РАСШИРЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРАВИЛ АДРЕСНОГО ПИСЬМА И РАССТАНОВКИ ПЕРЕНОСОВ В УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 1 КЛАССА

1)формировать желание писать письма, учить
детей писать письма в соответствии с правилами,
нормами их написания, познакомить с видами писем,
учить оформлять надпись на конверте с целью его
дальнейшего отправления;
2) формировать навыки изложения устной речи на
письме, развивать речь, познавательные процессы;
3) воспитывать отношение к письму, как к духовной
ценности, воспитывать чувства доброты и
отзывчивости к адресату, уважение к работникам
почты.

Оборудование компьютер, экран, коллекция
марок, конверты, бумага для написания писем,
открытки, книга Э. Успенского “Дядя Федор, пес и
кот”.

Литература: Аржанова В. И. “ Пишите письма”
Научно– методический журнал “Классный
руководитель” №1 2007 год; Плешаков А. А. “ Мир
вокруг нас” учебник для 1 класса начальной школы;
Успенский Э. “ Дядя Федор, пес и кот”, а также
материалы сети Интернет.

Ход урока

Ну, скажите-ка, ребята,
Знаете, наверняка,
Что путешествует без крыльев,
А говорит без языка?
Ну, конечно же, письмо
Посмотрите вот оно.
(демонстрация письма)
На уроке состоится
Разговор очень важный,
Как оформить, отравить
Наш конвертик бумажный?
Как письмо написать,
Как спросить, как ответить?
Вот об этом сегодня
Побеседуем, дети.

Вступительная беседа.

Ребята, а вы получали когда-нибудь письма?
(ответы детей)
Какие чувства вы при этом испытывали?
(ответы детей)
Конечно, получать письма очень приятно, как и
отправлять.
Как вы думаете, что же такое письмо?
(ответы детей)
Обобщение ответов учителем Слайд №3
Письмо – это форма общения, это беседа с другим и
с самим собой.
А еще письмо – маленький путешественник.

Практическое задание. Слайд №4

Ребята, посмотрите на экран и расскажите, как
путешествует письмо?
(ответы детей)

Сообщение сведений из истории развития почты. Слайд №5

А вы знаете, ребята, что почтовый ящик был
придуман моряками в XVI веке. Направляясь из
Европы в Индию, они оставляли письма в каменном
ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращающиеся
забирали послания в Европу.
В России первый почтовый ящик появился в
Санкт-Петербурге в 1848 году.

А вы знаете, ребята, что в прошлом доставляли
письма голуби-почтальоны. Письмо привязывали к
ноге голубя. В военные годы они передавали
срочные донесения. За эти заслуги голубям даже
поставлены памятники во Франции и Англии. А в
Японии вывели новую породу голубей, способных
летать ночью: неприятель не увидит и не
подстрелит воздушного почтальона, дневные
хищные птицы не схватят его.
Еще существовала морская почта. Моряки
запечатывали свои послания в бутылки и бросали в
океан.
Русская почта является одной из старейших в
Европе. В XVIII веке появились гонцы и посыльные,
доставляющие донесения на лошадях с ямщиками.
Почтовые станции назывались ямы. Там гонец
отдыхал, менял лошадей и затем продолжал свой
путь. Гонцов стали называть ямщиками.

Знакомство с правилами письма.

А сейчас мы, ребята, познакомимся с правилами
написания письма, а для этого отправимся вместе с
письмом в путешествие по разным странам.
Итак, мы находимся в России. Слайд №7
В русском языке слово “письмо” восходит к
глаголу “писать” и показывает, что-то
написанное. Писать следует четко, понятно,
вежливо, доброжелательно и скромно. Ведь письмо
это не сцена, где демонстрируют модную одежду.
А сейчас мы отправляемся в Англию. Слайд №8
В английском языке письмо обозначается словом
LETER, что в переводе с латинского обозначает
“буква”. Когда вы пишите письмо, надо следить за
тем, чтобы буквы были ровные и четкие, чтобы в
конце слова не скатывались как капли с крыши.
А теперь мы побываем в Германии. Слайд №9
В немецком языке письмо называют словом DER BRIEF,
что в переводе с латинского обозначает
“короткий”. Письмо как сочинение должно быть
коротким. Сами размеры конверта говорят о том,
что письмо не надо писать чересчур подробно.
Нужно писать сжато, но все же полно по содержанию.
Какие же правила письма вы запомнили?
(ответы детей)

Вывод. Слайд №10

Знакомство с этическими законами переписки.

