Обновление парка ПК и оргтехники
В 2012 году затраты РЖД на компьютеры и оргтехнику превысили 1 млрд рублей. В филиалы компании для оснащения рабочих мест в рамках программы информатизации было поставлено свыше 28 тыс. ПК с мониторами, более 5 тыс. принтеров и около 1,5 тыс. сканеров.
По словам ИТ-директора РЖД Алексея Илларионова, расходы на ИТ в компании составляют 0,6-0,7%, максимум 1% от всех капитальных затрат холдинга. Всего же на ИТ в 2012 году РЖД планировал направить 18 млрд рублей.
При этом, Илларионов отмечал, что ежегодно ИТ-бюджет сокращается. Это происходит за счет общей оптимизации всей ИТ-инфраструктуры.
В апреле 2013 года в РЖД говорили TAdviser о планах потратить более 600 млн рублей на обновление компьютерного парка и оргтехники в своих территориальных подразделениях.
Наиболее крупным единовременным приобретением техники стала покупка свыше 10 тыс. моноблоков HP Compaq Pro 6300 для оснащения рабочих мест сотрудников в рамках программы по информатизации РЖД на 2013 год, которые обошлись примерно в 300 млн рублей, говорил собеседник TAdviser.
Вместе с этими моноблоками сотрудники РЖД получили порядка 1,7 тыс. принтеров Xerox и более 2 тыс. сканеров Fujitsu.
Компьютеры и оргтехнику в рамках этого проекта планировалось поставить в филиалы РЖД в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Ярославле, Воронеже, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Саратове, Самаре, Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Чите, Хабаровске и Южно-Сахалинске до конца ноября 2013 года.
Порядка 2 млрд рублей в 2013 году РЖД направил на модернизацию Главного вычислительного центра и его структурных подразделений. Подробнее о проекте.
Билетов РЖД продается онлайн
В 2022 году около 63% билетов на поезда дальнего следования РЖД было продано через интернет. Об этом замгендиректора компании Евгений Чаркин рассказал 13 июля 2023 года.
По его словам, РЖД могут продавать билеты только в электронном виде, однако есть пассажиры, которые пока к этому не готовы.
Чаркин подчеркнул, что компания обязана предоставлять свои сервисы абсолютно всем категориям граждан.
Как сообщили в РЖД, онлайн-сервисы позволяют сделать планирование путешествия очень удобным: через официальный сайт можно оформить билеты в том числе в специальные купе для маломобильных граждан, а также перевозку животных, дополнительной ручной клади и багажа, выбрать услугу дополнительного питания.
Мобильное приложение РЖД Пассажирам
Пользователь смартфонов на базе операционной системы Android или iOS могут воспользоваться официальным мобильным приложением РЖД Пассажирам. Среди его полезных функций – опция Отслеживание билетов, которая уведомляет пользователей о появлении свободных мест в поезде. При появлении свободных мест система отправляет пуш-уведомление.
Помимо этого, в приложении пассажиры могут узнать стоимость билетов на ближайшие даты, найти навигацию по вокзалам, посмотреть онлайн-табло и получить ответы на часто задаваемые вопросы.
Оплата билетов через быстрые платежи
В 2022 году Российские железные дороги предложили пассажирам возможность оплаты билетов через систему быстрых платежей (СБП).
Росжелдор докладывает о цифровизации
6 февраля 2023 года президент Владимир Путин встретился с главой РЖД Олегом Белозеровым. В рамках доклада глава компании рассказал о цифровых технологиях, которые активно развиваются. Он упомянул о квантовых коммуникациях и ИТ-платформе для построения систем управления ресурсами крупных предприятий.
Олег Белозеров отметил, что компания работает над развитием квантовых коммуникаций и выполняет поручения вовремя. Он также упомянул переход РЖД с ERP-системы SAP на решение 1C:ERP. Руководитель РЖД поделился данными о том, что 74% проданных в 2022 году билетов на поезда были электронными.
Замещение ПО IBM, SAP и Oracle
1 декабря 2022 года РЖД объявили о расходах на замещение зарубежного программного обеспечения на российские системы. Компания оценила расходы в 6,4 млрд рублей на девять проектов, включая системы учета локомотивов, решения для моделирования пассажиропотоков и управления инфраструктурой.
О проектах РЖД по переходу на отечественное ПО
По данным издания, самый дорогой проект в 1,84 млрд рублей предусматривает разработку новой версии системы продажи билетов АСУ Экспресс. Она будет создаваться на базе Ред ОС и системы управления базами данных (СУБД) Postgres Pro Enterprise. Кроме того, у РЖД уже есть лицензия, которая позволяет использовать систему управления базами данных (СУБД) на любых поддерживаемых ОС, подтвердил газете замгендиректора Postgres Professional Иван Панченко.
РЖД потратили 6,4 млрд рублей на замещение ПО IBM, SAP и Oracle
Все критические функции Экспресс-3 планируется перенести в новую версию ПО к декабрю 2024 года. Реализацию проекта необходимо начать не позднее первого квартала 2023 года, указывается в паспорте проекта. Разработчик системы, АО Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ, принадлежит ОАО РЖД), отказался раскрывать информацию о проекте. В апреле 2022 года заместитель гендиректора ВНИИЖТ Елена Мартынова рассказала газете Гудок о работе над АСУ Экспресс. Новое поколение, в материале отмечалось, что РЖД планируют начать выводить Экспресс-3 из эксплуатации с 2024 года.
Заместитель гендиректора РЖД рассказал о готовящемся плане полного избавления от SAP
РЖД совместно с правительством разрабатывает дорожную карту по миграции российских госкомпаний с ERP германского вендора SAP на отечественные решения. Об этом 31 мая на TAdviser Summit 2022 рассказал заместитель генерального директора РЖД Евгений Чаркин. По его словам, работа над дорожной картой будет завершена уже в ближайшее время. РЖД станет первой госкорпораций, которая реализует переход с SAP на российское ПО.
