Рост популярности онлайн-обучения в РЖД
В 2023 году рынок онлайн-образования вырос на 30%. Дистанционное обучение позволяет повышать навыки без отрыва от производства и снижает затраты на подготовку работников.
Платформа онлайн-обучения от РЖД
Холдинг РЖД создал собственную образовательную онлайн-платформу еще 20 лет назад. Если в первые годы внедрения количество программ измерялось десятками, то в конце 2023-го каталог увеличился на 18 307 курсов.
Чтобы справиться со стремительным увеличением нагрузки, разработчики РЖД каждый квартал модернизируют систему.
История развития системы дистанционного обучения
Система дистанционного обучения (СДО) заработала в РЖД в 2004 году. Изначально СДО создали для обучения технологов и пользователей информационных систем.
Спустя 20 лет платформа превратилась в полноценную систему персонализированного обучения: методисты стали уделять больше внимания программам саморазвития и гибким навыкам.
Популярные программы обучения
В 2023 году самым популярной программой стал курс Основы деловой этики. До 90% образовательных программ направлены на совершенствование профессиональных компетенций и сохранение уровня знаний о безопасности движения.
Остальные курсы уделяют внимание саморазвитию сотрудников.
Технические характеристики и развитие системы
Знаковым периодом для СДО стал 2010 год. На дистанционный формат перевели техническую учебу для локомотивных бригад: у компании сократились расходы на командировки, а машинистам больше не нужно тратить время на проезд до учебных центров.
Ежемесячно в СДО обучаются более 100 тыс. машинистов РЖД.
Оптимизация процессов и интерфейса
Интерфейс системы постоянно совершенствуется на основе пользовательского опыта и учитывает принципы проектирования UX/UI-дизайна.
За последние три года из СДО кадровые и производственные автоматизирование системы стали забирать данные. Так, информация о прохождении обучения стала доступна для принятия производственных и управленческих решений.
Развитие дистанционного обучения в РЖД
В 2019 году по мере роста числа обучающих программ Центр бренда работодателя и развития человеческого капитала (ЦБР) открыл отдел по разработке дистанционных курсов и разработал облачный конструктор курсов. Команда методистов ЦБР даже создала курс по профессии Разработчик дистанционных курсов. За пять лет это обучение прошли больше 800 человек, и РЖД объединили крупнейшую в стране команду внутренних разработчиков, работающих по единым стандартам.
Программы профессионального развития РЖД разрабатывает совместно с отраслевыми вузами, часть образовательных программ по росту корпоративных компетенций холдинг закупает у лидеров рынка дистанционного образования.
В 2020 году на платформе СДО стартовал проект Час знаний: сотрудники могут уделить час рабочего времени на повышение своих навыков. За четыре года для проекта разработали более 1230 дистанционных курсов. В 2021 году в российских магазинах приложений для Android и iOS появилось мобильное приложение РЖД СДО, что сделало обучение еще более удобным.
Опыт расширения дистанционного обучения
Опыт организации дистанционного обучения тиражируются и на дочерние компании РЖД. Например, ФПК приняла СДО как основу для развития своих сотрудников. Но система востребована не только в холдинге. За последние три года курсы СДО прошли больше 3000 студентов профильных вузов.
Курсы в СДО проходят в асинхронном режиме, когда студенты учатся в свободном графике. При этом в системе ежедневно проводится не менее 20 живых вебинаров на разные темы. Так, учебные центры профессиональных квалификаций – входная точка обучения для рабочих специальностей – используют вебинарную комнату СДО на постоянной основе.
Для повышения вовлеченности на платформе есть и элементы геймификации. За прохождение курсов сотрудник получает валюту СДО – километры. Пользователи могут потратить их на путешествие по России – от Калининграда до Владивостока. Также ведется рейтинг лучших сотрудников, участвующих в саморазвитии. Каждый год департамент управления персонала вручает победителям сертификаты на обучение в Корпоративном университете РЖД.