Ребята, сейчас я хочу прочитать вам письмо,
которое написал мальчик по имени дядя Федор. Вы,
конечно, догадались, из какой это книги. Это книга
Эдуарда Успенского “Дядя Федор, пес и кот”.

Чтение учителем отрывка из книги Эдуарда
Успенского “Дядя Федор, пес и кот”.
Почему мама и папа мальчика, прочитав письмо,
упали в обморок?
Почему мы смеялись, когда читали это письмо?
(ответы детей)
Между людьми, ведущими переписку, соблюдаются
определённые правила, законы. Законы эти
устанавливались веками. Их можно назвать
этическими законами переписки.
Как вы думаете, какие это законы?
Можно ли прочитать письмо, если оно адресовано не
вам?
Обязательно ли отвечать на письмо?
(ответы детей)

Вывод. Слайд №11

Физминутка Слайд №12

(Исполнение танцевальных движений под музыку
Песенки почтальона)

9. Знакомство с видами письма по содержанию.

Письма, ребята, бывают разные. В зависимости от
содержания их можно разделить на группы. Ребята,
как вы думаете, на какие группы можно разделить
письма по содержанию?
(ответы детей)

Вывод с краткой характеристикой каждого вида
письма Слайд №13

Письмо деловое
Письмо личное
Письмо – поздравление
Письмо – просьба
Любовное письмо
Благодарственное письмо
Письмо – обращение
Письмо – рассказ
Телеграмма – срочное, краткое письмо
Электронное письмо
СМС

Знакомство со структурой письма

Каким бы по содержанию не было письмо, в нем
можно выделить три части.

Все части в письме должны быть четко выделены.

Составление письма – поздравления.

Сегодня мы узнали о том, какие бывают письма,
какие существуют правила написания письма и
законы переписки, познакомились со структурой
письма.
А сейчас давайте самостоятельно попробуем
составить письмо – поздравление. Написать
хорошее письмо – это настоящее искусство.
Итак, с чего мы начнем?
(ответы детей)
Подумайте, кому вы адресуете свое поздравление.
Обращение – это первая часть письма.
Вторая часть – основное содержание. Подумайте,
как вы будете обращаться к тому, кому вы пишите:
на “ты” или на “Вы”? Отчего это зависит?
(ответы детей)
Подберите для поздравления самые добрые, самые
сердечные, самые радостные слова.
Последнюю часть письма тоже надо выделить. Это
слова прощания, подпись и дата написания письма.

Самостоятельная работа по составлению
письма – поздравления.

Знакомство с правилами оформления конверта.

Итак, мы написали поздравление, но оно еще не
является письмом. Поздравление необходимо
вложить в конверт.

А вы знаете, ребята, что первый конверт появился
в Англии в 1820 году. В то время было модно писать
письма на бумаге размером с визитную карточку. Но
на маленьком листке не хватало места, чтобы
написать адрес. И тогда хозяин бумажного
магазина Бревер изготовил нечто вроде мешочка,
для вкладывания писем. Мешочки и стали
называться конвертами.
Прежде, чем подписать наш конверт, давайте
вспомним, кого мы называем адресатом, а кого
отправителем?
(ответы детей) Слайд №16
А теперь давайте подпишем наши конверты. Я
попрошу вас быть внимательными.

Адресат указывается в правой половине конверта
и отвечает на вопрос КОМУ. Адрес указывается ниже
и отвечает на вопрос КУДА.
Обязательно надо указать от кого и откуда это
письмо. Как вы думаете для чего это необходимо?
(Для того, чтобы письмо могло вернуться обратно,
если не найдет своего адресата.)
Так же нужно написать почтовый индекс. В почтовом
индексе 6 цифр. Первые 3 цифры в индексе
обозначают республику, область, город. Три
последние – номер почтового отделения. Индекс
помогает работникам почты при сортировке писем.
Письмо уже почти готово отправиться в
путешествие, но ему необходим “билет”. Билетом
для письма является почтовая марка. Марки бывают
разные (демонстрация) маленькие и большие,
простые и цветные. Первые марки появились в
Англии в 1840 году. В нашей стране почтовая марка
была наклеена на конверт в 1845 году.
Ну, теперь наше письмо готово к отправке и по
окончанию нашего урока мы отнесем их в почтовое
отделение.

