В мае этого года в СберАвто (часть экосистемы Сбера) появилась услуга СберАвтоподписка. Это аналог услуг по подписке на автомобиль, которые уже существовали ранее, но для российского рынка это была новинка. По подписке можно получить автомобиль в долгосрочную аренду и платить за него меньше, чем по автокредиту. Насколько это выгодно и кому подойдет такой формат – читайте в нашем обзоре.
Lada Vesta седан
1,6 Бензин (106 л.с.), МКПП, Передний привод, Седан, 4 дв.
Требования к подписчикам
Сервис может быть доступен с 2022 года во всех крупных городах России.
Стало известно, что АВТОВАЗ разрабатывает программу подписки на модели , которая должна быть запущена в 2022 году. Такая услуга набирает популярность по ряду причин, в том числе благодаря появлению поколения рент (от англ. — аренда) и тому, что по ежемесячным затратам это выгоднее автокредита, однако по окончании договора аренды клиент остается без автомобиля. Подробно автокредиты, потребительские кредиты и подписку на автомобили мы сравнивали в этом материале.
Как стало известно изданию «Ведомости», в данный момент специалисты АВТОВАЗа готовят презентацию для руководства предприятия. Решение же о запуске новой услуги будет принято ближе к концу 2021 года.
Напомним, что по подписке от Сбера Лада Веста обходится примерно в 15 тысяч рублей в месяц. В эту сумму входят налоги, страховки, техобслуживание и ремонт и так далее, исключая бензин, штрафы, затраты на парковку и прочие подобные расходы, связанные со стоимостью вождения, а не владения. При этом источник «Ведомостей» сообщил, что ни один проект подписки на автомобили в России пока на этом не зарабатывает. Это, скорее, имиджевая услуга.
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
Кому подойдет подписка?
Как мы выяснили, СберАвтоподписка будет дешевле автокредита на тот же срок, однако она ограничивает пробег автомобиля, а после истечения срока автомобиль забирает арендодатель. Тем не менее, и такая услуга может пользоваться популярностью – если найдет тех, кому она действительно подойдет.
Так, модель подписки может подойти тем, кто:
Тем не менее, СберАвтоподписка – услуга далеко не для всех. На автомобиле нельзя заниматься коммерческой деятельностью, нельзя ездить на слишком большие расстояния (больше 1-2 тысяч километров в месяц), и желательно не получать штрафы на дороге.
Но главный минус подписки – нет ощущения принадлежности автомобиля. Он полностью принадлежит банку, который за нарушения условий договора или после истечения срока аренды заберет его. Поэтому для тех, кому авто – не просто средство передвижения, на подписку не стоит даже смотреть.
Начальная цена седана Lada Vesta нового поколения в комплектации Comfort составит 1 239 900 рублей.
Подробный расклад по ценам на различные модификации Лады Весты NG смотрите здесь.
В стандартное оборудование автомобиля входят полностью светодиодная оптика спереди и сзади, две подушки безопасности, АБС, регулируемая по высоте и вылету рулевая колонка, запуск двигателя кнопкой, электростеклоподъемники всех дверей, электропривод и обогрев наружных зеркал, кондиционер и охлаждаемый перчаточный ящик, дисковые тормоза задних колес и другие функции.
Таким образом, базовое оснащение превосходит то, что предлагают некоторые конкуренты даже в С-классе.
Одно из важных нововведений обновленного автомобиля – цифровая приборная панель и мультимедийная система Lada EnjoY Vision Pro с 10-дюмовым экраном и сервисами Яндекс в старших комплектациях.
Для стартовой комплектации предложат выбор из двух моторов: 90 или 106 л.с. и 5-ступенчатую МКП.
Мнение эксперта
Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем»:
– Для АВТОВАЗа было принципиально важно установить конкурентоспособный ценник. И изначально было понятно, что в этом типоразмере (класс B+) Vesta обязана быть самым доступным автомобилем. Я предполагал, что цена машины в базовом исполнении будет 1 млн 200 тыс. – 1 млн 250 тыс., и так оно и оказалось.
Конечно, многое теперь будет зависеть от скорости насыщения дилерской сети, от спроса на машину и от поведения дилеров. А ВТОВАЗ обещал держать их в узде, и есть надежда, что машины в базовом исполнении будут продавать по очень близкой к рекомендованной цене.