РЖД закупает российское ПО на 1 млрд рублей
В конце марта 2022 года стало известно о покупке РЖД лицензии на использование системы управления базами данных (СУБД) российской компании Postgres Professional. Согласно информации на сайте госзакупок, речь идет о контракте в 1,08 млрд рублей.
Путин поручил перевести РЖД на отечественное ПО
По итогам выступления на пленарном заседании III Железнодорожного съезда 29 ноября 2017 года президент Владимир Путин дал поручение правительству РФ совместно с РЖД обеспечить разработку и утверждение плана мероприятий, направленного на преимущественное использование РЖД отечественного программного обеспечения (ПО).
Чтобы успешно работать на внутреннем рынке и наращивать транзитный потенциал России, отечественным перевозчикам необходимо постоянно развиваться, повышать скорость, качество, удобство обслуживания пассажиров и перевозки грузов, отметил Путин на заседании. Это, считает президент, означает модернизацию управления на железной дороге и отработку более эффективных методов движения составов, предложение новых, современных логистических услуг.
Для этого необходимо шире использовать цифровые технологии и при внедрении таких решений нужно делать упор на отечественные разработки, на использование конкурентного российского программного обеспечения, – заявил Путин. – Прошу правительство тщательно контролировать эти процессы, в том числе в рамках работы комиссии по импортозамещению.
Ответственными за исполнение этого поручения Владимир Путин назначил председателя правительства Дмитрия Медведева и президента РЖД Олега Белозерова. Срок исполнения он обозначил 15 февраля 2018 года. Контролировать исполнение мероприятий в рамках этого поручения в дальнейшем будет Медведев.
Планы создания центра исследования цифрового транспорта с НКК и IBM
В октябре 2017 года РЖД, Российская экономическая школа (РЭШ), Национальная компьютерная корпорация и IBM в России и СНГ подписали соглашение о сотрудничестве. Оно предполагает создание на базе РЭШ Центра исследования цифрового транспорта для систематизации научных исследований и передовых практик в сфере цифровой экономики. Подробнее здесь.
Половина ПК в РЖД использует ОС с повышенной подверженностью угрозам
Поддержку Windows XP вендор прекратил в 2014 году. С того момента пользователи этой версии ОС перестали получать обновления, повышающие защиту компьютера. В Microsoft ранее заявляли, что без обновлений безопасности компьютер становится более уязвимым для вирусов и других угроз.
Исключением стал выпуск Microsoft обновлений безопасности для Windows XP в мае 2017 года на фоне массовых кибератак по всему миру с помощью вируса WannaCry, использующих уязвимость в ОС Windows. Под хакерский удар тогда попала и РЖД.
Всего в РЖД примерно 230 тыс. ПК
Помимо устаревшей версии ОС Windows, на ПК РЖД используются офисные приложения пакета Microsoft Office 2007, на которые в 2017 году должна прекратиться вендорская поддержка и перестанут выходить обновления ПО, в том числе патчи безопасности. В РЖД также имеются экземпляры и еще более старой версии офисного пакета – Microsoft Office 2003, следует из того же технического задания.
Исключением с точки зрения ОС являются ПК центрального аппарата РЖД, основная часть которых работает под управлением ОС Microsoft Windows 7. Но и там в основном используется офисный пакет Microsoft Office 2007.
В РЖД рассказали TAdviser, что по состоянию на июнь 2017 года в их организации в общей сложности насчитывается более 200 тысяч ПК. В компании ведется постепенная замена старых ПК с устаревшими версиями Windows на новые, с актуальной версией операционной системы, добавили в РЖД. В компании подчеркнули при этом, что весь существующий парк ПК находится под надежной эшелонированной защитой, в которую входят как технические средства – например, современные антивирусные решения от «Лаборатории Касперского» и средства противодействия сетевым атакам, так и организационные – ограничения на взаимодействие с ресурсами сети Интернет, что многократно снижает вероятность эксплуатации уязвимостей, свойственных старым ОС.
Развитию «кибернетических пандемий» также противостоят сегментация корпоративной сети и современные средства мониторинга и реагирования на события информационной безопасности, говорят в РЖД.
Компания рассматривает разные варианты обновления ИТ-ландшафта, в том числе и отечественные сборки Linux. К сожалению, такой переход ограничен богатым наследием прикладных программ, работающих под Windows, – заявили TAdviser в пресс-службе РЖД.
Впрочем, при разработке новых информационных систем будет учитываться возможность ухода в сторону «легковесных» клиентов с возможностью работы под Linux, говорят в компании.
Планы по замене устаревшего пакета Microsoft Office 2007 в РЖД есть для ограниченного количества офисных пакетов «профессиональных пользователей», офисных работников и топ-менеджеров, составляющих менее 10% от общего числа рабочих мест. Для большинства пользователей возможна замена офисных пакетов на отечественные или на пакеты с открытым кодом, сказали TAdviser в РЖД.
РЖД переведет свои предприятия с SAP на «1С» с целью импортозамещения и экономии
В мае 2017 года на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) РЖД и «1С» подписали соглашение о сотрудничестве. Оно направлено на поддержку реализации стратегии импортозамещения зарубежного ПО, разработки и внедрения решений на платформе «1С:Предприятие» в РЖД, следует из официального сообщения компаний.
ИТ-директор РЖД Евгений Чаркин рассказал TAdviser, что РЖД планирует заменить SAP на части своих предприятий, реализовав двухуровневую стратегию в области ERP. Она предусматривает использование SAP на крупных предприятиях со сложными процессами, а «1С» – на небольших предприятиях с типовыми процессами.
Подробнее о проекте смотрите здесь.
В 2023 году рынок онлайн-образования вырос на 30%. Дистанционное обучение позволяет повышать навыки без отрыва от производства и снижает затраты на подготовку работников. Холдинг «РЖД» создал собственную образовательную онлайн-платформу еще 20 лет назад. Если в первые годы внедрения количество программ измерялось десятками, то в конце 2023-го каталог увеличился на 18 307 курсов. Чтобы справиться со стремительным увеличением нагрузки, разработчики РЖД каждый квартал модернизируют систему.