Итог урока. Слайд №18

Я очень надеюсь, что этот урок был для вас
полезным.

И хочу, чтобы мы все вместе прочитали
заключительные слова.

Тема: «Как путешествует письмо»познакомить учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений, правилами написания письма.• раскрыть роль почтовой связи в жизни людей,• расширить представление детей о жизни почтовых голубей,• развивать информационную грамотность учащихся,• развивать коммуникативные способности учащихся.

1. Обучающиеся познакомятся с работой почты, видами почтовых отправлений. Определят  роль почтовой связи в жизни людей, познакомится с профессией почтальона.

Формироване универсальных учебных действий

Предметные: познакомить с этапами путешествия письма, с работой почты, видами почтовых отправлений, научить отправлять почтовые отправления(письма)

Развитие способностей учащихся управлять своей познавательной деятельностью;

формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию;

делать выводы и обобщения.

Формирование   умения  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

планировать свою деятельность на уроке;

контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности

Формирование умения строить речевое высказывание в устной форме;

слушать и слышать учителя, другого ученика;

доносить до собеседника свою точку зрения;

формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

адекватно оценивать работу в группе.

Формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат.

Формирование  учебно-познавательных мотивов; учебно-познавательного  интереса  к новому материалу и способам решения  новой  учебной  задачи.

Ознакомление с миром профессий.

Развитие доброжелательности, внимания к людям.исания письма.• компьютер,• мультимедийное оборудование,• презентация «Письмо»,• карточки со словами «отправитель, адресат, индекс, конверт, марка, индекс, штамп, бандероль, посылка»,• учебник Плешакова «Окружающий мир», 1 класс,макет конверта.

1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку. Долгожданный дан звонокНачинается урок.

2. Активизация знаний

– Что значит путешествовать? Любите ли вы путешествовать? А кроме людей могут быть другие путешественники, которые попадают из одного города в другой, из одной страны в другую?

Муравьишка приготовил вам   загадку. Отгадайте ее.

Сбоку марка и картинка,

В круглых штампах

грудь и спинка.

Быстрое как птица,

Если захочешь, за море умчится.

-О чем будем говорить сегодня на уроке?

-Что мы можем узнать о письме?

3. Сообщение темы и целей.

— Сегодня, когда я шла на урок, увидела Муравьишку  Вопросика. Он сидел и плакал. Оказывается, в далёкой стране у Муравьишки живёт друг Кузнечик. Наш Муравьишка хочет рассказать своему другу Кузнечику о том, чему он научился в первом классе. Но как это сделать, он не знает. Давайте поможем Муравьишке.

— Что вы можете предложить?

(Написать письмо, связаться по интернету)

— Верно, Муравьишка должен написать письмо. Он уже умеет хорошо писать. А вот и Мудрая Черепаха. Она принесла Муравьишке лист бумаги.

— Если Муравьишка напишет письмо о себе на этом листочке, сможет ли он отправить его другу?

— А что ещё нужно? (Конверт)

— Верно, только в конверте лист бумаги станет письмом и сможет отправиться в путешествие.

3. Объяснение нового.- Что такое письмо?это написанный текст, посылаемый для сообщения кому-нибудь. На боковой доске слово появляется слово «письмо».-Кто занимается рассылкой писем? (Почта)

. Слайд № 3 (Индекс. Образцы написания цифр индекса)На боковой доске появляется слово «индекс». Это последовательность  цифр, которые облегчают сортировку писем.-В России принята шестизначная система цифр в индексе: первые три цифры — это код города, ещё три номер почтового отделения. Пишут индекс особыми цифрами, смотрите на образец, дело в том, что индекс расшифровывает машина. Особое устройство с бегающим лучом считывает все вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Поэтому цифры должны быть определенного образца.-На письме должна быть марка.это проездной билет письма, оно оплачивает его путешествие. На боковой доске слово появляется слово «марка».-Но марки бывают очень интересными и красивыми, многие люди их коллекционируют- это филателисты. ( Показ коллекции марок)4. Практическая работа. А теперь попробуем заполнить конверты для Муравьишки Вопросика. ( Работа с чистыми конвертами. Учитель работает у доски.)-Письма готовы. Отправляем их в путешествие. ( Дети опускают письма в импровизированный почтовый ящик)

