В ростовской области 37 летний мужчина под влиянием наркотиков совершил убийство по неосторожности

Мужчина заключен под стражу в Новочеркасске

В Новочеркасске местный житель заключен под стражу за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью мужчине, сообщает СУ СК России по Ростовской области.

Следственным отделом по г. Новочеркасск следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ростовской области возбуждено уголовное дело в отношении 37-летнего мужчины, подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего).

По данным следствия, в июне 2024 года подозреваемый, находясь в городе Новочеркасске, будучи в состоянии наркотического опьянения, в ходе конфликта со своим 36-летним знакомым, нанес ему удары камнем по голове и туловищу. От полученных телесных повреждений потерпевший скончался в машине скорой медицинской помощи.

Признание вины и мера пресечения

В ходе допроса подозреваемый полностью признал вину в инкриминируемом ему преступлении. По ходатайству следователя судом в отношении подозреваемого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В настоящее время по уголовному делу выполняются необходимые следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств совершенного преступления.

Объективная сторона преступления

В объективную сторону преступления по законодательству Российской Федерации входят:

  • деяние лица (его действия или бездействие)
  • вредное последствия совершенного преступления
  • причинная связь между действием или бездействием и наступившим последствием
  • способ, место, время совершения преступления
  • орудия и средства совершения преступления
  • обстановка совершения преступления

Следствие и уголовная ответственность

Необходимо подчеркнуть, что обязательным основанием, которое приводит к уголовной ответственности, следует считать именно преступное деяние, которое привело к нарушению функционирования деятельности человека.

Целенаправленное действие обвиняемого

В данном случае следует говорить о целенаправленном выборе обвиняемым орудия преступления, времени, а также обстановке преступления и других обстоятельств, позволяющих определить целенаправленное действие обвиняемого по причинению вреда здоровью потерпевшему.

Уголовная ответственность

Необходимо обратить внимание, что по законодательству Российской Федерации к уголовной ответственности необходимо привлекать только то лицо, которое совершало преступные деяния, осознавая свои действия и совершая действия целенаправленно.

При этом, в законодательстве подчеркивается, что преступные деяния могут быть совершены лицом, в том числе через действия по изменению внешнего мира, которые могут привести к наступлению преступного деяния в дальнейшем и, тем самым, причинить вред здоровью.

Квалификация преступлений в Уголовном кодексе Российской Федерации

Для правильной квалификации преступного деяния в обязательном порядке, должен быть установлен способ преступного действия. В данном случае способ действия – это важный для квалификации деяния признак объективной страны преступления. Также способ действия необходимо знать для того, чтобы отграничить исследуемое преступление от убийства.

Направленность умысла виновного

При решении вопроса о направленности умысла виновного следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, способ и орудие преступления, количество, характер и локализацию телесных повреждений (например, ранения жизненно важных органов человека), а также предшествующее преступлению и последующее поведение виновного и потерпевшего, их взаимоотношения.

Тяжкий вред здоровью

Согласно диспозиции ч. 1 ст. 111 УК РФ тяжким признается причинение вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности.

Причинная связь и производные последствия

Следует также отметить обязательную причинную связь между выполнением виновным действий, содержащих признаки основного преступления, и наступлением дополнительных, производных последствий. Эти последствия могут быть вменены в вину лицу лишь в случае, если они обусловлены совершением основного преступления.

Квалификация преступлений

Если основное преступление является материальным, то квалифицировать его необходимо в соответствии с ч. 1 ст. 111 Уголовного кодекса Российской Федерации; производным в этом случае последствием будет являться не само деяние, а последствия, наступившие от совершения действия.

Применение в уголовном законодательстве

В исследуемом нами преступлении причинение тяжкого вреда здоровью, которое в дальнейшем привело к смерти потерпевшего, причинение тяжкого вреда является причиной наступления смерти потерпевшего. Если данная причинная связь не прослеживается и смерть наступила не по причине причинения тяжкого вреда здоровью, то преступление необходимо будет квалифицировать по совокупности статей, без опоры на ч.4 ст. 111 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Заключение

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью может рассматриваться в качестве оконченного преступления (при наличии признаков, описанных в частях 1–3 ст. 111 УК РФ) при причинении реальных вредных последствий. В ряде случаев развитие причинной связи в этих преступлениях не ограничивается наступлением тяжкого вреда здоровью и тогда наступает производное последствие – смерть потерпевшего, не входящая в содержательную сферу умысла виновного.