Система дистанционного обучения (СДО) заработала в РЖД в 2004 году. Изначально СДО создали для обучения технологов и пользователей информационных систем. Спустя 20 лет платформа превратилась в полноценную систему персонализированного обучения: методисты стали уделять больше внимания программам саморазвития и гибким навыкам. Так, в 2023 году самым популярной программой стал курс «Основы деловой этики».
«До 90% образовательных программ направлены на совершенствование профессиональных компетенций и сохранение уровня знаний о безопасности движения. Остальные курсы уделяют внимание саморазвитию сотрудников. Помимо развития функций системы, мы постоянно работаем над увеличением ее производительности, так как нагрузка на систему каждые два года растет в три раза», – рассказал руководитель направления сопровождения цифрового обучения Главного вычислительного центра (ГВЦ) ОАО «РЖД» Денис Сосин.
Знаковым периодом для СДО стал 2010 год. На дистанционный формат перевели техническую учебу для локомотивных бригад: у компании сократились расходы на командировки, а машинистам больше не нужно тратить время на проезд до учебных центров. Ежемесячно в СДО обучаются более 100 тыс. машинистов РЖД. В 2011 году система стала доступной 24/7 в интернете и мобильном приложении. Несмотря на все плюсы, нагрузка на платформу росла и каждые два года утраивалась. Сейчас СДО посещает около 80 тыс. человек ежедневно. В пиковое время, с 7 до 11 часов, одновременно учатся до 30% пользователей. Чтобы в СДО не было сбоев и время загрузки не увеличивалось, разработчики каждый квартал оптимизируют приложение. Сначала сотрудники ГВЦ тестируют системы – имитируют основные действия посетителей. Тесты работают в круглосуточном режиме и накапливают статистику по ошибкам, которые передают разработчикам для проведения анализа и запуска работ по оптимизации ПО. Следить за подсистемами и серверами СДО администраторам помогает сервис Zabbix.
Интерфейс системы постоянно совершенствуется на основе пользовательского опыта и учитывает принципы проектирования UX/UI-дизайна. За последние три года из СДО кадровые и производственные автоматизирование системы стали забирать данные. Так, информация о прохождении обучения стала доступна для принятия производственных и управленческих решений.
В 2019 году по мере роста числа обучающих программ Центр бренда работодателя и развития человеческого капитала (ЦБР) открыл отдел по разработке дистанционных курсов и разработал облачный конструктор курсов. Команда методистов ЦБР даже создала курс по профессии «Разработчик дистанционных курсов». За пять лет это обучение прошли больше 800 человек, и РЖД объединили крупнейшую в стране команду внутренних разработчиков, работающих по единым стандартам. Программы профессионального развития РЖД разрабатывает совместно с отраслевыми вузами, часть образовательных программ по росту корпоративных компетенций холдинг закупает у лидеров рынка дистанционного образования. В 2020 году на платформе СДО стартовал проект «Час знаний»: сотрудники могут уделить час рабочего времени на повышение своих навыков. За четыре года для проекта разработали более 1230 дистанционных курсов. В 2021 году в российских магазинах приложений для Android и iOS появилось мобильное приложение РЖД СДО, что сделало обучение еще более удобным.
Опыт организации дистанционного обучения тиражируются и на дочерние компании РЖД. Например, ФПК приняла СДО как основу для развития своих сотрудников. Но система востребована не только в холдинге. За последние три года курсы СДО прошли больше 3000 студентов профильных вузов. Курсы в СДО проходят в асинхронном режиме, когда студенты учатся в свободном графике. При этом в системе ежедневно проводится не менее 20 живых вебинаров на разные темы. Так, учебные центры профессиональных квалификаций – входная точка обучения для рабочих специальностей – используют вебинарную комнату СДО на постоянной основе. Для повышения вовлеченности на платформе есть и элементы геймификации. За прохождение курсов сотрудник получает «валюту» СДО – километры. Пользователи могут потратить их на путешествие по России – от Калининграда до Владивостока. Также ведется рейтинг лучших сотрудников, участвующих в саморазвитии. Каждый год департамент управления персонала вручает победителям сертификаты на обучение в Корпоративном университете РЖД.
В перспективе развитие системы направлено на расширение линейки дистанционных курсов, внедрение персональных траекторий обучения и автоматизацию отбора людей в кадровый резерв.
«У ГВЦ большой опыт внедрения проектов по дистанционному обучению РЖД. Мы создали типовые документы, позволяющие оперативно стартовать с любым видом обучения под конкретные потребности внутренних клиентов. Сейчас команда разработчиков ПКТБ-ЦЦТ готовит совершенно новую и более удобную СДО с учетом современных требований и импортозамещения. В основе лежит методология Agile, которая позволяет оперативно развивать систему под растущие потребности компании», – поделился Денис Сосин.
Главный вычислительный центр – филиал ОАО «РЖД» (ГВЦ РЖД) предложил новый подход к поиску молодых кандидатов на трудоустройство. В отделе по управлению персоналом ГВЦ РЖД обратились к опыту студенческих трудовых отрядов, который в разные годы был распространен в нашей стране. Тогда студентов привлекали для оплачиваемой работы во время летних каникул на крупные стройки, вожатыми в детские лагеря, проводниками в поезда дальнего следования. В 2023 году ГВЦ РЖД в сотрудничестве с региональными вузами сформировал студенческие ИТ-отряды, которые в течение двух месяцев работали над реальными задачами в информационно-вычислительных центрах РЖД.