Перспективы развития системы
В перспективе развитие системы направлено на расширение линейки дистанционных курсов, внедрение персональных траекторий обучения и автоматизацию отбора людей в кадровый резерв.
Agile подход к развитию
У ГВЦ большой опыт внедрения проектов по дистанционному обучению РЖД. Мы создали типовые документы, позволяющие оперативно стартовать с любым видом обучения под конкретные потребности внутренних клиентов. Сейчас команда разработчиков ПКТБ-ЦЦТ готовит совершенно новую и более удобную СДО с учетом современных требований и импортозамещения. В основе лежит методология Agile, которая позволяет оперативно развивать систему под растущие потребности компании, – поделился Денис Сосин.
Распоряжение об утверждении Положения о единовременном вознаграждении работников структурных подразделений филиалов ОАО РЖД за обеспечением безопасности движения и вклад в культуру безопасности
Зарплата в РЖД
Монополистом на рынке транспортировки различных грузов по территории России является РЖД. Расшифровка РЖД – Российские Железные Дороги. Сегодня в ОАО трудится более 700 000 человек.
Очередная индексация зарплаты в РЖД в 2022 году
В 2022 году уже 2 раза зарплата в РЖД была проиндексирована сообщается на официальном сайте. Норма об индексации зарплаты включена в Коллективный договор ОАО РЖД. Решение об этом принимается не реже двух раз в год.
Средняя зарплата в РЖД в 2021-2022 году
В 2021 году заработная плата в РЖД была проиндексирована 3 раза (март, август и октябрь) и к концу года выросла на 5,2%. Средняя зарплата в РЖД в 2021 году составляла 72 000 рублей. К концу 2022 года средняя зарплата в РЖД будет 82 300 рублей.
Факторы влияющие на зарплату в РЖД
Иные факторы, от которых зависит зарплата РЖД, представлены в таблице:
Должность | Уровень месячной заработной платы (рублей) |
---|---|
Монтер пути (путеец) | 25 000 – 40 000 |
Главный инженер | От 100 000 |
Приёмосдатчик груза | 28 000 – 35 000 |
Контролер состояния железных дорог | 40 000 – 55 000 |
Электромонтёр | 45 000 – 70 000 |
Дежурный по поезду | 25 000-32 000 |
Кассир на вокзале | 36 000 – 53 000 |
Начальник участка пути | 54 000 – 100 000 |
Слесарь-сантехник | 25 000 – 40 000 |
Слесарь по ремонту подвижного состава | 40 000 – 45 000 |
Электромеханик | 60 000 – 65 000 |
Осмотрщик-ремонтник вагонов | 45 000 – 57 000 |
Сигналист | 38 000-40 000 |
Составитель поездов | 35 000 – 45 000 |
Регулировщик скорости движения вагонов | 30 000 – 55 000 |
Кроме того, вид перевозок, тип поезда и рейс также оказывают влияние на уровень заработной платы в РЖД.
Минимальная зарплата сотрудников Российских железных дорог, полностью выполнивших за месяц нормы рабочего времени и труда, обязательно должна быть не ниже МРОТ – 15 279 рублей с 1.06.22 года.
Зарплаты и профессии в Железных Дорогах России
Специалист по охране труда
От 45 000 до 90 000 рублей.
Дежурный по железнодорожной станции
От 25 000 до 45 000 рублей.
Оператор связи
От 25 000 до 35 000 рублей.
Начальник поезда
От 70 000 до 85 000 рублей.
Зарплата проводника
Средняя зарплата проводника составляет 44 000 рублей. Оклад зависит от различных факторов, таких как работа на новых составах.
Город | Зарплата |
---|---|
Москва | 37 000 |
Сочи | 32 000 |
Тула | 29 000 |
Пятигорск | 25 000 |
Брянск | 25 000 |
Зарплата охранников
Оценка услуг сотрудников ведомственной охраны не слишком высока. Некоторые данные о зарплате охраны РЖД представлены ниже.