Чтение рассказа «Почта» (читает ученик).»На стене на видном месте висит синий ящик. В щёлку ящика люди опускают письма. Каждый день письма вынимают. Подставит человек мешок, щёлкнет замочком — письма так и посыпятся в мешок. Как письмо попадёт к адресату? Все письма на почте разбирают по адресам. На каждом письме ставят штамп с датой отправления. Потом отправляют в самолётах, в почтовых вагонах, на пароходах». На боковой доске слово появляется слово «штамп».-Мы опустили наши письма в наш почтовый ящик, а почтальон Печкин доставит их в почтовое отделение. Дальше на разных видах транспорта письма пойдут к нашим друзьям. С момента отправки письма до момента получения пройдет много времени.-Проследим ещё раз путь письма.

Слайд № 4-5 (Путь письма)-Муравьишка Вопросик хочет отправить друзьям подарки: Винни Пуху- шарф, Пятачку- воздушные шарики, Леопольду — фотографии, а крокодилу Гене — журналы , но как он не знает.-Может вы знаете? Нет, узнаем из учебника. Работа с учебником Плешакова «Окружающий мир», 1 класс, страница 65.

упакованная вещь, пересланная по почте.небольшое почтовое отправление в бумажной обертке. Но в современном мире стали использовать пластиковые пакеты. Повторим — Какой же путь проделает письмо? Возьмите конверт № 2 и положите картинки в нужном порядке.

Сообщение интересных фактов. Рассказ о почтовых голубях.

Слайд № 6-7 (Почтовые голуби)Вы знаете, много сотен лет назад почту людям доставляли голуби. Хороший почтарь может пролететь 3000 км и развивать скорость до 140 км/ ч, быстрее автобуса в 2 раза. Поразительное умение голубей быстро и точно находить дорогу из любой точки к родному гнезду давно было замечено людьми. Тренированная птица вернется домой, даже если её увезти на значительное расстояние. Когда Париж, столица Франции, была в осаде, голубей высылали за пределы города на воздушных шарах. В этом городе была открыта «Голубиная почта». Посмотрите, как крепились письма. За заслуги перед городом почтовому голубю был установлен памятник. В Англии тоже есть памятник голубке, которая спасла подводную лодку. Было это так. Лодка не смогла оторваться от дна, тогда экипаж выпустил на поверхность пару голубей в маленькой капсуле. Голубь погиб. А голубка добралась до базы, экипаж был спасен. Во время ВОВ голуби доставляли за одни сутки около 85 донесений. Сегодня почтовые голуби тоже используются: в Англии голуби доставляют донорскую кровь в пробирках, минуя все пробки. В Бельгии голуби доставляют сверхсекретную информацию на чипах. Во время проведения больших мероприятий голубю поручают отнести фотоплёнки.6. Итог урока- О чём же сегодня на уроке мы с вами узнали ?-Что вам понравилось, что запомнили?7. Домашнее задание: Напишите письмо Деду Морозу.

Цель: познакомить с работой почты, видами почтовых отправлений.

Предметные результаты: познакомить с этапами путешествия письма, познакомить с работой почты, видами почтовых отправлений, научить оформлять почтовое отправление (письмо).

Виды деятельности: Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, групповая работа.

Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.

Актуализация знаний.

Сегодня на урок я принесла хорошо знакомый вам предмет. О чем идет речь вы узнаете, отгадав мою загадку.

Сбоку марка и картинка
В круглых штампах
Грудь и спинка
Маленькое очень,
Быстрое, как птица,
Если захочешь –
За море умчится.

– Узнали, что это? (Письмо)

Показываю конверт с письмом от Деда Мороза.

Совсем недавно вы тоже получили такие письма с поздравлениями от Дедушки Мороза.

Но мое письмо отличалось от ваших. Когда мы с вами были в гостях у Дедушки в его московской усадьбе, то рассказали ему о нашем классе, о том, что вы любознательные и хотите многому научиться. Так вот Дедушка Мороз прислал мне для вас интересное задание- разгадать новогодний кроссворд- филворд. А он будет ждать ответа. Вот лист с заданиями, на уроке русского языка мы их выполним, останется только отправить этот листок Дедушке Морозу.

– А кто знает, как мы можем это сделать?

– Когда наш листок сможет путешествовать? (Когда станет письмом)

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить на уроке?

– Что же такое письмо? ( Это написанный текст, посылаемый для сообщений кому-либо)

Постановка учебной проблемы.

