Вольным экономическим обществом России издан 232-й номер «Научные труды Вольного экономического общества России».
В сборник вошли научные статьи ученых Урала:
— ректора УрГЭУ, д-ра экон. наук, профессора Я. П. Силина и соискателя кафедры региональной, муниципальной экономики и управления УрГЭУ О. В. Харитоненко «Доминанты исследования санаторно-курортной деятельности в контексте положений региональной экономики»;
— директора Института дополнительного образования УрГЭУ, д-ра экон. наук, профессора Э. Р. Закировой «Развитие российского рынка органической продукции»;
— доцента кафедры логистики и коммерции УрГЭУ, канд. техн. наук С. Р. Царегородцевой и старшего преподавателя кафедры технологии питания УрГЭУ, канд. техн. наук Н. А. Панкратьевой «Мультиформатность торговли как стратегическое направление развития сетевого ритейла»;
— заведующей кафедрой прикладной социологии УрГЭУ, д-ра социол. наук Е. Н. Заборовой «Предпринимательство в малых городах Урала».
232-й номер «Научные труды Вольного экономического общества России» можно прочитать здесь.
Научные труды Вольного экономического общества России – научное издание, на страницах которого публикуются материалы Круглых столов и конференций Вольного экономического общества России, статьи ведущих учёных и специалистов, государственных и общественных деятелей по наиболее важным аспектам развития национальной и мировой экономики, информационно-аналитические и обзорные материалы, материалы по истории развития социально-экономической мысли, стенограммы заседаний Круглых столов, конференций и других научных дискуссий Вольного экономического общества России и его региональных отделений.
Журнал «Научные труды Вольного экономического общества России» издается с 1765 года.
Научные труды Вольного экономического общества России с 2003 года входит в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации.
Публикуемые в «Научных трудах ВЭО России» статьи имеют международный цифровой идентификатор DOI, индексируются в международных реферативных и полнотекстовых базах данных: Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) на базе научной электронной библиотеки eLibrary.ru (НЭБ), CrossRef, CiberLeninka, а также в базе Google Академии. Электронный архив томов размещен на сайте научного издания.
Главный редактор «Научных трудов Вольного экономического общества России» — президент ВЭО России, президент Международного Союза экономистов, директор Института нового индустриального развития имени С. Ю. Витте, д-р экон. наук, профессор Сергей Дмитриевич Бодрунов.
В состав редакционного совета входят известные российские и иностранные специалисты, доктора экономических наук.
Одним из членов редакционного совета журнала является член Президиума ВЭО России, президент Уральского отделения ВЭО России, ректор ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», д-р экон. наук, профессор Яков Петрович Силин.
Информация подготовлена профессором кафедры региональной, муниципальной экономики и управления УрГЭУ, д-ром экон. наук Светланой Григорьевной Пьянковой.
Научные труды Вольного экономического общества России – научное издание, на страницах которого публикуются материалы круглых столов и конференций Вольного экономического общества России (ВЭО России), статьи ведущих учёных и специалистов, государственных и общественных деятелей по наиболее важным аспектам развития национальной и мировой экономики, информационно-аналитические и обзорные материалы, материалы по истории развития социально-экономической мысли, стенограммы заседаний Круглых столов, конференций и других научных дискуссий Вольного экономического общества России и его региональных отделений.
Научные труды Вольного экономического общества России зарегистрированы в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ №77-3786 от 20.06.2000.
Вольному экономическому обществу России выдана Лицензия на издательскую деятельность — ИД № 01775 от 11.05.2000.
Подписной индекс в официальном каталоге Почты России — ПР999.
Главный редактор «Научных трудов Вольного экономического общества России» — Президент ВЭО России, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор С. Д. Бодрунов.
Общий список научных специальностей ВАК (журнал «Научные труды ВЭО России»):
5.2.1. Экономическая теория (экономические науки),
5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике (экономические науки),
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика (экономические науки),
5.2.4. Финансы (экономические науки),
5.2.5. Мировая экономика (экономические науки)
5.2.6. Менеджмент (экономические науки),
5.4.2. Экономическая социология (социологические науки),
5.4.3. Демография (экономические науки),
5.4.5. Политическая социология (политические науки)
В состав редакционного совета входят известные российские и иностранные специалисты, доктора экономических наук – список редакционного совета и редколлегии.