Причинная связь между преступным действием и последствием

В данном случае первое последствие и причинная связь между преступным действием и последствием находится в рамках основного умышленного преступного деяния. Дополнительные последствия, которые возникли вследствие причинения тяжкого вреда здоровью, находятся за пределами умысла действия преступного лица, а, значит, не могут быть рассмотрены в пределах основного преступления, так как они относятся к понятию неосторожной формы вины.

Причинная связь с умышленно причиненным воздействием

Следует подчеркнуть, что причинная связь наступившей смерти должна быть в обязательном порядке связана с умышленно причиненным воздействием на человека, то есть смерть должна наступить после причинения тяжкого вреда здоровью. Другие, случайные обстоятельства, которые не относятся к причинению тяжкого вреда здоровью, не могут быть взаимосвязаны с данным преступлением в рамках квалификации.

Взаимосвязь обстоятельств на момент совершения преступного деяния

Стоит подчеркнуть, что связь, прослеживаемая на момент наступления смерти и начавшей свое действие после нанесения вреда потерпевшему, называется причинной связью. При этом, в обязательном порядке рассматривается не только момент наступления смерти, в результате нанесения вреда здоровью потерпевшего, но, также и взаимосвязь с другими обстоятельствами, имеющими место на момент совершения преступного деяния.

Объективные свойства тяжкого вреда здоровью

Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации возможно выделение объективных свойств и признаков тяжкого вреда здоровью, который был причинен потерпевшему. Стоит обратить внимание, что присутствие даже одного из названых признаков уже может послужить основанием для признания вреда, причиненного потерпевшему, тяжким. Если же при анализе преступного деяния будет обнаружено несколько признаков, в данном случае необходимо будет квалифицировать преступное деяние с опорой на тот признак, который привел к большей степени тяжести вреда.

Объективная сторона преступления

Именно поэтому можно говорить о том, что объективная сторона исследуемого преступления характеризуется как противоправное преступное деяние по причинению тяжкого вреда.

Cкачать в формате pdf

(в редакции Федерального закона, действующей с 1 января 2024 г.)

История законодательства о безопасности

До 1997 г. в России отсутствовали законы, устанавливающие правовую основу и принципы обеспечения безопасности опасных промышленных объектов. Не были определены на законодательном уровне обязанности организаций, эксплуатирующих такие объекты. Требования безопасности, в т. ч. промышленной безопасности, были в документах государственных органов исполнительной власти: правилах безопасности, правилах устройства и безопасной эксплуатации, государственных стандартах (ГОСТ), строительных нормах и правилах (СНиП) и других нормативных документах, ориентированных на решение конкретных технических проблем.

Федеральный закон О промышленной безопасности опасных производственных объектов

В настоящее время ФЗ состоит из преамбулы, 22 статей, объединенных в 3 главы, и 2 приложений. Он распространяется как на создаваемые, так и на действующие опасные производственные объекты.

Требования к промышленной безопасности

Требования промышленной безопасности установлены ФЗ для всех стадий создания и функционирования опасного производственного объекта, начиная с его проектирования и заканчивая ликвидацией. В нем определены обязанности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, организаций, проводящих экспертизу промышленной безопасности, руководителей, и работников этих организаций, установлены нормы, регулирующие организацию и осуществление федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

Оценка положений ФЗ

Теоретическое и практическое толкование некоторых положений статей ФЗ может сопровождаться указанием на их возможные недостатки: нечеткую формулировку, отсутствие механизма реализации, наличие пробелов.

Список сокращений

  • АР ‑ административный регламент
  • БНА – Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти
  • ВМ ‑ взрывчатые материалы промышленного назначения
  • Госгортехнадзор ‑ Госгортехнадзор России
  • госнадзор – федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности
  • госполитика – государственная политика в области промышленной безопасности
  • госреестр ‑ государственный реестр опасных производственных объектов
  • ГТС – гидротехническое сооружение
  • ДПБ ‑ декларация промышленной безопасности
  • ЕАЭС ‑ Евразийский экономический союз
  • Закон ‑ Федеральный закон, Федеральный конституционный закон, Закон Российской Федерации
  • капремонт ‑ капитальный ремонт
  • капстроительство ‑ капитальное строительство
  • местный орган – орган местного самоуправления
  • НД ‑ нормативный документ
  • НПА ‑ нормативный правовой акт
  • ОБ ‑ обоснование безопасности опасного производственного объекта
  • ПБ – промышленная безопасность
  • ПД ‑ проектная документация
  • ПМЛА ‑ план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте
  • Правительство ‑ Правительство Российской Федерации
  • предприниматель – индивидуальный предприниматель
  • Президент ‑ Президент Российской Федерации
  • производственный контроль ‑ производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности
  • профобразование – дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности
  • РБ – руководство по безопасности
  • РГ – Российская газета
  • региональный орган ‑ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации
  • СЗР – Собрание законодательства Российской Федерации
  • стройнадзор – государственный строительный надзор
  • техперевооружение ‑ техническое перевооружение
  • техрегулирование – техническое регулирование
  • ТР ‑ технический регламент
  • ТУ – техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте
  • уполномоченный орган– федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности
  • федеральный орган ‑ федеральный орган исполнительной власти