– Что нужно, чтобы письмо могло путешествовать? (Нужен конверт)

Работа по теме урока.

– А что такое конверт?

Конверт – пакет для вкладывания, хранения и пересылки бумаг. Изготавливают конверты из разных материалов.

Посмотрите, какие разные бывают конверты.

Если мы их внимательно рассмотрим, то прочитаем ГЛАВНЫЕ СЛОВА: ОТПРАВИТЕЛЬ ПОЛУЧАТЕЛЬ.

– Кто может объяснить значения этих слов?

Человек, который отправляет письмо, называется отправителем. Его адрес пишется в верхнем левом углу.

Адресат – это получатель и на строчках с надписью «Кому» пишем фамилию и имя того, кто должен получить письмо. А на строчках « Куда» пишется адрес этого человека. (показываю на большом конверте)

Есть на конверте и специальные окошки. Здесь записывают почтовый индекс.

Слово «ИНДЕКС» означает «указатель». » Индекс» – это последовательность цифр, которые облегчают сортировку писем. В России принята шестизначная система цифр в индексе: первые три цифры – это код города, ещё три номер почтового отделения. Пишут индекс особыми цифрами, смотрите на образец. Дело в том, что писем на почте очень много, а чтобы мы побыстрее смогли получить их, человеку помогает машина. Индекс расшифровывает машина. Особое устройство с бегающим лучом считывает все вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Поэтому цифры должны быть определенного образца.

Я предлагаю вам попробовать написать эти особые цифры. У вас есть карточки с образцами написания этих почтовых цифр и в отведенном месте мы запишем почтовый индекс нашей школы.

Упражнение в написании индекса на карточках-заготовках.

Письма- это маленькие путешественники. Как и любому путешественнику, письмам нужны проездные билеты.

Марка – это проездной билет письма, она оплачивает его путешествие. Почтовые марки придуманы в Англии около 150 лет тому назад. Есть марки большие, есть маленькие. Но марки бывают очень интересными и красивыми, поэтому многие люди их коллекционируют – это филателисты.

Итак, письмо написано, конверт заполнен: указали адресата, отправителя, наклеили марку. Какой путь надо пройти письму, чтобы попасть к адресату?

РАБОТА ПО СОСТАВЛЕНИЮ МАРШРУТА ПИСЬМА

Я синего цвета
Вишу на стене
И много приветов
Хранится во мне.
(Почтовый ящик)

На стене на видном месте висит синий ящик. В щелку ящика люди опускают письма.

Все вести
Собрались вместе.
(Мешок с письмами)

Каждый день письма вынимают. Подставит человек мешок, щёлкнет замочком – письма так и посыплются в мешок.

На столе на видном месте
Собирают вести вместе.
А потом его жильцы
Полетят во все концы.
(Письма на столе)

Что за птица
Песен не поет
Гнезда не вьет
Людей и груз везет?
(Самолет)

Полотно, а не дорожка
Конь не конь – сороконожка
По дороге той ползет
Весь обоз один везет.
(Поезд)

Потом отправляют письма в самолётах, в почтовых вагонах, на кораблях к месту назначения. Дальше письма развозят по почтовым отделениям.

Кто она –
Полным полна,
С почтальоном путь дорогу
Делит вместе:
Носит вести
И худеет понемногу?
(сумка почтальона)

Дома из жести,
А жильцы в них – вести.
(Почтовые ящики)

Письма разносятся и развозятся по адресам, и почтальоны раскладывают их по почтовым ящикам.

Знакомство с видами почтовых отправлений.

– Как вы думаете, а только письма можно отправлять по почте ?

Вы правы, есть и другие почтовые отправления.

Я предлагаю вам среди записанных на карточках слов найти те слова, которые обозначают почтовые отправления. Подчеркните эти слова простым карандашом.

Письмо – сообщение, предназначенное для обмена информацией между людьми. Его помещают в конверт.

Открытка – особый вид почтовой карточки для открытого письма.

Бандероль – небольшое почтовое отправление (книги, журналы, газеты) в бумажной обертке или пластиковом пакете. Вес должен быть до 1 кг.

Посылка – почтовое отправление для пересылки крупных и мелких предметов в специальной упаковке.

Специально для вас я приготовила образцы таких отправлений.

ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

Вернемся к карточкам со словами.

Не подчеркнутыми у нас остались слова, обозначающие различные предметы. Как вы думаете, если мы будем отправлять их по почте, какими почтовыми отправлениями можем воспользоваться?