Дополнительную информацию по другим комплектациям мы дадим в самое ближайшее время.
На сегодняшний день АВТОВАЗ произвел необходимый для дилерской сети запас из более 6,5 тыс. автомобилей, которые в ближайшее время начнут поступать в автосалоны марки Lada, а их на сегодняшний день 308.
Подробный разбор условий
СберАвтоподписка – это следующий этап после каршеринга и обычной аренды автомобилей. Соответственно, и цены на услугу определены так, чтобы укладываться в месячный бюджет клиента, но при этом обеспечивать компании возврат денег, вложенных в покупку автомобилей.
В перечне автомобилей есть как относительно бюджетные модели, так и модели более высокого ценового сегмента. Так как программа подписки подпадает под программу субсидирования от Минпромторга – она покрывает до 25% от стоимости аренды, однако отдельно ее сумма и условия не прописываются на сайте нигде.
Под субсидию подпадают самые бюджетные из представленных автомобилей – Lada Vesta, Volkswagen Polo и Skoda Rapid, а по остальным моделям клиентам предлагают платить полную цену аренды.
Сама цена зависит от того, на какой срок клиент ее оформляет и какой пробег ему будет разрешен – чем больше срок и меньше пробег, тем дешевле будет стоить месяц аренды. Начинаются цены от 14 700 рублей в месяц, но не все так просто. По моделям и условиям аренды цены примерно такие:
Самый дорогой автомобиль – Audi A4 – будет стоить клиенту как минимум 61,7 тысячи рублей в месяц.
Все автомобили клиент получает новыми, 2021 года выпуска и прямо в автосалоне. По всем моделям СберАвто предлагает автомобили с автоматической КПП, но не с максимально возможным объемом двигателя.
Что касается возможного пробега, он не так сильно влияет на стоимость аренды, однако по нему есть достаточно жесткие условия от СберАвто. Так, если клиент превысит оговоренный пробег, компания вправе разорвать договора аренды в одностороннем порядке и насчитать ему дополнительные суммы арендной платы. Такое же право есть у компании, если клиент наездит 80% оговоренного пробега раньше, чем пройдет половина срока аренды.
Что входит в цену, а что нет
Запуская новую услугу, в СберАвто рассказывали, что хотят приблизить стоимость подписки к реальной стоимости владения автомобилем. То есть, если человек покупает авто за миллион рублей, за год тратит на него еще 200 тысяч, а потом продает за 600 тысяч – стоимость владения составит 600 тысяч рублей за год. Соответственно, стоимость подписки и топлива должна быть для клиента примерно равна этой сумме.
Чтобы было так, в компании решили включить в цену подписки часть обязательных платежей:
Соответственно, все остальные расходы будут возлагаться на самого клиента. Он, помимо топлива и платы за парковку будет оплачивать штрафы ГИБДД, и другие связанные с автомобилем платежи.
Кроме того, у клиента есть обязанность проходить ремонты и обслуживание автомобиля только на авторизованных сервисах – иначе компания не оплатит эти работы. А если из-за ремонта в неофициальном сервисе автомобиль сломается – с клиента вычтут и за это.
Но еще интереснее то, что именно СберАвто будет ремонтировать за свой счет – это поломки и неисправности, которые не являются следствием ненормальной эксплуатации автомобиля. Другими словами, если компания посчитает, что автомобиль сломался по вине клиента – ремонтировать его будет клиент за свой счет. Это механические повреждения ходовой части, силового агрегата, шин и дисков, механические повреждения кузова и фар, повреждения в салоне и багажнике, и любые другие повреждения, возникшие из-за нарушения правил эксплуатации автомобиля.
По каждой поломке решающую роль играет заключение эксперта – если он посчитает, что поломка произошла по вине клиента, ему придется платить за ремонт.
Все административные штрафы за нарушения Правил дорожного движения должен оплачивать клиент – и это достаточно серьезный минус. Дело в том, что автомобиль формально принадлежит юридическому лицу, за которым числится сразу несколько автомобилей. Соответственно, практически все штрафы, которые получает автомобиль с камер (и не только), могут считаться повторными – в увеличенном размере и без возможности оплатить штраф со скидкой в 50%. Поэтому на автомобиле по СберАвтоподписке лучше вообще не нарушать ПДД – это очень дорого.