Источник: www.pravo.gov.ru ‑ Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru;

ФНП ‑ федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности;

ЧС ‑ чрезвычайная ситуация;

экспертная организация ‑ организация, осуществляющая экспертизу промышленной безопасности;

эксплуатирующая организация ‑ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект (опасные производственные объекты);

ЭПБ ‑ экспертиза промышленной безопасности;

юрлицо – юридическое лицо.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

Принят Государственной Думой 20 июня 1997 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также ‑ организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

ГК признает юрлицом организацию, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Предпринимателем является гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юрлица, если он зарегистрирован в качестве предпринимателя.

Локализацию и ликвидацию последствий аварий следует понимать как локализацию аварий и ликвидацию последствий аварий. Об этом свидетельствует выражение "локализация аварии" в пункте 2 статьи 9 ФЗ.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее ‑ промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) ‑ состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий;

авария ‑ разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;

инцидент ‑ отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса;

технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, ‑ машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта;

вспомогательные горноспасательные команды ‑ нештатные аварийно-спасательные формирования, созданные организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы, из числа работников таких организаций;

обоснование безопасности опасного производственного объекта ‑ документ, содержащий сведения о результатах оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации опасного производственного объекта, требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта;

система управления промышленной безопасностью ‑ комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, осуществляемых организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в целях предупреждения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, локализации и ликвидации последствий таких аварий;

техническое перевооружение опасного производственного объекта ‑ приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств;

экспертиза промышленной безопасности ‑ определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности, указанных в пункте 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности;

эксперт в области промышленной безопасности ‑ физическое лицо, аттестованное в установленном Правительством Российской Федерации порядке, которое обладает специальными познаниями в области промышленной безопасности, соответствует требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, и участвует в проведении экспертизы промышленной безопасности.

ПБ в части защиты от аварий интересов (жизни и здоровья) личности работника связана с охраной труда, которая, согласно Трудовому кодексу, представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Они связаны в части предотвращения аварий, последствием которых могут быть несчастные случаи на производстве, но не в части ликвидации или локализации таких несчастных случаев, что невозможно.

Она также связана с указанными в Законе о техрегулировании видами безопасности: механической безопасностью (в части разрушения зданий, сооружений и ТУ), химической безопасностью (в части выбросов токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, опасных для окружающей среды), взрывобезопасностью (в части взрывов различной природы), термической безопасностью (в части безопасности оборудования, работающего при температуре свыше 115ºC), с безопасностью продукции (ТУ).

Один из синонимов ПБ опасных производственных объектов в ФЗ ‑ безопасность опасных производственных объектов. В отличие от широко используемой в ФЗ краткой формулировки "промышленная безопасность", эта формулировка встречается только в понятии "обоснование безопасности опасного производственного объекта".

ФЗ не разъясняет постоянно встречающуюся в нем формулировку "область промышленной безопасности". В области ПБ могут быть:

деятельность (преамбула, пункт 3 статьи 4, пункт 2 статьи 5, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 9, пункт 4 статьи 11, пункты 6, 8 статьи 141, пункт 4 статьи 16, пункт 1 статьи 162);

эксперты (статья 1, пункт 4 статьи 12, пункты 4, 6, 8‑10 статьи 13);

специальные познания (статья 1);

НПА, ФНП (статья 1, пункты 1, 4 статьи 3, пункты 1, 3 статьи 4, пункт 3 статьи 7, пункт 1 статьи 9, пункт 3 статьи 13, пункты 1 статей 16, 162);

правовое регулирование (пункт 1 статьи 4);

госполитика (пункт 1 стати 5);

функции (статья 5);

подготовка и аттестация (статья 9, статья 141);

цели и задачи (пункт 4 статьи 11);

общественные инспекторы (пункт 4 статьи 12, статья 162).;

госнадзор (пункт 3 статьи 14, статья 16);

профобразование (пункт 1 статьи 141);

общественный контроль (статья 162):

законодательство (статья 17).