Молодцы, справились с заданием.

Повторим – Какой же путь проделает письмо? Возьмите файл и расположите картинки на схеме в нужном порядке.

Составление схемы «Путешествие письма».

Индивидуальная работа: каждый учащийся заполняет полученную схему, приклеивая картинки по этапам путешествия письма

Проверка выполненных работ (Общая схема на доске)

– ЧТО НУЖНО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПИСЬМО НАШЛО СВОЕГО АДРЕСАТА?

Оформление конверта.

(Работа в группах: каждая группа получает набор материалов и оформляет конверт (Чистый конверт, карточки с индексом, адресами отправителя и адресата, марка, клей)

Рефлексия деятельности на уроке.

– Вы сегодня были очень активны, любознательны! МОЛОДЦЫ!!!

Технологическая карта урока

Ф. И. О. учителя:____Гарина С. П._

Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________

Дата проведения урока: __01.03.17__

Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов.

Место урока в теме: _2_

усвоение новых знаний:

создание условий для усвоения детьми правил переноса словформирования опыта работы с учебником; развития речи, мышления, воображения;

– применяют приобретенные навыки в практической деятельности; осуществляют самоконтроль при выполнении заданий; выражают заинтересованность в получении совета с целью улучшения результатов деятельности; проявляют прилежание в учебе

: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге

освоение ситуаций, в которых необходимо указывать в адресе название страны; понимание многозначности слов; определение подходящих по смыслу слов с опорой на вопросы; сравнение информации, приведенной в рисунках (адреса на конвертах);

строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; соблюдать грамматические нормы речи.

усвоение правил переноса слов;

— умение переносить слова с учетом особенностей слогов и изученных правил.

мультимедийное оборудование с выходом в интернет,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ №4 г. Тосно»

Урока русского языка в 1 классе на тему: «Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов.»

Учитель: Шумилова Марина Михайловна

Урок русского языка в 1 классе

: Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов.

:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

познакомить детей с правилами переноса слов.

сформировать представление о правилах переноса слов; учить оформлять конверт или открытку, применяя на практике правила переноса;

формирование умения анализировать звучащую речь; формирование опыта работы с учебником; развитие  речи, мышления, воображения;

воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах.

— Проявление творческого отношения к процессу обучения;

— Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

— переносить слова с учетом особенностей слогов и изученных правил;

— перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

— обобщать полученную информацию;

— давать оценку своим действиям, оценивать результат;

— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке.

— работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;

— формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

— оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

— сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;

— адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

— усвоение правил переноса слов;

Организация образовательного пространства

Окружающий мир, литературное чтение

— рабочая тетрадь;

— учебник С. В. Иванов «Русский язык» 1 класс. – М.: Издательский центр «Ветана-Граф», 2011

— компьютер учителя;

— мультимедийный проектор

— мультимедийная презентация к уроку.

I. Самоопределение к деятельности. Актуализация знаний.

На экран с помощью проектора спроецировано изображение двух конвертов со страниц учебника (с. 46,с.48).

д. 4, кв. 5

д. 15, кв. 7

Россия, город Омск

ул. Ильинская, д. 92, кв. 5

Город Минск, ул. Топо

линая,      д. 15, кв.7

— Сравните адреса на конвертах. Что вы заметили? (На конверте  с. 48 есть дополнительная информация.)

— О чем говорит дополнительная информация? ( О стране, куда посылается письмо)

— Как вы думаете, зачем нужно указывать на конверте название страны?

(Чтобы письмо не потерялось и пришло по адресу.)

— В какой стране мы живем? (В России)

— Рассмотрите на втором конверте, куда отправляется письмо? (В республику Беларусь.)

— Если твои близкие или друзья живут в другой стране, то в адресе необходимо указывать название страны.

— Найдите разницу в записи названий улиц на обоих конвертах. ( Названия улиц записаны не на одной строке, а на двух, и разделены на 2 части.)

— Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что вы сегодня узнаете? (Предположения учащихся)

— Сегодня мы будем учиться делить слова для переноса, познакомимся со значением слова «Родина», научимся писать название нашей страны.