И еще один важный момент – парковка на газоне и грунте. Для юридических лиц за это предусмотрено строгое наказание – штраф в размере 300 тысяч рублей, который СберАвто оплатить за свой счет, а потом перевыставит клиенту в полном объеме.
Но это еще не все – кроме государственных штрафов, СберАвто выставляет клиенту также собственные пени и неустойки. Их весьма много:
Это далеко не все штрафные санкции, и почти все из них исчисляются десятками и сотнями тысяч рублей (впрочем, как и в компаниях по организации каршеринга). Поэтому, оформляя автомобиль в аренду, клиент должен быть крайне внимательным и ничего из правил не нарушать.
Реферальная программа и иные условия
В СберАвтоподписке есть также программа лояльности – каждый, кто приведет нового клиента, сможет получить бонусные баллы. Работает это через промокоды: каждый клиент получает индивидуальный промокод, который может передать любому человеку, который пока не пользовался сервисом.
Если клиент оформит по промокоду СберАвтоподписку, тот, кто ему дал этот код, получит бонусные баллы. Их сумма зависит от того, на какой срок был взять автомобиль и какой стоимости. Минимальный бонус – 5 тысяч баллов, максимальный – 20 тысяч. С помощью баллов можно оплатить до 50% очередного арендного платежа в сервисе по курсу 1 балл = 1 рублю. Хранятся баллы всего 6 месяцев.
Новый клиент, чтобы оформить подписку на автомобиль, должен быть старше 21 года и предоставить:
Компания проверяет заявки в течение одного рабочего дня, после чего клиент забирает автомобиль из одного салона в Москве, либо заказывает доставку по адресу. Правда, адресная доставка (как и услуга по отправке авто на шиномонтаж/техобслуживание) – платная.
После того, как клиент заберет автомобиль, он подписывает акт приема-передачи, затем он может пользоваться им весь установленный срок, главное – ежемесячно вносить оплату (она может автоматически списываться с выбранной карты Сбербанка).
Чем это отличается от кредита?
Услуга по аренде автомобиля в рамках подписки – относительно новая и еще малознакомая в России, в отличие от автокредита. На первый взгляд, у услуг есть общие черты – клиент получает новый автомобиль, после чего ежемесячно вносит за него обязательные платежи (да и получает он его только после проверки банком). Однако в действительности это совсем разные услуги.
Чтобы понять это лучше, приведем сравнение:
Как видно, условия различаются кардинально: если СберАвтоподписка – это возможность поездить на новом автомобиле и не заботиться о страховке и ремонте, то автокредит – это просто один из способов получить машину в собственность и пользоваться постоянно.
Что же касается сумм платежей, то их сравнивать сложно – в кредите есть первоначальный взнос и более долгий срок, а срок подписки пока ограничен тремя годами. Но если подобрать более-менее похожие условия, получится так:
При этом стоимость подписки – окончательная, тогда как данные по автокредитам указаны по данным сайтов автопроизводителей (то есть, по самым низким ставкам и без учета страховки).
Однако, учитывая, что после выплаты кредита автомобиль полностью становится собственностью заемщика, ситуация неоднозначная.
Суть подписки на авто
Несколько лет назад в мире появились сервисы, предоставляющие автомобили в долгосрочную аренду по модели подписки. Подписка – вообще распространенный формат оплаты разных сервисов и услуг. Так, сейчас по подписке предлагаются не только печатные издания – подписку можно оформить на фильмы и сериалы, услуги по доставке, банковские переводы и т.д. Тренд последнего времени – подписка на сервисы от одной экосистемы (например, «Яндекс. Плюс» или «СберПрайм»).
В мае 2021 года клиентам экосистемы Сбера стала доступна подписка на автомобили. Этим занимается СберАвто – подразделение экосистемы, которое специализируется на онлайн-продажах автомобилей, страховании и т.д. Услугу СберАвто оказывает совместно с компанией «Сбербанк Лизинг».
СберАвтоподписка – это услуга долгосрочной аренды на новые (и в перспективе – подержанные) автомобили. По своей сути услуга повторяет то, что предлагают другие компании с похожими услугами. Клиентам из Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей предлагают следующее:
Тем не менее, условия аренды достаточно жесткие: клиент не может использовать авто в коммерческой деятельности (например, работать таксистом или курьером), у него ограничен пробег автомобиля, да и за платные парковки тоже платить должен клиент (в отличие от каршеринга в Москве).
Поэтому стоит разобрать условия подписки более подробно.