В области ПБ могут быть также федеральные органы исполнительной власти, многократно упоминаемым в ФЗ.

Все перечисленное включается в область ПБ только тогда, когда оно имеет отношение к защищенности от аварий на опасных производственных объектах и от их последствий. В нее, очевидно, не включается все, что имеет отношение к защищенности от других событий, происшествий, не являющимися авариями, (например, инцидентов, несчастных случаев на производстве, пожаров, не связанных с авариями) и от их последствий.

Закон о страховании к авариям на опасном объекте, каковым может быть и опасный производственный объект, относит повреждение или разрушение сооружений, технических устройств, применяемых на опасном объекте, взрыв, утечку, выброс опасных веществ, обрушение горных пород (масс), отказ или повреждение технических устройств, отклонение от режима технологического процесса, сброс воды из водохранилища, жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, которые возникли при эксплуатации опасного объекта и повлекли причинение вреда потерпевшим.

Указанные в статье 1 аварии могут быть зависимыми событиями. Разрушение сооружений, ТУ может быть результатом взрыва или пожара, вызванного выбросом и возгоранием опасных (горючих) веществ. Взрыв может быть также результатом выброса таких веществ, образовавших с окислителем (например, с кислородом воздуха) взрывоопасную смесь, или выброса окисляющих веществ (хлора, жидкого кислорода). Выброс опасных веществ, в свою очередь, может быть вызван разрушением содержащих их сооружений, ТУ, в т. ч. в результате взрыва (например, оборудования, работающего под избыточным давлением).

Закон о страховании для опасных объектов, к которым принадлежат и опасные производственные объекты, объединяет понятия "авария" и "инцидент", приведенные в ФЗ, в одно понятие "авария на опасном объекте".

ТУ может быть и система машин, и каждая машина в этой системе. Наряду с понятием "технические устройства" в ФЗ используются понятия "приборы", "системы контроля" (статья 9), "оборудование", "механизмы" (приложение 1).

ФЗ не относит к ТУ, определенным в комментируемой статье, технические устройства, применяемые при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, техническом перевооружении, консервации или ликвидации опасного производственного объекта.

Под ТУ законодательство, видимо, понимает не только уже применяемые технические устройства, но и технические устройства, которые будут применяться, предназначены для применения на таком объекте. Закон о техрегулировании называет ТУ продукцией, каковой он считает результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в любых целях. О таком понимании свидетельствует и пункт 2 статьи 7 ФЗ (см. ниже).

Статья 2. Опасные производственные объекты

I класс опасности ‑ опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;

II класс опасности ‑ опасные производственные объекты высокой опасности;

III класс опасности ‑ опасные производственные объекты средней опасности;

IV класс опасности ‑ опасные производственные объекты низкой опасности.

Градостроительный кодекс относит отдельные виды опасных производственных объектов к особо опасным и технически сложным объектам, очевидно, особо опасным и технически сложным объектам капстроительства, т.к. он регулирует отношения, связанные именно с такими объектами. Согласно Градостроительному кодексу объектом капстроительства может быть как сам опасный производственный объект, так и здание, сооружение на нем. Законодательство, видимо, считает опасными производственными объектами не только действующие (эксплуатируемые) опасные производственные объекты, но и проектируемые или строящиеся объекты, которые будут признаны опасными производственными объектами после их регистрации в госреестре (см. ниже).

Предприятия (опасные производственные объекты), эксплуатируемые организациями (юрлицами или предпринимателями), являются объектами хозяйственной деятельности, т.е. материальными объектами, имуществом. Это согласуется с ГК, где предприятием признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, в состав которого входят, в частности, земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция. Таким образом, в ФЗ под опасным производственным объектом ‑ предприятием понимается определенный имущественный комплекс, однако в отличие от ГК предприятие необязательно должно использоваться для осуществления предпринимательской деятельности, целью которой является получение прибыли. Это видно из того, что ФЗ распространяется на все организации независимо от их организационно-правовых форм, т.е. и на организации, не занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Опасным производственным объектом может быть не только предприятие в целом, но и его цех, участок, площадка, т.е. часть предприятия. Опасный производственный объект как имущественный комплекс (или его часть), очевидно, не является продукцией в понятиях Закона о техрегулировании, т.к. представляет собой комплекс земельного участка, продукцией не являющегося, и разнородной продукции ‑ зданий, сооружений, оборудования, инвентаря (предметов), сырья (веществ). Следовательно, опасные производственные объекты не могут быть объектами техрегулирования в ТР, принимаемых в соответствии с этим Законом.