Как попасть в ИТ-отряд
Участие в отборе на ИТ-стажировку приняли студенты профильных направлений региональных вузов: • Сибирского государственного университета путей сообщения• Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I• Самарского государственного университета путей сообщения • Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва,• Поволжского госуниверситета телекоммуникаций и информатики • Самарского государственного экономического университета• Самарского государственного технического университета
Изображения сгенерированы нейросетями Midjourney, Stable Diffusion
Чтобы выбрать лучших кандидатов в студенческий ИТ-отряд в ГВЦ разработали специальные тесты для проверки ИТ-навыков, а также применили используемые в ОАО «РЖД» тесты для оценки числовых и вербальных способностей, системного мышления, логики и эрудиции. С помощью этих инструментов выявили наиболее подготовленных студентов. Кандидаты, набравшие наивысшие баллы, прошли собеседования, по результатам которых их распределили на решение определенных задач. Руководили стажерами начальники отделов и наставники из числа опытных работников по направлению деятельности.
Больше чем стажировка
Во время двухмесячной оплачиваемой стажировки студенты решали реальные производственные задачи. На полигоне Самарского ИВЦ команда ИТ-отряда под руководством опытных наставников реализовала проект цифрового помощника на базе системы АС «Виртуальный консультант». На базе платформы RPA ребята роботизировали рутинную операцию технолога, которая теперь выполняется в информационной системе без участия специалиста-человека.
Студенты автоматизировали процессы эксплуатации программно-технических комплексов. Эти задачи они реализовали с помощью Ansible – инструмента автоматизации конфигурации и управления инфраструктурой, который позволяет работать с большим количеством серверов одновременно. По итогам работ был создан проект, в котором находятся Ansible-роли – подпрограммы, выполняющие определенную настройку. Они будут использоваться для настройки серверной инфраструктуры на Куйбышевской железной дороге и на других дорогах ОАО «РЖД».
Также студенты сделали корректировку разметки показателей двух отчетов – «О выполнении расписания движения грузовых поездов» и «О выполнении расписания движения пригородных поездов», разработали дизайны информационных панелей (дашбордов) сайтов.
В Новосибирском ИВЦ участники ИТ-отряда создали виртуального планера с возможностью подключения к ЭПС – полноценную разработку с привязкой к календарю и возможностью планирования встреч. Студенты разработали и ввели в действие автоматизированную систему «Мониторинг обновления паролей». На основе сформированного ими плейбука паролей проверяются сроки истечения паролей пользователей, проходит генерация нового пароля. На базе Санкт-Петербургского ИВЦ студенты выполнили проект по автоматизации процессов развертывания и установки СПО.
Свои решения участники ИТ-отряда вначале обсуждали внутри команд, затем представляли их наставникам, которые оценивали предложенные решения, вносили корректировки и давали необходимые консультации.Как отметили наставники, студенты обучились способам работы с информацией, применяемым в информационно-вычислительных центрах, командной работе над проектом, расширили набор инструментов программирования и навыки их использования, получили навыки работы с импортонезависимым ПО, с докер контейнерами, приобрели знания автоматизации процессов.
«После стажировки 22% участников остались работать в вычислительных центрах. Еще 10% выразили желание вернуться к нам после получения диплома. Для нас как для работодателя этот проект предоставляет уникальную возможность найти потенциальных сотрудников еще на студенческой скамье, посмотреть на реальные навыки и способности ребят, а также сократить период адаптации при последующем трудоустройстве»,– отметила начальник отдела аналитики и коммуникаций ГВЦ Виктория Лычакова.
Студенты научились использовать инструменты автоматизации конфигурации и управления инфраструктурой для упрощения и ускорения процессов поддержки программных комплексов ОАО «РЖД». Кроме того, они участвовали в групповых тренингах, тематических дискуссиях, изучали метод мозгового штурма для поиска решений, решали ситуационные кейсы. Стажировка способствовала развитию коммуникативных навыков и ответственности за результат.
«На 2024 год мы планируем расширить географию проекта и количество участников. Стажировки пройдут в Екатеринбургском, Самарском, Нижегородском, Иркутском, Ярославском, Санкт-Петербургском, Ростовском, Челябинском и Новосибирском ИВЦ, и принять в них участие сможет в 2,5 раза больше студентов. Также в планах в планах на год развивать взаимодействие с техническими вузами, планируем привлекать наших руководителей для чтения лекций и участия в формировании программ обучения»,– рассказывает заместитель директора по управлению персоналом и социальным вопросам ГВЦ Валентина Палиивец.
Студент СамГУПС Петр Каменнов:«За время работы в ИТ-отряде я познакомился с новой для себя платформой Robin и получил практику в разработке на языке C#. Важно также, что я получил социальные навыки, связанные с работой в коллективе».
Студентка ПГУТИ Влада Трушина:«Мы работали с разными инструментами, в том числе, с figma, а также с языками программирования — языком гипертекстовой разметки HTML и языком стиля CSS. Мой первый опыт верстки оказался весьма успешным».
Студентка СамГТУ Арина Малкина:«За два месяца в ИТ-отряде мы поработали в команде и над индивидуальными проектами. В итоге мы «собрали» и представили проект. За время работы мы углубились в знание figma, я впервые верстала и даже написала скрипт, который успешно работал. Работали и с языками программирования».
Стратегия цифровой трансформации
Основная статья: Стратегия цифровой трансформации РЖД
Система управления вокзалами
Основная статья: РЖД: Система управления вокзалами
Доля отечественного ПО – 80%, оборудования – 60%
23 мая 2016 года стало известно о планах РЖД увеличить долю российского программного обеспечения в своей ИТ-системе до 80% через четыре года. В случае с ИТ-оборудованием ожидается показатель в 60%. Это заявление сделал директор по информационным технологиям РЖД Евгений Чаркин в ходе форума «ИТ+Суверенитет», сообщает ТАСС Информационное агентство России.
Если говорить о наших планах, то к 2020 году мы планируем, что 100% алгоритмов и методик будут российскими, 80% программного обеспечения будет российским. По аппаратному обеспечению, очень надеюсь, эта цифра будет 60%, но для этого нужно сделать очень серьезный рывок, — сказал Чаркин.
