществом жизненного опыта, обретенной мудрости и терпимости обеспечивает гармонизацию семейной системы и профилактику ее распада: период отделения детей, приобретающих взрослый статус
Вопрос 8
Развод, супружеская измена, изменение, усыновление приемных детей, финансовые трудности — все эти события относятся к разряду: ненормативных кризисов
Вопрос 9
Что из перечисленного ниже, по мнению Э.К. Васильевой относится к стадии жизненного цикла семьи: все варианты верны
Термины
По горизонтали | Описание |
---|---|
1 | Семьи, которые представляют собой ригидные семейные системы, и которые пытаются сохранить привычные стереотипы взаимодействия между элементами своих подсистем и другими системами вне зависимости от внешних условий рассматриваются как. |
5 | Нормативные стрессоры или критические точки прохождения семьей стадий жизненного цикла. |
6 | По мнению Э.Г.Эйдемиллера, функция семьи, которая состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. |
8 | Параметр семейной системы определяющийся взаимоотношениями между семьей и ее ближайшим социальным окружением и между различными подсистемами внутри семьи, они могут жесткими, размытыми и проницаемыми, внешними и внутренними. |
9 | Функция симптома отражающая позитивную обратную связь, отклонение в сторону усиления колебаний семейной системы, целью которой является изменение семейной системы, переход на другую стадию. |
12 | С точки зрения системной семейной терапии в функционирование семейной системы стремление каждой системы сохранить свое положение, стремление к стабильности основных ее параметров отражает закон. |
Метод диагностики семьи
Пациент — член семьи, отклоняющееся поведение и психологические проблемы которого являются непосредственным поводом обращения семьи к психотерапевту. Наиболее важная особенность семейных функций основана на взаимодействии родственников. Роли, которые предписаны социокультурным окружением, стандартизованы и определяют постоянные права и обязанности членов семьи. Стрессоры формируют, фиксируют и передают паттерны эмоционально-поведенческого реагирования от представителей одних поколений представителям других. Детская подсистема отношений в семье, воспитывающей несколько детей. Нормативно одобряемая модель поведения, ожидаемая от человека, занимающего определенную социальную позицию и позицию в межличностных отношениях. Её содержание и выполнение регулируются нормами, т.е. определенными выработанными и принятыми группой правилами, которым необходимо следовать для реализации совместной деятельности.
Тема 4. Интервью как метод диагностики семьи
Вопрос 1
Верно ли утверждение, что когда при формулировке гипотезы удается выйти на парадокс, то такую гипотезу можно считать циркулярной?
Ответ: верно
Вопрос 2
Верно ли утверждение, что терапевт, отдающий предпочтение циркулярному подходу в работе с семьей, будет фокусироваться преимущественно на деталях временных последовательностей?
Ответ: неверно
Вопрос 3
К какой категории относится вопрос “Кто больше всех расстраивается в этой ситуации”?
Ответ: циркулярной:системной
Вопрос 4
К какой категории относится вопрос “Является ли мама несчастной”?
Ответ: исследует описательные характеристики:линейной
Вопрос 5
Какие различия можно выявить с помощью циркулярных вопросов?
Ответ: все варианты верны
Вопрос 6
Какого вида циркулярных вопросов не существует?
Ответ: вопросы, определяющие последовательность
Вопрос 7
Линейный подход к анализу семьи характеризуется:
Ответ: идеей непрерывности времени:установления причинно-следственных отношений
Вопрос 8
С какой целью проводится предварительная беседа психотерапевта с семьей?
Ответ: вычислить стадию жизненного цикла
Вопрос 9
Циркулярный подход к анализу семьи характеризуется:
Ответ: все варианты верны
Тема 5. Диагностика супружеских отношений
Вопрос 1
В тесте Семейная социограмма (Э.Г. Эйдемиллер) кружок Я в центре большого круга может быть интерпретирован как:
Ответ: эгоцентрическая направленность личности
Вопрос 2
Верно ли утверждение, что Цветовой тест отношений А. Эткинда позволяет обсудить с семьей множество гипотез об особенностях межличностных отношений и наблюдать реакции клиентов на них?