Статья 3. Требования промышленной безопасности

Обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Применение обоснования безопасности опасного производственного объекта без положительных заключений экспертизы промышленной безопасности такого обоснования и внесенных в него изменений (при их наличии) не допускается.

Обоснование безопасности опасного производственного объекта направляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности при регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре. Изменения, внесенные в обоснование безопасности опасного производственного объекта, направляются организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности в течение десяти рабочих дней со дня получения положительного заключения экспертизы промышленной безопасности.

В этом пункте перечислены виды документов, которые содержат требования ПБ. Такими документами могут быть законы и НПА Президента и (или) Правительства. Эти требования могут содержаться также в ФНП. Упоминаемые в одном ряду с законами, актами Президента и Правительства ФНП являются именно документами, а не положениями (условиями, запретами, ограничениями, требованиями) документов, выраженными в формах норм и (или) правил.

Окончание пункта 1 "в области промышленной безопасности" относится, очевидно, не только к ФНП, но и к законам, и к НПА Президента и Правительства, которые также должны быть "в области промышленной безопасности". В противном случае оказалось бы, что любые законы и НПА содержат требования ПБ независимо от сферы отношений, которую они регулируют.

Из этого пункта можно понять, что требования ПБ не принадлежат к нормам в области защиты населения и территорий от ЧС, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства или к обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством о техрегулировании.

Согласно Градостроительному кодексу лицом, осуществляющим подготовку ПД, могут быть застройщик, иное лицо либо предприниматель или юрлицо, заключившие договор подряда на подготовку ПД. Застройщик, иное лицо вправе выполнить подготовку ПД самостоятельно если они являются членами саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, либо с привлечением иных лиц по договору подряда на подготовку ПД.

Требования ПБ, установленные в ОБ, можно считать более обязательными для конкретного объекта, чем установленные в ФНП, поскольку, при наличии в таком ОБ отступлений от требований ФНП, эксплуатирующая организация обязана выполнять требования ОБ (пункт 1 статьи 9 ФЗ), а Ростехнадзор ‑ проверять их соблюдение (пункт 2 статьи 16 ФЗ). Для обеспечения возможности такой проверки в отношении внесенных в ОБ изменений эксплуатирующая организация обязана направлять их в Ростехнадзор.

Статья 4. Правовое регулирование в области промышленной безопасности

деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности;

безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

обоснованию безопасности опасного производственного объекта.

Установление и оценка применения содержащихся в федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности обязательных требований осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 № 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".

Под правовым регулированием в ФЗ, как и в других законах, очевидно, понимается правовое регулирование общественных отношений. Перечень НПА в пункте 1 комментируемой статьи, посредством которых осуществляется правовое регулирование в области ПБ, совпадает с перечнем документов, содержащих требования ПБ, в пункте 1 статьи 3 ФЗ, из чего, видимо, следует, что правовые нормы в них являются требованиями ПБ.

Для определения, в каких случаях или в части каких отношений правовое регулирование в области ПБ осуществляется другими законами, следует исходить из содержания ФЗ и этих законов. В случае противоречий между ФЗ и другим законом применяются нормы специального или последнего по времени вступления в силу закона.

НПА не могут противоречить законодательным актам (отменять, изменять эти акты), находятся "под ними". К подзаконным относятся НПА Президента, Правительства, федеральных органов и некоторых других органов и организаций. Все они, подобно законам, подлежат официальному опубликованию.

В соответствии со статьей 90 Конституции Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России и не должны противоречить Конституции и законам.

В соответствии со статьей 115 Конституции на основании и во исполнение Конституции законов, указов, распоряжений, поручений Президента Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Они также обязательны к исполнению в России и, в случае их противоречия Конституции, законам, указам и распоряжениям Президента, могут быть отменены Президентом.

Перечень требований в пункте 3 комментируемой статьи, которые устанавливают ФНП, частично совпадает с изъятиями из сферы регулирования Закона о техрегулировании. Этот Закон не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением требований к осуществлению деятельности в области ПБ, безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения таких требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

В 2020 г. Ростехнадзор утвердил новые ФНП, заменившие более полусотни ФНП, утвержденных им ранее. Последние в основном представляли собой переработанные документы Госгортехнадзора, в наименования которых вставлены слова "Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности".

Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов не вправе издавать собственные НПА. НПА могут быть изданы совместно несколькими федеральными органами или одним из них по согласованию с другими.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СДО от Почты России
Добавить комментарий