Вольным экономическим обществом России учрежден институт рецензирования. Все научные статьи, публикуемые в издании «Научные труды Вольного экономического общества России» рецензируются в обязательном порядке.
Решение о публикации статьи принимается, исходя из принципов соответствия материала требованиям к публикации статей в журнале «Научные труды ВЭО России», на основе данных отчета о проверке на антиплагиат, заключений рецензентов.
Статьи в издании публикуются на бесплатной основе.
Наше издание открыто для публикации научных статей учёных и специалистов России и других стран, что позволяет отражать взгляды на междисциплинарные проблемы с точки зрения разных поколений, научных школ России, СНГ и мира. С момента его основания, это научное издание служит исключительно целям просветительства. Популяризация идейного наследия ВЭО России в обществе — одно из основных направлений деятельности ВЭО России, его социальная миссия, особенно в свете задач развития интеллектуального потенциала страны, возрождения патриотизма, повышения качества человеческого капитала.
Начало издания «Трудов» было положено в декабре 1765 года Императорским Вольным экономическим обществом (ВЭО).
За время деятельности Императорского ВЭО, которое огромное внимание уделяло просветительской деятельности как инструменту «приведения экономики страны в надлежащий порядок», были опубликованы 345 сочинений Императорского Вольного экономического общества (281 том «Трудов ВЭО России»), которые в настоящее время хранятся в библиотеке Вольного экономического общества России, в архиве Государственного Музея Эрмитаж, Российской государственной библиотеки, Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки и в библиотеках других стран мира. Главная цель изданий состояла «в распространении в массе читающей публики здравых понятий по разным отраслям сельского хозяйства, домоводства и вспомогательных наук».
В «Трудах» помещались статьи членов ВЭО, сочинения по конкурсным задачам, объявленным ВЭО, протоколы собраний Общества и другая важная информация для реализации миссии Императорского ВЭО России. В числе авторов были А. Н. Радищев, Г. Р. Державин, А. В. Олсуфьев, Н. Ф. Анненский Христиан Пекен, Т. И. Клингштедт, И. В. Вернадский, В. И. Ковалевский, Леонард Эйлер, Д. И. Менделеев. Посредством «Трудов» было распространено множество ценных сведений: лучшие сочинения учёных того времени, перепечатки иностранных книг и журналов, переводы оригинальных статей о разных отраслях сельского хозяйства и по всему спектру экономической деятельности и домоводства, переданы наставления, имевшие «благодетельное влияние на состояние промышленности и экономики государства в целом».
На страницах «Трудов ВЭО России», поднимались следующие ключевые и актуальные для различных эпох вопросы:
• отмена крепостного права;
• сбор на протяжении многих десятилетий сведений об экономической жизни регионов страны и создание основ российской статистики;
• культивирование в стране картофеля;
• становление сыроваренной промышленности;
• исследование почв России, совершенствование агротехники сельскохозяйственных культур, распространение передовых методов их обработки;
• развитие прикладной экономической мысли в стране;
• совершенствование художественных промыслов;
• пропаганда и внедрение в производство открытий химиков, ботаников, инженеров, минерологов, развитие сельскохозяйственного машиностроения;
• организация сельскохозяйственных и промышленных выставок, ярмарочной торговли, показательных сельскохозяйственных станций;
• снаряжение научно-исследовательских экспедиций для изучения хлебной торговли и производительности в России, анализа и обобщения деятельности земств и так далее.
В 1994 году Вольным экономическим обществом России было возобновлено издание «Трудов Вольного экономического общества России» с сохранением общей концепции и идеологии служения Отчизне.
По вопросам публикации статей следует обращаться в редакцию
по телефону: 8 (495) 609-07-60
перспективы развития форм государственного регулирования сельскохозяйственной отрасли
prospects of development of forms of state regulation of agricultural branch
аспирант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославская государственная сельскохозяйственная академия».
post-graduate student of the Federal state budget institution of higher education “Yaroslavl State Academy of Agriculture”.