По его словам, Россия сильно отстает от западных стран в части производства оборудования, однако РЖД все равно старается по возможности отдавать предпочтение отечественной сборке.
РЖД планирует увеличить долю российского ПО до 80% в своей ИТ-системе
К маю 2016 года в ИТ-системе РЖД используется 90% алгоритмов и методик, разработанных российскими компаниями. В отношении софта и оборудования доля отечественных решений составляет 30% и 10% соответственно. При этом 80% АСУТП переведено на отечественные платформы, отметил Евгений Чаркин.
Он добавил, что РЖД, будучи госкомпанией, заинтересована в поддержке государством финансирования разработчиков высокопроизводительных СУБД и элементной базы для аппаратного обеспечения.
С точки зрения ПО существует жесткое требование — интеллектуальная собственность должна быть передана РЖД независимо от внешних подрядчиков, — отметил Чаркин.
ИТ-паспорт проектов в РЖД
Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем РЖД (ОЦРВ)1С:Документооборот 8СЭД2024
ТерраТех (TerraTech)ТерраТех: Дистанционный космический мониторингГИС – Геоинформационные системы2024
LuxmsLuxms BIBI, Big Data2023
AMS Software (Эймс Софтвэр)AMS Software: PDF CommanderОфисные приложения2023
МегаФонИскусственный интеллект (ИИ, Artificial intelligence, AI)Big Data, Data Mining, Data Quality – Качество данных, Робототехника2023
ASP Vending (Венд-Сервис)Vendotek Терминалы безналичной оплаты2023
ТрансСофтТелематика, НИИАС Институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте, Транс-ТелематикаПроекты ИТ-аутсорсинга, Видеоаналитика (проекты)ИТ-аутсорсинг, Системы видеонаблюдения, Системы видеоаналитики2023
Без привлечения консультанта или нет данныхПроекты построения комплексной телеком-инфраструктуры2023
VizorLabs (Визорлабс)Визорлабс Ревизор (VizorLabs Digital Supervisor)HRM, Системы видеонаблюдения, Системы видеоаналитики2023
Группа компаний ЦРТ (Центр речевых технологий)ЦРТ: ChatNavigator, ЦРТ:VoiceKey.Platform, ЦРТ: Speech Analytics LabCRM, CRM – Системы лояльности, Call-центры, Речевые технологии, ИБ – Биометрическая идентификация, ИБ – Система обнаружения мошенничества (фрод), Data Mining2023
Транс-ТелематикаНИИАС: Техновизор Подсистема технического зренияСистемы видеоаналитики2023
Группа компаний 15202023
Без привлечения консультанта или нет данныхПроекты систем контроля доступа, основанные на идентификации человека (биометрия)ИБ – Биометрическая идентификация, СКУД – Системы контроля и управления доступом2023
Aripix Robotics (Арипикс Роботикс)Aripix A1 Робот-манипуляторРобототехника, Роботы Промышленные2023
Связь инжиниринг МПроекты АСКУЭАСКУЭ2023
Гринатом (Greenatom)Astra Linux Common EditionОС2022
МультиКартаСистема Быстрых Платежей (СБП)Системы дистанционного банковского обслуживания2022
ТрансТелеКом (ТТК)АС: CallSharkIP-телефония, Видеоконференцсвязь2022
Системс (ранее Сименс Россия), Синара-Транспортные Машины (СТМ), Сименс Мобильность (Siemens Mobility)Проекты ИТ-аутсорсингаИТ-аутсорсинг2022
Национальный центр информатизации (НЦИ), ТрансинформПерсональные компьютеры (ЭВМ), Baikal, ЭльбрусОфисная техника, Процессоры2022
Без привлечения консультанта или нет данныхSAP HANA (High Performance Analytic Appliance), SAP S/4HANA, Oracle DatabaseСУБД, ERP, MES – Управление производствами и ремонтами, SaaS – Программное обеспечение как услуга2022
Axelot (Акселот)Axelot WMS X5WMS, Складская автоматизация2022
ТрансТелеКом (ТТК)Проекты СКС и беспроводной сетевой инфраструктурыСКС2022
Без привлечения консультанта или нет данныхИскусственный интеллект (ИИ, Artificial intelligence, AI)Big Data, Data Mining, Data Quality – Качество данных, Робототехника2022
ЛАНТЕРПроекты построения комплексной ИТ-инфраструктурыИТ-аутсорсинг, Серверные платформы2022
Трансинфосеть, Smart Engines (Смарт Энджинс)Smart ID Engine (ранее Smart IDReader)СЭД – Системы потокового распознавания2021
Мобайл Информ (Mobile Inform Group) Адванст Мобилити Солюшинз, ТрансинфосетьМобайл Информ: MIG S-серия смартфоновПланшетные компьютеры и смартфоны2021
Delta Computers (Дельта Компьютерс)Проекты построения комплексной ИТ-инфраструктуры, Проекты по виртуализацииИТ-аутсорсинг, Серверные платформы, Виртуализация2021
ИнтэлЛекс (Intellex)Oracle Database, Oracle WebLogic ServerСУБД, Корпоративные порталы, Серверные платформы2021
Сбербанк, Cognitive Pilot (Когнитив Роботикс), Cloud.ru (Облачные технологии) ранее SberCloudSberWorks, Synapse, СберКорус: Сфера ПартнерСистемы управления проектами, Средства разработки приложений, СОА, СЭД2021
Delta Computers (Дельта Компьютерс)Delta Solutions: Tioga Pass Серверы с архитектурой Open Compute Project (OCP)Серверные платформы2021
ТрансТелеКом (ТТК)Проекты ИТ-аутсорсингаИТ-аутсорсинг2021
Visa InternationalПроекты систем контроля доступа, основанные на идентификации человека (биометрия)ИБ – Биометрическая идентификация, СКУД – Системы контроля и управления доступом2021
Уральские локомотивы, НИИАС Институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте2021