- Москва: 37,000 рублей
- Сочи: 32,000 рублей
- Тула: 29,000 рублей
- Пятигорск: 25,000 рублей
- Брянск: 25,000 рублей
Контролер в пригородных поездах
По объявлениям, контролер в пригородных поездах может получать около 65 000 рублей. Возможен дополнительный заработок в виде 30% от штрафов, выплачиваемых безбилетными пассажирами.
На повышение оклада контролёр имеет право после долгих лет безупречной работы. Также ему необходимо сдать экзамен на разряд.
Внимательность и стрессоустойчивость – главные качества, которыми должен обладать контролёр. Взгляд на профессию изнутри. Рекомендуем посмотреть.
Сколько платят ревизорам
Средняя месячная заработная плата ревизора варьируется от 32 000 до 40 000 рублей. Ревизор обязуется следить за дисциплиной на РЖД. На работу принимают сотрудников с опытом работы от 36 месяцев.
Информация о том, сколько получает ревизор в разных российских городах, предоставлена в табличке.
Город Размер месячного оклада
Сколько зарабатывает руководство РЖД
Генеральный директор РЖД О.В Белозёров в 2023 году задекларировал доход на сумму 193 272 583 рублей.
Информация о доход первых заместителей генерального директора и других заместителей не афишируется.
Со список руководителей РЖД можете ознакомиться по ссылке.
Как начисляется зарплата
Зарплаты сотрудников РЖД выплачиваются ежемесячно. Рассчитывается размер оклада, исходя из часов, которые отработал сотрудник ОАО. Месячная норма составляет 176 часов.
Начальник компании обязан рассчитать з/п сотрудника в соответствии с законодательством РФ.
Нередко работники, трудящиеся на железной дороге, соглашаются работать внеурочно. Это учитывается при расчёте з/п. В конце месяца такие сотрудники ОАО получают большую сумму, нежели указано в договоре. Судя по отзывам, за хорошую работу РЖД выплачивает премии даже в условиях кризиса.
Также представители этой специальности имеют право на следующие бонусы:
Зависит от квалификации
Российские железнодорожники имеют право на получение максимальной з/п. Для этого они должны соответствовать следующим критериям:
Длительность стажировки для всех желающих получить работу в РЖД, варьируется от 90 до 120 дней.
Структура управления ОАО РЖД
Работа на электропоезде
Сегодня зарплата машиниста электропоезда РЖД 75 000 рублей и выдаётся в соответствии с повременно-премиальной системой.
Размер оклада складывается из следующих составляющих:
Помимо повышения оклада, сотрудник ОАО имеет право на бонусы. Ему полагается лечение за счёт компании в любом медицинском учреждении. Также машинист электропоезда имеет право на премиальные и квартальные. Размер дополнительных выплат составляет 30-40%.
Дмитрий Пегов возглавляет локомотивный комплекс ОАО «РЖД» без малого год. Проблем, ожидающих решения, у локомотивщиков накопилось немало. «Гудок» побеседовал с начальником Дирекции тяги, осветив лишь некоторые из них. То, что официальное железнодорожное СМИ сказало об этих вопросах вслух — верный признак, что появился шанс на их решение, а уж в том, что Пегов сложные вопросы решать умеет, не сомневается никто. Предлагаем нашим читателям оценить видение проблем главным локомотивщиком страны.
— Столкновения поездов с автотранспортом происходят довольно часто. Что предпринимается для минимизации рисков аварий и их последствий?
— Дирекция тяги подготовила перечень переездов с повышенным риском опасности, где зафиксировано пять и более случаев экстренного торможения в течение года. Также выделен 31 переезд, где машинисты применяли экстренное торможение более двух раз. Вся эта информация направлена в Центральную дирекцию инфраструктуры для выработки мероприятий по исключению случаев несанкционированного выезда автотранспорта на переезды.
Чтобы максимально обезопасить машинистов и помощников от последствий столкновения, в 2022 году были утверждены технические требования к системе защиты локомотивной бригады при аварийном столкновении локомотива с препятствием. Они предусматривают более жёсткие требования к прочности кабин.