в статье рассматриваются особенности государственного регулирования сельского хозяйства в современных условиях; государственно-частное партнерство как форма взаимоотношений между государством и сельскохозяйственными товаропроизводителями.
The article deals withfeatures of state regulation of agriculture in modern conditions; state-private partnership as the form of relationship between the state and agricultural producers.
2. субсидирование сельского хозяйства,
4. государственный заказ в сельском хозяйстве.
4. the state order in agriculture.
Аграрная сфера является системообразующей детерминантой социально-экономического развития страны, решающей вопросы обеспечения населения продовольствием. Сельское хозяйство в отличие от других отраслей экономики, является весьма консервативным. Оно не может справиться с внешними негативными воздействиями самостоятельно, у него нет для этого ни достаточных финансовых ресурсов, ни адекватных механизмов, что ставит данную стратегически важную отрасль национальной экономики в неординарные условия функционирования.
Современное состояние функционирования сельского хозяйства определили интерес исследования особенностей взаимодействия государства и сельского хозяйства.
Прерогативой государства является создание соответствующих институциональных основ экономики, обеспечение надежного правопорядка в стране, национальной безопасности. Основной задачей государства является объединение интересов предпринимателей с интересами общества с целью сохранения и улучшения его благополучия. Под государственным регулированием понимаем сложную систему экономических отношений, возникающих между государством и субъектами хозяйствования с целью создания необходимых условий для их эффективного функционирования в сложившихся экономических условиях с помощью прямых и косвенных методов воздействия на социально-экономические и правовые процессы.
Применительно к современной России можно выделить три крупные обобщенные задачи, которые необходимо решать в ходе государственного регулирования экономики. Во-первых, обеспечение устойчивости экономического роста, служащего повышению благосостояния и социальному развитию нации. во-вторых, осуществление эффективного преобразования экономической системы страны с целью повышения результативности и гибкости ее институтов. В-третьих, защита национальных интересов во внешнеэкономических отношениях.
Создание в России механизма государственного регулирования сельского хозяйства, включающего в себя весь комплекс мер воздействия государства на систему экономических отношений, определяется местом и ролью этого сектора в рыночной экономике в целом. Цель государственного регулирования – преобразование сельского хозяйства в эффективную отрасль рыночной экономики; стабилизация агропромышленного производства; создание условий для нормального экономического функционирования про-
изводства, осуществления аграрной реформы и прежде всего земельных преобразований, приватизации и разгосударствления.
Необходимость преобразований на современном этапе была вызвана сложной ситуацией во всех сферах экономики и особенно в сельском хозяйстве. сельское хозяйство оставалось экстенсивным, затратным, разрушительным для окружающей среды. сущность проведенных институциональных преобразований сельского хозяйства заключалась в следующем. институциональные преобразования явились составной частью осуществляемой в стране с начала 90-х годов аграрной реформы, став этапом трансформации всей экономики (демонтаж командно-административной системы, формирование основ рыночных институтов, социализация общественно-экономической жизни), которая должна была поставить концептуальный вопрос о коренном изменении аграрных отношений. Это означало переход к новой системе экономических отношений, включающей:
• механизм создания системы экономических отношений, который определялся бы не «сверху», как прежде, а при непосредственной заинтересованности субъектов этих отношений и, в первую очередь, сельских товаропроизводителей;
• законы и категории рыночной экономики, которые определяли бы воспроизводственный процесс в агропромышленном комплексе (законы стоимости, спроса и предложения, роста производительности труда и др.);
• комплексную перестройку государственно-правового механизма регулирования производственных отношений в аграрном секторе на основе коренного преобразования отношений собственности и перехода к новым экономическим формам хозяйствования и типам производства в соответствии с концепцией социально-экономического развития страны при переходе к многоукладной экономике;
• изменение всей системы финансирования, кредитования; создание необходимой инфраструктуры в АПк (страхование, информационно-консультационное обслуживание и т. д.), которые были не эффективны в советский период и полностью утратили свои функции в период перехода к свободным ценам в начале 90-х годов, но без которых невозможен процесс расширенного воспроизводства.