Cognitive Pilot (Когнитив Роботикс)Cognitive Rail PilotСистемы видеонаблюдения, Системы видеоаналитики2020
ТрансТелеКом (ТТК)Видеоаналитика (проекты)Системы видеонаблюдения, Системы видеоаналитики2020
Digital Design (Диджитал Дизайн)Корпоративный портал – проекты модернизацииКорпоративные порталы2020
Корус Консалтинг, Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем РЖД (ОЦРВ)Red Hat JBoss Fuse Service Works, PostgreSQL СУБД, Red Hat JBoss Fuse Service WorksСОА, СУБД2020
Без привлечения консультанта или нет данныхЯндекс.Браузер2020
Digital Design (Диджитал Дизайн), CommuniGate Systems (СталкерСофт)CommuniGate ProОфисные приложения, Почтовый сервер2020
ТрансТелеКом (ТТК)Проекты СКС и беспроводной сетевой инфраструктурыСКС2020
Корус Консалтинг, Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем РЖД (ОЦРВ)Проекты ИТ-аутсорсинга, Luxms BIИТ-аутсорсинг, BI, Big Data2020
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (СВФУ)СВФУ Робот-дезинфекторРоботы Сервисные2020
Талмер (Talmer)Проекты построения комплексной ИТ-инфраструктурыИТ-аутсорсинг, Серверные платформы2020
ЛАНИТ-ИнтеграцияПроекты построения комплексной ИТ-инфраструктурыИТ-аутсорсинг, Серверные платформы2019
Без привлечения консультанта или нет данныхУслуги телефонии и связи2019
ВидеоМатрикс (Videomatrix)Vmx SILA: HSEИБ – Биометрическая идентификация, Системы видеонаблюдения, Системы видеоаналитики2019
ЭЛТЕЗА, Концерн АвтоматикаЭльбрус-4СПроцессоры2019
Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ), ВНИКТИ, НИИАС Институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте2019
Нанотехнологический центр композитов (НЦК)Комплексные проекты по технической безопасностиИБ – Биометрическая идентификация, Системы безопасности и контроля автотранспорта, Системы видеонаблюдения2019
Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ), LegrandКомплексные проекты создания инженерных систем2019
Без привлечения консультанта или нет данных2019
Без привлечения консультанта или нет данныхПроекты на базе блокчейн-технологии2019
КрастКомYadro СерверСерверные платформы2019
Сервис-Телематика, ТрансТелеКом (ТТК)Call-центр – Проекты строительства и модернизации call-центров и контакт-центровCall-центры2019
СБКлауд (ранее – Ай-Теко Новые инжиниринговые технологии, Новинтех)SBCloud Business Data (SBData) СБКлауд Облачная платформа (Бизнес Клауд Business Cloud)IaaS – Инфраструктура как услуга, PaaS – Platform As A Service – Бизнес-платформа как сервис, SaaS – Программное обеспечение как услуга, Виртуализация, СХД, Центры обработки данных – технологии для ЦОД2018
ИнтэлЛекс (Intellex)Этран – Электронная транспортная накладнаяУчетные системы2018
Foresight TechnologyS (Форсайт ТехнолоджиС)Delta Electronics: Modulon DPHИБП – Источники бесперебойного питания2018
Бомбардье Транспортейшн (Сигнал), 2Test (Алькор-Коммьюникейшин)2Test: ПрофиПлюс Ethernet-коммутаторы, 2Test: ПрофиМодуль Ethernet-коммутаторы, Проекты СКС и беспроводной сетевой инфраструктурыСКС2018
Без привлечения консультанта или нет данныхКонсалтинговые проектыИТ-аутсорсинг2018
TrueConf (Труконф)TrueConf ServerSaaS – Программное обеспечение как услуга, Видеоконференцсвязь2018
Т1 СервионикаРУСТЭК (Сервисная платформа виртуализации для создания и управления ИТ-инфраструктурой)IaaS – Инфраструктура как услуга, PaaS – Platform As A Service – Бизнес-платформа как сервис, SaaS – Программное обеспечение как услуга2017
Т2 РТК Холдинг (ранее Теле2 Россия АБ, Tele2)Услуги телефонии и связи, Проекты построения комплексной ИТ-инфраструктурыИТ-аутсорсинг, Серверные платформы2017
Без привлечения консультанта или нет данныхКонсалтинговые проекты, Комплексные проекты по информационной безопасностиИТ-аутсорсинг, ИБ – Антивирусы, ИБ – Антиспам, ИБ – Аутентификация, ИБ – Межсетевые экраны, ИБ – Предотвращения утечек информации2017
Системс (ранее Сименс Россия)ЦОД Проекты создания и модернизацииЦОД, Центры обработки данных – технологии для ЦОД2017
Научно-испытательный институт систем обеспечения комплексной безопасности (НИИ СОКБ)НИИ СОКБ: SafePhoneMobile Device Management (MDM), ИБ – Предотвращения утечек информации2017
CTI (СиТиАй) Communications. Technology. Innovations.2017
Крок, ФОРС – Центр разработкиOracle Database, Oracle Application Server (Oracle AS Portal), Oracle WebLogic ServerСУБД, Корпоративные порталы, Серверные платформы2017
Новатранс НПЦHTC Vive2016
АйТиWorksPad (ранее MobileSputnik)Mobile Device Management (MDM), Офисные приложения2016
Без привлечения консультанта или нет данныхLean Six Sigma Лин Шесть Сигма Методы бережливого производства (lean manufacturing)2016
Positive Technologies (Позитив Текнолоджиз), Бомбардье Транспортейшн (Сигнал), НИИАС Институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспортеPositive Technologies Industrial Security Incident Manager (PT ISIM), CyberSafeMonИБ – Межсетевые экраны2016
HDS (Hitachi Data Systems Corporation) Хитачи ВантараHitachi Compute Blade 2000Серверные платформы2016
NetByNet (Нэт Бай Нэт Холдинг) NBN, Максима (МаксимаТелеком)Услуги телефонии и связи2016