II. Словарно-орфографическая работа.

— Прочитайте, какие значения есть у слова «Родина». ( Материал рубрики «Обрати внимание» на с.49 учебника)

— Когда слово нужно писать с большой буквы? Приведите примеры. ( В высоком значении Родина, как Отечество пишется с прописной буквы: например, в борьбе за Родину

Когда с маленькой? Приведите примеры.( Есть еще и малая родина. поселок, город, область и тп)

— Запишите в тетради название нашей страны. Откуда будете его списывать?

(Из учебника на с. 48)

— Что вы должны запомнить в написании этого слова? ( Оно пишется с большой буквы, безударная непроверяемая гласная , в слове есть удвоенная согласная

— Разделите это слово на слоги. ( Рос-си-я).

III. Изучение нового материала. Проблемная ситуация.

— Как вы поступите, если начали писать это слово, а места на строке не хватает?

-Как вы думаете, существуют ли правила переноса слов или можно их переносить как кому захочется? Что бы вы предложили? Для решения этой проблемы выполним задания.

Учащиеся делятся на группы, каждая группа получает карточку с одним из случаев переноса. Задача группы – сформулировать и озвучить правило переноса слов.

После выполнения задания выслушивается ответ каждой группы.

Чтение правила на стр. 50

Если слово можно перенести, поднимите руки вверх. Если нельзя перенести, то приседайте.

Конь, носки , дом, Аня, буква, слог, слова, осень, окно, яма.

Задание 3. Работа по учебнику с.50, упр.3.

Фронтальное комментируемое выполнение работы.

Задание: разделите слова для переноса. Какие слова нельзя перенести? Почему?

Страна, родина, народ, язык, пальто, лейка, въезд, деньки.

IV. Диагностика качества освоения темы.

Работа в парах. Выполнение задания с доски.

— Разделите слова для переноса, подчеркните слова, которые нельзя перенести.

Лодка, большой, умывайся, друзья, лось, дуб, яма, человек, страна, ребята.

V. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Задание 1. Индивидуальная работа по карточкам.

Задание 2. Тестовая работа по теме «Перенос слов». Фронтальная работа.

VI. Рефлексивная деятельность.

— Над какой темой урока мы работали?

— Что нового вы узнали?

— Какие правила переноса слов вы знаете?

— Какие у вас возникли затруднения?

— Оцените свою работу на уроке: покажите смайлики.

Средства обучения: карточки для работы в парах, фишки, конверты, кружки для самооценки работы детей на уроке и рефлексии; использование ИКТ.

Ребята, готовы ли к уроку?
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший, дружный класс
Все получится у нас!

– У нас в классе светло, празднично. Почему, ребята?

– Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Повернитесь, посмотрите, улыбнитесь.

– Посмотрели друг на друга, улыбнулись, пожелали друг другу удачи.

– Тихо сели.

Целеполагание и мотивация.

– Ребята, а какой у нас сейчас урок?

– А что нам необходимо для успешной работы на уроке?

– Мы сегодня будем работать под девизом: «Знание собирается по каплям».

– Как понимаете? (Знания за один день невозможно получить, их нужно копить постепенно, может даже всю жизнь).

– Мы сегодня с вами будем учиться.

– А что вы уже умеете делать на уроках русского языка? (Составлять схемы слов, моделировать, описывать внешность человека и т.д.)

– Сегодня, ребята, мы продолжим работу, мы откроем с вами ещё одно новое знание.

– Как вы будете это делать? (Сначала выясним, что не знаем. Для этого выполним пробные действия. Зафиксируем затруднения. Выявим его причину).

– С чего мы начнем работу? (С подготовки руки к письму).

III. Минутка чистописания. ( Работа в тетради).

– Назовите элементы букв на первой строчке.

– Какие буквы можно записать, используя данные элементы?

– Посмотрите на вторую строчку. В чем сходство и различие между заглавными буквами «И»,«Ц»? Запишите.

– А между буквами «Ц»,«Щ»?

– Для чего нам нужны заглавные буквы?

– Какую интересную информацию можете дать о звуках «Ц», «Щ»? (У «ц»-нет мягкой пары, у «щ»-нет твердой пары).

– У вас есть, ребята, последняя строчка свободная. Напишем диктант.

– Запишите буквы по их описанию.

а) Это заглавная буква, которая состоит из длинной линии с закруглением вверху и вверху, и длиной линии с закруглением внизу и короткой петли.
б) Это строчная буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу и линии с закруглением внизу и короткой петли.
в) Это заглавная буква, которая состоит из длинной линии с закруглением вверху и внизу и длинной линии с закруглением внизу.
г) Это строчная буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу и ещё одной короткой линии с закруглением внизу.