таким образом, аграрная реформа подразумевала комплексное изменение экономических, организационных, социальных и других факторов, направленных на обеспечение устойчивого развития аграрного сектора экономики.
Однако, в аграрном секторе преобразования протекают в сложных условиях продолжающегося кризиса, усугубленного многочисленными ошибками выбранных путей преобразования прежних общественных форм ведения хозяйства.
К сожалению, государство не учло специфики аграрного сектора и на практике не осуществило сочетание административных методов поддержки сельских товаропроизводителей с экономическими рычагами воздействия (цены, налоги, квоты, кредиты и т. д.), сделав ставку только на преобразование форм собственности и форм хозяйствования. Не созданы соответствующая инфраструктура и институты, призванные обеспечить эффективную работу аграрной экономики на рыночных принципах.
Сегодня всем ясно, что аграрная реформа в России проходит в условиях сложной социально-экономической ситуации. Уход государства от регулирования отношений в аграрном секторе экономики, отсутствие необходимой финансовой поддержки аграрных предпринимателей, разрыв производственно-хозяйственных связей, ценовой диспаритет, неоправданно возросший импорт продовольствия и другие факторы напрямую сыграли негативную роль в развитии отечественного агропромышленного комплекса.
В последнее десятилетие наблюдается сокращение общего количества сельскохозяйственных организаций, при этом количество убыточных из них остается относительно стабильным. Уровень рентабельности сельскохозяйственного производства в Ярославской остается низким (порядка 10%).
Отрасли необходимы бюджетные средства, и мировой опыт подтверждает целесообразность их выделения. За последние годы из консолидированного бюджета стали выделять сельскому хозяйству больше финансовых ресурсов в абсолютном выражении, особенно с учетом средств на реализацию приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
Рост субсидий говорит о том, что все большее внимание уделяется как аграрному сектору, так и качеству жизни в сельской местности. Еще хотелось бы отметить такой факт, что власти способны выделить на субсидии из бюджета все большее количество денежных средств.
Субсидии значительным образом могут влиять на финансовое положение сельскохозяйственного предприятия. Финансовая помощь из бюджетов различных уровней улучшает финансовое состояние предприятий, а также рентабельность производства и
реализации продукции. Это можно проследить по итогам пяти последних лет на примере Ярославской области в таблице.
Таблица – Рентабельность хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий Ярославской области1
Прибыль, полученная от реализации, сельхозпродукции, тыс. рублей. 308898 228320 398014 624147 442621
В том числе от реализации: продукции растениеводства 46616 4965 56921 73557 53211
Рентабельность реализованной продукции сельского хозяйства, %
без учета субсидий 6,3 8,2 10,8 9,8 9,3
с учетом субсидий 8,3 10,8 13,9 12,7 12,1
в том числе продукция растениеводства:
без учета субсидий 1,9 16,5 23,7 20,1 17,8
с учетом субсидий 23,1 37,5 34,3 32,4 31,2
без учета субсидий 6,5 7,6 10,0 10,9 8,7
с учетом субсидий 7,3 8,8 12,7 13,7 12,9
Следует отметить, что бюджетные средства обеспечивают порядка 10% рентабельности продукции растениеводства.
как показали проведенные расчеты, бюджетные средства оказывают существенное влияние на рентабельность деятельности сельскохозяйственных предприятий. В свою очередь, включаемые в себестоимость суммы налоговых платежей также отражаются на финансовых результатах деятельности предприятий. При помощи прикладного пакета МаАаЬ были найдены функции зависимости рентабельности продукции от уровня налоговой нагрузки и от уровня бюджетной поддержки (см. формулу 1).
где у – рентабельность продукции,
х – уровень налоговой нагрузки на с.-х. организации, I – доля субсидий в совокупных доходах организаций
1 По данным Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области.