ЮНИС Лабс Солюшинз (Unis Labs Solution)ЮНИС Лабс: Система проектного мониторингаСистемы управления проектами2015
РСи (RC Group, RCG) Resources Cooperation Group2015
Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем РЖД (ОЦРВ), Нейронные системыIBM MaximoEAM2015
SAS Россия (САС Институт)SAS Visual AnalyticsBI, Ситуационные центры2014
Digital Design (Диджитал Дизайн)Citrix Virtual Apps и Desktops (ранее XenApp и XenDesktop)Виртуализация2014
ЭЛВИС-НеоТекРЛС Orwell-RСистемы видеонаблюдения2014
Мобильные ТелеСистемы (МТС)Услуги телефонии и связи2014
SAP CIS (САП СНГ)SAP HANA (High Performance Analytic Appliance)СУБД2014
Первый БитБИТ:Аппетит.РесторанУчетные системы2014
Digital Design (Диджитал Дизайн)2014
СмартинжинирингПроекты построения комплексной ИТ-инфраструктуры, Проектная интеграция (Управление проектами)ИТ-аутсорсинг, Серверные платформы, Системы управления проектами2013
ЛАНИТПроекты VPNVPN – Виртуальные частные сети2013
Без привлечения консультанта или нет данныхCisco TelePresenceВидеоконференцсвязь2013
Текора (ТЕхнологии КОрпоративного РАзвития) (Tekora)SAP: ИТ-решение по управлению железнодорожными грузоперевозкамиTMS – Управление транспортом2013
Текора (ТЕхнологии КОрпоративного РАзвития) (Tekora)Текора: Система электронного документооборота на платформе SAPСЭД2013
Cisco Systems Russia (Сиско Системс)Cisco Unified CMBE 3000IP-телефония2012
ИнтэлЛекс (Intellex)Банк показателей работы пассажирского хозяйстваOLAP, OSS/BSS2012
Digital Design (Диджитал Дизайн)HP ITSM Assessment for Virtualized EnvironmentsITSM – Системы управления IT-службой, Виртуализация2012
Digital Design (Диджитал Дизайн)HPE Service Manager (HPSM)ITSM – Системы управления IT-службой2012
Лаборатория Касперского (Kaspersky)Kaspersky Total Space SecurityИБ – Антивирусы, ИБ – Антиспам, ИБ – Межсетевые экраны2012
НИИАС Институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспортеAnyLogicBPM, SCM, SRM – Управление взаимоотношениями с поставщиками, Складская автоматизация2011
Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем РЖД (ОЦРВ)SAP ERP HCMHRM2011
ВидеоМост (VideoMost)ВидеоМост (VideoMost) ВКСSaaS – Программное обеспечение как услуга, Видеоконференцсвязь2011
БОСС. Кадровые системыБОСС-КадровикHRM, SaaS – Программное обеспечение как услуга2011
АиТ СофтАиТ:Управление персоналомHRM2011
Виззара (Vizzara)ITV ИнтеллектСистемы видеонаблюдения2011
Digital Design (Диджитал Дизайн)Microsoft System Center Configuration Manager (SCCM)ITSM – Системы управления IT-службой2011
NAVATOracle Siebel CRMCRM, CRM – Системы лояльности2011
Т1 Интеграция (ранее Техносерв)Cisco UCS Unified Computing System (Cisco UCCX)Виртуализация, Центры обработки данных – технологии для ЦОД2011
SAS Россия (САС Институт)SAS Enterprise Intelligence Platform (SAS EIP)BI2010
Сапран (Saprun)SAP BPC – BusinessObjects Planning and ConsolidationBI, BPM, CPM, ERP, Системы управления проектами2010
TrustVerse (ТрастВерс)IDM система КУБ (Комплексная система информационной безопасности)ИБ – Аутентификация, ИБ – Межсетевые экраны, ИБ – Предотвращения утечек информации2010
Текора (ТЕхнологии КОрпоративного РАзвития) (Tekora)ТЕКОРА: Информационный Инкубатор Инновационных Идей» (система «4И»)2010
Текора (ТЕхнологии КОрпоративного РАзвития) (Tekora)ТЕКОРА: ИнвестУчетные системы2010
ИнфоТеКС (Infotecs)ViPNet CSPVPN – Виртуальные частные сети, ИБ – Средства шифрования2010
IBS QA Solutions, ИБС АппЛайн (ранее IBS AppLine)SAS Data Integration StudioBI2010
Текора (ТЕхнологии КОрпоративного РАзвития) (Tekora)ТЕКОРА: КапстройBPM, Учетные системы2010
Т1 Интеграция (ранее Техносерв)VMware ViewВиртуализация2010
Т1 Интеграция (ранее Техносерв), Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем РЖД (ОЦРВ)SAP ERPERP2009
Энергоаудитконтроль Инженерный центрПроекты АСКУЭАСКУЭ2009
КСК ТехнологииIBM Business Process Manager (BPM)BPM2009
Проектная практикаMicrosoft Enterprise Project Management (EPM)Системы управления проектами2008
Unlimited Production (Анлимитед Продакшен, eXpress)EXpress Защищенный корпоративный мессенджерRPA – Роботизированная автоматизация процессов, SaaS – Программное обеспечение как услуга, Видеоконференцсвязь, Речевые технологии, Офисные приложения, Средства разработки приложений—
Транссеть, Корус КонсалтингАврора ОСMobile Device Management (MDM), ОС—
Без привлечения консультанта или нет данныхCall-центр – Проекты строительства и модернизации call-центров и контакт-центровCall-центры—
Cognitive Pilot (Когнитив Роботикс)Искусственный интеллект (ИИ, Artificial intelligence, AI), Видеоаналитика (проекты)Big Data, Data Mining, Data Quality – Качество данных, Робототехника, Системы видеонаблюдения, Системы видеоаналитики—
Открытая мобильная платформа (ОМП), Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем РЖД (ОЦРВ), Мобайл Информ (Mobile Inform Group) Адванст Мобилити СолюшинзАврора ОС, Мобайл Информ: MIG C-серия смартфоновMobile Device Management (MDM), ОС, Планшетные компьютеры и смартфоны—