Повторение.

– Какой следующий шаг? (Повторение)

– Давайте решим грамматические задачи.

– Вспомним правило. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Актуализация прошлых знаний.

Открыли рабочие тетради. Упражнение 3.

– Читайте внимательно задание. Как поняли? Рассмотрите образец. Составьте план работы (алгоритм).

Придерживаясь этого алгоритма, работаем. Что общего у слов первого столбика?

1) Работа с моделями слов.

– Выбери модель, которая соответствует слову «письмо».

2) Исследовательская работа.

– Почему вторая модель не подходит?

– А третья?

3) Индивидуальное задание.

– Построить модель слова «адрес», преобразовать в модель слова «адреса».

Физкультминутка.

– Отгадайте загадку.

Сбоку – марка и картинка
В круглых штампах
Грудь и спинка.
Маленькое очень
Быстрое как птица
Если захочешь –
За море умчится.

– Верно, это письмо. А что мы называем письмом? Давайте обратимся к словарю С. Ожегова.

– Давайте подумаем, что нужно сделать, прежде чем отправить письмо? (Его нужно положить в конверт).

– У вас на парте два конверта. В какой из них нужно положить письмо? (В конверт с маркой).

– Правильно. Марка оплачивает путь письма.

– Марки бывают интересными и красивыми, маленькими и большими. Многие люди их коллекционируют. Это филателисты (толковый словарь)

VIII. « Открытие» нового знания.

– Посмотрите на конверт. На конверте вверху мы видим слова:

Это адреса тех, кто отправляет письмо, и кто его получает.

Отправитель – тот, кто отправляет.

Адресат – тот, кто получает.

– Письмо в конверте, адрес написан. Можно отправлять? (Нет, мы забыли про индекс).

– Индекс означает указатель. Он состоит из шести цифр.

– Посмотрите, как путешествует письмо.

– А всегда ли так было?

– Ребята, кому можно писать письма? (Бабушке, дедушке, другу).

– А каким должен быть друг?

– Дома вы уже написали письмо другу. Надо его только отправить. Для этого мы должны написать адрес. Сейчас мы будем учиться писать адрес на конверте. ( Подробное объяснение).

– При письме ребята используют способ сокращения слов.

Посмотрите на доску:

– Приступайте, ребята, к работе. ( Звучит тихая музыка)

– С какими трудностями столкнулись? (Мы не смогли перенести слово.)

– Что же будем делать? Как выйти из этого затруднения? (Нам надо научиться переносить слова.)

– Что из этапа повторения поможет нам достижения цели? (Деление слов на слоги.)

– Так какая же тема нашего урока? (Правила переноса слов)

Работа с учебником. ( Стр. 46)

Рубрика «Обрати внимание»

– Составим алгоритм.

– Давайте потренируемся, придерживаясь алгоритма.

Работа в тетради «Русский язык».

Деление слов на слоги: марка, дом, Лиман, улица.

– Почему слово «дом» нельзя перенести?

– Как изменить слово, чтобы его можно было перенести?

Физкультминутка для глаз.

– Как проверить, усвоили ли вы новую тему? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить с эталоном.

– Вспомните правила работы в парах.

Рефлексия деятельности (итог урока).

– Что необходимо сделать, прежде чем закончить урок? (Подвести итог урока).

– Какие цели мы ставили? (Научиться писать адрес, делить слова для переноса).

– Вы достигли поставленной цели?

– Как мы открывали новые знания? (Выполнили ряд упражнений).

– В чём было затруднение?

– Перед вами лежат кружки:

Выберите цвет кружка, который показывает, насколько вы хорошо усвоили тему.

– Я знаю правила переноса слов.

– Я хорошо научился подписывать адрес на конверте.

– В самостоятельной работе у меня всё получилось.

– Я смог понять причину ошибок, которые допустил в самостоятельной работе.

– Я доволен своей работой на уроке.

Над чем надо поработать? (Подписывать адрес на конверте).

– Вы набрали хоть капельку знаний?

– Конечно, с каждым днем мы приобретаем знания, открываем тайны русского языка, а значит, становимся более грамотными. Спасибо за урок, мне было интересно с вами работать.

Ответы на сканворды и кроссворды

Что пишут на конверте? 5 букв

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СДО от Почты России