Ответ: верно
Вопрос 3
К проективным методам диагностики супружеских отношений не относится:
Ответ: методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
Вопросы оценки семейных отношений
Вопрос 4
- Какие направления интерпретации данных возможны в цветовом тесте отношений А. Эткинда:
- цветовое пространство и расстояния между персонажами в этом цветовом пространстве
- архетипические или заимствованные из методики Люшера значения цветов
Вопрос 5
- Какие параметры лежат в основе опросника удовлетворенности браком (В.В. Столин, Г.П. Бутенко, Т.Л. Романова):
- все варианты верны
Вопрос 6
- Какие сферы семейной жизни, которые выступают причиной межличностных конфликтов супругов, не выделяет методика Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации (Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубовской):
- вопросы, связанные с профессиональным определением
Вопрос 7
- Какие утверждения включают в себя супружеские паттерны отношений в методике исследования ролевых паттернов отношения (МИРП Ю. В. Александровой):
- все варианты верны
Вопрос 8
- Какого паттерна не выявляет методика исследования ролевых паттернов отношения (МИРП) разработанная Ю. В. Александровой:
- прародительского
Вопрос 9
- Какую роль авторы методики Семейные роли и опросник распределения ролей в семье (Ю. Е. Алешина, Л.Я.Гозман, Е. М.Дубовская) исключили из опросника основных внутрисемейных ролей, характеризующих современную семью:
- роль ответственного по уходу за младенцем
Вопрос 10
- Методика Письмо о моем супруге позволяет:
- все варианты верны
Вопрос 11
- Рисуночная проективная методика Семейная социограмма (Э.Г. Эйдемиллер) выявляет:
- определяет характер коммуникаций в семье
- положение субъекта в системе межличностных отношений
Тема 6: Диагностика детско-родительских отношений
Вопрос 1
- В классификации методик диагностики родительско-детских отношений выделяют методики:
- все варианты верны
Вопрос 2
- Какая методика является зеркальным вариантом методики АСВ:
- РОД
Вопрос 3
- Какие группы переменных выявляет методика Рене Жиля:
- переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в его межличностных отношениях
- переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми
Вопрос 4
- Какие задачи помогает решать Методика Родительское сочинение:
- все варианты верны
Вопрос 5
- Какой шкалы нет в опроснике родительских отношений А. Я. Варги В.В. Столина (ОРО):
- гордость семьи
Вопрос 6
- Методика Архитектор-строитель направлена на выявление:
- уровня делового и личностного общения ребенка с родителем
- уровня речевого развития ребенка
Вопрос 7
- На какие аспекты можно обращать внимание при психологическом обследовании детско-родительских отношений:
- все варианты верны
Вопрос 8
- Описание стимульного материала, какой методики, приведено в скобках (семья, расположившаяся вокруг стола, или на прогулке за городом; группа играющих детей, группа детей, слушающих взрослого, группа ссорящихся детей):
- методика Рене Жиля
Вопрос 9
- Опросник эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой (методика ОДРЭВ) направлен на выявление:
- все варианты верны
Вопрос 10
- Цветовой тест отношений Эткинда относится к категории методик:
- одинаково пригодные как для обследования детей, так и родителей
Вопрос 11Что позволяет выявить детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Е. Бене – Е. Антони::все варианты верны
Вопрос 12Шкалы: уровень протекции в процессе воспитания, степень удовлетворения потребностей ребенка, количество и качество требований к ребенку в семье, неустойчивость стиля воспитания, расширение сферы родительских чувств, предпочтение в подростке детских качеств, воспитательная неуверенность родителя, фобия утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его (ребенка) пола относятся к методике::АСВ
Тема 7. Системная семейная терапия
Вопрос 1Верно ли утверждение, что семейная психотерапия не показана в случаях ригидности жизненных установок, особенно связанных с преклонным возрастом::верно
Вопрос 2Выберете 2 правильных ответа на вопрос: что относится к противопоказаниям к семейной системной терапии::психопатии:нарушения мышления и сознания
Вопрос 3Для фрустрации различных подсистемы участников психотерапии не используется прием::блокировка одновременно всех семейных подсистем