Была разработана конструкторская документация на внедрение изменённых корпусов кабин большинства выпускаемых серий локомотивов. Поступление локомотивов с усиленными кабинами началось в июле 2023 года. На сегодняшний день поставлено 5 локомотивов 2ТЭ25Км, 22 локомотива 2ЭС6, 7 локомотивов 3ЭС5К, 1 локомотив 4ЭС5К.
Все разрабатываемые новые модели магистральных локомотивов 3TЭ28 и ЗЭС8 уже имеют штатно усиленную кабину управления.
Кроме того, разработана Памятка по порядку действий локомотивной бригады в случае неминуемого столкновения локомотива с внезапно возникшим на пути препятствием. Она содержит ссылку на видеоинструкцию. Памятка направлена на линейные предприятия и дополнительно размещена в разделе «Документация» личного кабинета машиниста.
Также принято решение уже в этом году внести дополнения в регламент взаимодействия работников, связанных с движением поездов, с работниками локомотивных бригад при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций на путях общего пользования инфраструктуры ОАО «РЖД». В этот документ добавлен порядок действий поездного диспетчера, дежурного по станции, а также начальника поезда в случае потери бдительности, ранения или гибели локомотивной бригады.
Но, учитывая печальную статистику — а в 2023 году количество ДТП на переездах возросло на 12%, погибли 54 человека, в том числе двое работников Дирекции тяги, — скажу, что нужны дополнительные меры безопасности.
В 2024–2025 годах необходимо определить места с ограниченной видимостью для локомотивных бригад перед переездами.
Для повышения бдительности водителей следует определить аварийно опасные участки автодорог перед переездами, чтобы перестроить их в виде S образных кривых и оснастить «лежачими полицейскими», а также соответствующими дорожными знаками и горизонтальной разметкой.
Нуждается в дополнении положение об организации работы с замечаниями работников ОАО «РЖД» в автоматизированной системе учёта: в Книге замечаний машиниста необходимо регистрировать несанкционированный выезд автотранспорта на переезд.
Кроме того, в рекомендациях I Международной научно-практической конференции «Безопасность движения поездов» содержатся разумные предложения, позволяющие снизить число ДТП на переездах. Предлагается направить в Минтранс обращение о внесении изменений в нормативные документы федерального уровня.
Изменения должны коснуться порядка согласования с владельцами железнодорожной инфраструктуры маршрутов проследования через переезды без дежурного работника грузовых машин с низкорамными полуприцепами. Также в рекомендациях закреплена инициатива о лишении прав водителей за нарушение правил проезда переездов и о внесении в критерии оценки эффективности работы глав администраций муниципальных образований показатель количества ДТП на переездах.
— Не менее сложной проблемой является количество проездов локомотивных бригад под запрещающий сигнал светофора. Справляются ли современные приборы безопасности с возложенной на них функцией?
— Локомотивы оборудуются устройствами безопасности в зависимости от типа машины, вида движения и состава локомотивной бригады. Современные комплексные устройства безопасности устанавливаются на пассажирские и грузовые локомотивы, а маневровые оборудуются, как правило, автоматической локомотивной сигнализацией АЛСН на базе релейного или микропроцессорного дешифратора, электронным скоростемером КПД-3 и телемеханической системой контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ).
Абсолютное большинство (более 90%) проездов светофоров с запрещающим показанием происходит при маневровой работе и на некодированных путях станций. Для эффективной работы устройств безопасности требуется соответствующее оснащение инфраструктуры. На сегодняшний день в условиях отсутствия необходимой информации из рельсовых цепей от точечных датчиков или по радиоканалу бессильны любые устройства безопасности.
Альтернативным решением являются системы технического зрения. Однако их стоимость составляет несколько миллионов рублей на один локомотив. В связи с этим внедрение их на маневровых локомотивах экономически нецелесообразно.