Постгрес профессиональный (ППГ, Postgres Professional)Postgres Pro EnterpriseСУБД—
Softline (Софтлайн)Windows Server 2016, Microsoft SQL Server 2016, Windows Embedded StandardСУБД, Серверные платформы, ОС—
Центр НТИ Квантовые коммуникацииНИР и НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы)—
SAS Россия (САС Институт)SAS Enterprise Risk ManagementBI—
Т2 РТК Холдинг (ранее Теле2 Россия АБ, Tele2), Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ)—
ЭЛАР (Электронный архив, НПО Опыт)ЭЛАР ПланСканСЭД – Системы потокового распознавания—
Постгрес профессиональный (ППГ, Postgres Professional)Postgres Pro СУБДSaaS – Программное обеспечение как услуга, СУБД—
Геотехнологии НПЦМТС Телематика M2MИнтернет вещей Internet of Things (IoT)—
Системы распределенного реестраМастерчейн (Masterchain) Российская национальная блокчейн-сетьИБ – Средства шифрования—
Группа СинараЛасточка (поезд)—
РостелекомКомплексные проекты по информационной безопасности, Проекты построения комплексной телеком-инфраструктурыИБ – Антивирусы, ИБ – Антиспам, ИБ – Аутентификация, ИБ – Межсетевые экраны, ИБ – Предотвращения утечек информации—
Корус Консалтинг, МойОфис (ООО Новые облачные технологии)Новые облачные технологии: МойОфисSaaS – Программное обеспечение как услуга, Офисные приложения, Почтовый сервер—
Красногорский завод им. С.А. Зверева (КМЗ)—
Digital Design (Диджитал Дизайн)АВАКОР Автоматизация внутреннего аудита, контроля и оценки рисковBPM—
Без привлечения консультанта или нет данныхБеспилотные поезда в РЖД—
Транс-ИТЭкспресс-5CRM, SRM – Управление взаимоотношениями с поставщиками, TMS – Управление транспортом, Системы автоматизации торговли—
Корпорация ГалактикаГалактика EAMEAM—
SAP CIS (САП СНГ)SAP NetWeaver Business Warehouse (SAP BW/4HANA)BI, СУБД, СХД—
Без привлечения консультанта или нет данныхПроекты BIMBIM – Информационное моделирование зданий и сооружений—
Без привлечения консультанта или нет данныхBaikal, ЭльбрусПроцессоры—
МегаФонМегаФон NB-IoTИнтернет вещей Internet of Things (IoT)—
РЖД-Технологии, Robin (Робин)РЖД и Робин: Облачная фабрика программных роботовIaaS – Инфраструктура как услуга, RPA – Роботизированная автоматизация процессов, Средства разработки приложений—
1С Акционерное общество—
Без привлечения консультанта или нет данных—
Без привлечения консультанта или нет данныхПроекты ИТ-аутсорсингаИТ-аутсорсинг—
1С Акционерное общество, Корпорация Галактика—
Positive Technologies (Позитив Текнолоджиз), Астра Группа компаний—
Систем и 12000 сотрудников
В РЖД эксплуатируется один из самых крупных в стране информационных комплексов, – заявлял он на конференции «Инфотранс». – 64 мэйнфрейма, более чем 300 корпоративных серверов, объем памяти хранилищ – более 2 ПБ, более 280 тыс. ПК. У нас 12 тыс. сотрудников занимаются информатизацией компании. Эксплуатируются более 4 тыс. информационных систем (ИС), все они имеют различный масштаб, но среди них есть беспрецедентные по размеру и не имеющие аналогов в мире
Перечисление ИС Илларионов начал с комплекса управления грузовыми перевозками. «Ежесуточно он обеспечивает обработку свыше 6 млн операций с подвижным составом, – оценивал он. – В 2010 г. мы реализовали пилотный проект автоматизированной системы для оптимизации распределения приватных вагонов (т.е. грузовых вагонов, имеющих собственника, прим. CNews) и обеспечения ими заявленной потребности грузоотправителей». По словам Илларионова, вопрос повышения эффективности встал после перехода всех вагонов в частную собственность.
Далее Илларионов рассказал об управлении пассажирскими перевозками.
Это достаточно крупный информационный комплекс, обеспечивающий продажи билетов, управление парком вагонов, – говорил он. – Активно развивается АСУ «Экспресс», в ней появилось много новых возможностей, в частности поддержка продаж билетов через интернет. За девять месяцев 2010 г. мы продали более 5,5 млн билетов, что вдвое превосходит показатель прошлого года. Система электронного технологического документооборота компании оттестирована с нагрузкой около 280 млн документов с ЭЦП. По масштабу проекта управления ИТ-услугами, насколько я знаю, мы являемся крупнейшими в мире
Перечислив наиболее значимые для РЖД проекты, Алексей Илларионов предложил использовать наработки РЖД за пределами транспортной сферы. «Наш центр разработки и внедрения обеспечил полный контроль над ключевыми разработками и существенно снизил нашу зависимость, в т.ч. и финансовую, от внешних разработчиков, – говорил он. – У нас появилась возможность использовать этот потенциал для внешнего рынка».
Возможно предложение нового формата взаимодействия с нашими партнерами, – развивал мысль ИТ-директор. – Мы зачастую воспринимаемся как потребитель решений. Я думаю, что достаточно перспективным для нас является переход к партнерству по совместному предоставлению ИТ-услуг. Достаточно большое количество разработанных в РЖД систем являются готовыми продуктами
По мнению Илларионова, от РЖД многие участники транспортного рынка и госорганы могли бы быстро получить адекватные инструменты управления.