Вопрос 4К задачам системной семейной психотерапии относят::все варианты верны
Вопрос 5Какие виды директив применяют в семейной системной психотерапии::все варианты верны
Вопрос 6Комплекс психотерапевтических методов и приемов, направленных на лечение пациента в семье и при помощи семьи, а также на оптимизацию семейных взаимоотношений называют::семейной психотерапией
Вопрос 7На первом этапе семейной терапии не происходит::реконструкция семейных отношений
Вопрос 8Ослаблению сопротивления в ходе семейной терапии способствуют следующие приемы::все варианты верны
Вопрос 9Парадоксальные задания в ходе семейной психотерапии направлены на::все варианты верны
Вопрос 10Семейная системная психотерапия показана при::все варианты верны
Вопрос 11Сколько этапов выделяют в процессе семейной системной психотерапии::2
Тема 8. Работа с методом генограмм
Вопрос 1В интерпретации семейной истории можно выделить категории::все варианты верны
Вопрос 2В процессе построения генограммы психолог не получит информацию::о традициях празднования семейных дат
Вопрос 3В процессе построения генограммы психолог получает информацию::все варинты верны
Вопрос 4Изучение семейной истории не позволяет понять::когда семья примет решение о разводе
Вопрос 5Какие типы совпадений можно выявить по генограмме::варианты верны
На генограмме зигзагообразной линией между фигурами обозначают::конфликтные отношения
Вопрос 7На генограмме крестиком обозначают::аборт
Вопрос 8На генограмме кружочком с двумя датами, расположенными по вертикали рождения обозначают::приемную дочь
Вопрос 9На генограмме перечеркнутым квадратом обозначают::умершего мужчину
Вопрос 10На генограмме пунктирной линией между фигурами обозначают::дистантные отношения
Тема 9. Метод системных расстановок
Вопрос 1В расстановке семьи, из жены, мужа и ребенка, где у мужа двое детей от первого брака в результате развода порядок будет такой::первая жена, дети от первого брака, отец, его вторая жена, дети от второго брака
Вопрос 2В семейной расстановке заключительные этапы расположены в следующем порядке::установление порядка внутри системы, включение в расстановку, образ-решение клиента, завершение расстановки
Вопрос 3В семейной расстановке начальные этапы расположены в следующем порядке::запрос, информация, критерии на необходимость системной работы, критерии на необходимость работы с прерванным движением любви
Вопрос 4Верно ли утверждение, что закон приоритета более раннего проявляется следующим образом: тот, кто появился в системе раньше, имеет преимущество перед тем, кто приходит позже::верно
Вопрос 5Верно ли утверждение, что привязанность — это сильная и последовательная преданность семейной группе, ради которой член семьи в определенных случаях готов пожертвовать своим счастьем и даже своей жизнью::верно
Вопрос 6Для того чтобы разрешать конфликты, охватывающие несколько поколений в семье, и сделать зримыми для окружающих возможные изменения семейной системы, используется::метод семейной расстановки
Вопрос 7Из отношений порядка и структуры в семье следует, что старший::больше дает
Вопрос 8По мнению Б. Хелингера на уровне рода нет закона о::приоритете более младшего
Вопрос 9Технику семейной системной расстановки предложил::Б. Хелингер
Вопрос 10Условиями, необходимыми для хороших отношений между супругами, родителями и детьми являются::все варианты являются верными
Вопрос 1Парадоксальные задания в семейной системной психотерапии заключаются в том, что психотерапевт дает такие инструкции, чтобы члены семьи воспротивились их исполнению и тем самым изменили свое поведение в нужном направлении. Применение таких техник оправдано в случаях выраженного сопротивления терапевтическим изменениям.
Вопрос 2К противопоказаниям применения семейной системной психотерапии относятся: стойкие отклонения характера у кого-либо из членов семьи в виде истероидной, эпилептоидной и паранойяльной психопатий, а также временные психотические состояния – нарушения мышления и сознания, выраженные депрессивные и маниакальные фазы, бредовые переживания.
Вопрос 3Генограмма представляет собой форму семейной родословной, на которой записывается информация о членах семьи, по крайней мере, в трех поколениях.