При решении системы полученных уравнений с условием максимизации рентабельности. Полученные значения показателей указывают на то, что при прочих равных условиях для обеспечения максимального уровня рентабельности продукции сельскохозяйственных предприятий уровень налоговой нагрузки должен составлять 2,34%, одновременно доля субсидий – 4,1%.
Как видно, полученные значения показателя налоговой нагрузки выше, чем фактические за последние годы, а показатель уровня бюджетной поддержки ниже. Это является еще одним доказательством того, что действующие инструменты государственного регулирования не приводят к существенным улучшениям в развитии сельского хозяйства.
Неустойчивое финансовое положение сельскохозяйственных организаций в значительной степени связано с динамикой цен на сельскохозяйственную продукцию и цен на промышленную продукцию, товары и услуги, приобретаемые сельхозпроизводителями.
Сельское хозяйство является крупным потребителем промышленной продукции. Низкий уровень рентабельности сельскохозяйственного производства и высокие цены на промышленную продукцию не позволяют предприятиям аграрной сферы осуществлять производство на рациональном уровне интенсивности. Проводимая в настоящее время экономическая реформа пока не создала условий для равноправных взаимовыгодных отношений не только между предприятиями аграрного сектора и первой сферой АПК, но и между сельскими товаропроизводителями и третьей сферой. Основная причина столь сложного состояния экономики предприятий сельского хозяйства – это отсутствие обоснованной системы государственной поддержки, в частности, регулирования ценообразования на продукцию вышеуказанных подкомплексов АПК.
Все это свидетельствует о необходимости более действенного государственного воздействия на развитие сельского хозяйства России в современных условиях. Главная характеристика современного этапа институционального развития России связана с изменением позиции государства в экономике, которое из стороннего наблюдателя вновь превращается в активного экономического субъекта. государство, решая задачи стимулирования и развития предпринимательства в агропромышленном производстве, нуждается в принципиально новом механизме взаимоотношений государства и бизнеса, в рамках которого государство могло бы определять основные тенденции и приоритеты, используя не ди-
рективные методы управления, а рекомендательную модель взаимодействия с бизнесом.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) обеспечит набор разнообразных механизмов сосуществования государственных и частных форм. Государственно-частное партнерство – один из способов взаимодействия между государством и частными субъектами для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.
Государственно-частное партнерство представляет собой механизм успешного вовлечения частных предприятий (бизнеса) в государственные проекты, целью которого является достижение общественного блага.
Основным преимуществом государственно-частного партнерства выступает возможность привлечения финансовых средств, доступ к ранее закрытым секторам экономики, наличие необходимой инфраструктура для осуществления деятельности, справедливое распределение выгод и рисков между сторонами. К преимуществам, которые выделяются государственными органами, относятся: дополнительные частные инвестиции, ускорение процесса коммерциализации, привлечение управленческих кадров и справедливое распределение выгод и рисков.
Схематично процесс взаимодействия государства и сельскохозяйственного предприятия представляется следующим образом:
Я л кая
С.-Х. + ПРЕДПРИЯТИЕ
Схема – Взаимодействие государства и сельскохозяйственного предприятия в рамках ГЧП
Главный недостаток действующей системы предоставления субсидий состоит в том, что они выдаются не под конкретные ре-
зультаты хозяйствования, а под намерения в их достижении, каковыми являются целевые программы. Это противоречит экономической логике, поэтому необходимо установить только один вид субсидий – за единицу реализованной продукции. Проблема здесь состоит в том, чтобы выделяемые средства не попадали в расходы, стимулирующие рост производства продукции, которые жестко регламентируются. Поэтому величина субсидий должна рассчитываться не под планируемый объем реализации продукции, а под фактически достигнутый его уровень.
Основным документом, регламентирующим взаимоотношения между государственным заказчиком и сельскохозяйственным предприятием, должен стать контракт, заключаемый на весь период реализации инвестиционного проекта. Важная особенность таких контрактов в – их служебный характер. Это означает, прежде всего, тот факт, что одним из участников этого контракта являются либо государственные органы в качестве заказчика, либо государственные предприятия в качестве подрядчика. Служебный контракт содержит в себе правила функционирования объектов государственной собственности (нормативы, стандарты, правила расходования бюджетных средств), в нем определяется норма рентабельности и цены.