Алгоритмы современных комплексных устройств безопасности КЛУБ-У, БЛОК, БЛОК-М разрабатываются АО «НИИАС» и согласовываются причастными филиалами ОАО «РЖД». В основе алгоритмов этих систем лежат функции, заложенные более 20 лет назад для первого комплексного устройства КЛУБ-У.
Это контроль скатывания и допустимой скорости, контроль бдительности машиниста, исключение движения при выключенном или неисправном устройстве безопасности, определение координат поезда по данным спутниковой навигации и датчиков угла поворота, построение тормозной кривой к светофору с запрещающим показанием, предварительная световая и звуковая сигнализация.
Кроме того, комплексные устройства безопасности обеспечивают регистрацию на съёмный носитель более 50 параметров — против восьми, регистрируемых механическим скоростемером.
Как я уже говорил, алгоритмы реализации основных функций устройств безопасности не претерпели существенных изменений со времени их разработки.
В то же время функционал этих устройств постоянно расширяется, что неизбежно требует от машинистов дополнительных знаний и навыков по их эксплуатации. Как правило, новые функции и алгоритмы вводятся в устройства безопасности по инициативе эксплуатирующих организаций либо по решению руководителей ОАО «РЖД» после случаев нарушения безопасности движения.
Так, после инцидентов на станциях Купчинская и Мереть, когда допускался проезд светофоров с запрещающим показанием, в 13-м пакете программного обеспечения КЛУБ-У были реализованы новые функции, обеспечивающие построение тормозных кривых при следовании по некодированным путям станций, а также на станциях и перегонах с короткими блок-участками. Эти функции в некоторых случаях создают неудобства для машинистов, но при правильных действиях машиниста проблем не возникает. Несмотря на существующие замечания и недостатки, за время эксплуатации устройств безопасности КЛУБ-У и БЛОК применяемые алгоритмы подтвердили свою эффективность.
В настоящее время многочисленные замечания в работе устройств безопасности связаны с нестабильной работой системы спутниковой навигации. Из-за санкций в отношении России принято решение о принудительном отключении в устройствах безопасности данных от спутниковой навигационной системы GPS и переходе на данные системы ГЛОНАСС. Но эта система не всегда обеспечивает достоверное позиционирование локомотива, что вызывает сбои в работе устройств безопасности. Эта проблема сейчас находится в стадии решения.
В части работы ТСКБМ следует отметить, что основное её предназначение — снижение психофизиологической нагрузки на машиниста за счёт исключения периодических проверок бдительности. Некорректная работа этой системы, как правило, возникает в случае нарушения правил эксплуатации и обслуживания локомотива либо из-за влияния внешних радиопомех.
Система неоднократно подтверждала свою эффективность. Так, 8 января 2024 года на станции Мундыбаш ТСКБМ был остановлен маневровый состав, потерявший управление в связи с внезапной смертью машиниста.
Как бы то ни было, современные устройства безопасности необходимы для реализации новых технологий, таких как «Виртуальная сцепка», «Подвижные блок-участки», а также для решения других технологических задач.
— Ещё одна причина проездов запрещающего сигнала — зацикленность локомотивной бригады на доскональном выполнении регламента переговоров. При этом смысл сказанного ускользает: повторили всё верно, а сигнал проехали. Есть ли пути решения проблемы?
— Невыполнение регламента и ненаблюдение за сигналами, согласно статистике, — одна из самых распространённых причин проезда запрещающих сигналов.
Ведение служебных переговоров между машинистом, помощником, а также другими участниками перевозочного процесса не должно вызывать страх нарушения регламента. Предполагается, что он повышает осмысленность действий работников локомотивных бригад и причастных сотрудников при выполнении повторяющихся и иногда механических задач.
Дублирование необходимо для того, чтобы все участники движения убедились в правильности восприятия команды.
Переговоры должны вестись по регистрируемым каналам связи. В случае расследования причин нарушения это может как оправдать работника, так и установить его ошибку, что позволит в дальнейшем разработать необходимые корректирующие действия.
— Как Вы оцениваете качество сервисного обслуживания и ремонта локомотивов, ведь это тоже играет большую роль в обеспечении безопасности движения?
— Причинами неудовлетворительного качества ремонта тягового подвижного состава являются несколько факторов.
Во-первых, структуры контроля за качеством выполнения технологических операций в сервисных компаниях подверглись оптимизации, состав специалистов минимизирован.
Во-вторых, профессиональные компетенции ряда работников сервисных компаний оставляют желать лучшего.
В-третьих, допускается негативная практика допуска в производство запасных частей и материалов, не прошедших входной контроль.
Чтобы минимизировать риски, выполнение операций сервисного обслуживания контролируют инспекторы по приёмке локомотивов, разработаны карты приёмки основных серий. Учитывая важность неукоснительного выполнения требований к обслуживанию узлов и оборудования локомотивов, влияющих на безопасность движения, с сервисными компаниями заключены дополнительные соглашения. Они регламентируют требования к специалистам, имеющим соответствующий допуск к проведению работ.
В 2024 году в целях обеспечения надлежащего качества выпускаемой продукции запланировано проведение аудитов процессов управленческой и производственной деятельности предприятий ООО «ЛокоТех-Сервис» и ООО «СТМ-Сервис», находящихся в «красной зоне» рейтинга показателей безотказной работы.
Все эти меры позволяют воздействовать на сервисные компании, чтобы они планомерно приводили численность ремонтного персонала к фактической потребности, повышали квалификацию работников и уровень их заработной платы. Это должно повлиять на качество обслуживания локомотивного парка ОАО «РЖД».
— У работников локомотивных бригад нередко возникают вопросы к системе технической учёбы. В тестах содержатся некорректные или не относящиеся к деятельности тестируемого вопросы. Что делается в этом направлении?
— В процессе организации техучёбы применяются системы оценки уровня знаний локомотивного комплекса ОАО «РЖД» (АСПТ), дистанционного обучения (СДО), графического тестирования (АС ГРАТ). Используются они для разных целей.
Возможности для самоподготовки предоставляет СДО. Сегодня прохождение таких электронных курсов обязательно не менее одного раза в квартал.
АСПТ и АС ГРАТ предназначены для проверки знаний и квалификации сотрудников. Тестирование в АС ГРАТ обязательно к прохождению один раз в год. С 2023 года тестирование в АСПТ для локомотивных бригад сокращено с четырёх до двух раз в год. По остальным профессиям, подлежащим технической учебе (дежурный по депо, нарядчик локомотивных бригад, техник по расшифровке), — до одного раза в год.
Обучающий материал СДО и экзаменационный материал АСПТ должны строго соответствовать утверждённым планам технических занятий. Этот вопрос находится на контроле разработчика — Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства (ПКБ ЦТ).
Специалисты ПКБ ЦТ оперативно отрабатывают все обращения по качеству как обучающего, так и экзаменационного материала по технической учёбе. Большинство вопросов снимается после разъяснения теории или рекомендациями по соответствующей корректировке плана обучения.
За последнее время проведена работа по сокращению количества тестирований по темам технической учёбы, сокращён объём обучающих материалов, унифицирована большая часть дистанционных курсов СДО для локомотивных бригад.
В текущем году запланирован пересмотр регламента организации технической учёбы работников Дирекции тяги.
Будут учтены наиболее актуальные предложения региональных дирекций и локомотивных депо, осуществлён пересмотр теоретического и экзаменационного материала, чтобы сделать процесс технической учёбы наиболее информативным и доступным, а систему оценки знаний — более узконаправленной.
В целом же, убеждён, безопасность движения — это общая ответственность всех участников перевозочного процесса. И если все будут соблюдать соответствующие правила и инструкции, то аварий и других нештатных ситуаций на стальных магистралях станет значительно меньше. А достигнуть этого можно воспитанием у людей культуры безопасности. В случае с железнодорожниками я бы добавил ещё необходимость постоянного повышения уровня квалификации и приобретения новых профессиональных навыков.
Беседовал Сергей Вершинин, ИСТОЧНИК