Не имея программы реализации продукции, увязанной на региональном и федеральном уровнях, сельскохозяйственные товаропроизводители очень рискуют, осуществляя производство.
Данные обстоятельства свидетельствуют об объективной необходимости разработки и согласования, с каждым сельскохозяйственным предприятием планового твердого объема продажи всех основных видов продукции для удовлетворения региональных и федеральных нужд по договорным ценам, которые должны включать в себя и субсидии. Этот документ может представлять собой контракт на продажу сельскохозяйственной продукции, но для каждого сельскохозяйственного предприятия он должен быть основой при разработке годового и перспективного планов его развития.
При этом вовсе не исключается, что хозяйство может запланировать более высокие объемы производства и реализации продукции. Но в таком случае оно должно самостоятельно искать каналы сбыта и пути использования произведенной сверх договора продукции, используя доступные рыночные механизмы. В конечном итоге это позволит добиться более высокой эффективности хозяйствования.
На основе полученного заказа по реализации продукции сельскохозяйственные организации способны будут разработать грамотный план его осуществления, отличающийся высоким уровнем реальности, так как имеется гарантия сбыта того, что произведено. Разумеется, объемы производства сельскохозяйственной продукции не должны ограничиваться только ее количеством, необходимым для удовлетворения государственных федеральных и региональных нужд. Определенное количество продукции должно быть произведено на условиях межхозяйственной кооперации, а также для продажи другим потребителям, в том числе перерабатывающим предприятиям. Эти объемы, а также цены, сроки поставки и прочее должны регламентироваться договорными соглашениями с хозяйствующими субъектами.
При этом все сельскохозяйственные организации должны иметь гарантию сбыта определенной части произведенной продукции по заранее обусловленным ценам. Необходимость этого диктуется низким уровнем монополизации аграрного сектора, а также тем обстоятельством, что период производства большинства видов сельскохозяйственной продукции длится более одного года, и товаропроизводителю необходимо хотя бы на год вперед знать, какие культуры сеять, на какой площади, сколько оставить скота и т. д.
Это возможно при одном условии: всем хозяйствующим субъектам АПК необходимо предоставить возможность заключения ежегодных договоров с управлениями аграрной политики на продажу сельскохозяйственной продукции для региональных и федеральных нужд, в основе которых должны быть данные среднесрочных программ.
При таком подходе государство сможет осуществлять, в том числе, и более эффективную экспортно-импортную продовольственную политику, располагая данными о гарантированных закупках сельскохозяйственной продукции у отечественных товаропроизводителей.
При переходе к управлению аграрной политикой на основе заключения контрактовпоявляется возможность активно влиять на рост производства сельскохозяйственной продукции посредством выделения субсидий из областного и федерального бюджета сельскохозяйственным организациям, принявшим на себя повышенные обязательства. А они, в свою очередь, из заработанных средств должны будут поощрять первичные трудовые коллективы за достигнутые производственные показатели и выполнение годовых производственных заказов.
1. Сельское хазяйство Ярославской области: статистический сборник. – Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области. – Ярославль. – 2010.
2. Трафимов А. Г. Формирование многоукладной экономики сельского хозяйства России в условиях реализации национального проекта АПК. М., 2008. – 265 с.
3. Саванкова Н. Е. Применение инструментов государственно-частного партнерства в России // Экономика XXI века. 2009. -№ 3.
1. Agriculture of the Yaroslavl region. Statistical Yearbook. Yaroslavl Regional office of the Federal State Statistics Service of the Yaroslavl region. – Yaroslavl. – 2010.
2. Trafimov A. G. Formation of multistructure rural economics of Russia in the conditions of implementation of the national project of agrarian and industrial complex. M, 2008. – 265 p.
3. Savankova N. E. Use of instruments of state-private partnership in Russia // Economy of the XXI century. 2009. – № 3.
150042, г. Ярославль, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославская государственная сельскохозяйственная академия»