ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

В век технического прогресса, как ни странно, журналы для детей, также пользуются широким спросом. В поисках нового и интересного, родители, все чаще приучают своих детей листать переплет, и читать книги и периодические журналы.

Детская периодическая печать делится на развлекательные и познавательные, ее выбирают в соответствии с возрастом и интересами. Многие родители предпочитают подписываться на те периодические издания, на чтении которых выросло их поколение. Топ – 10 лучших детских журналов собирает самые интересные, поучительные журналы, которые достойны внимания родителей и педагогов.

Как правило, возрастная категория указывается на обложке издания.

Краткое содержание рейтинга: (скрыть/показать)

Библиографическое описание

Смородинова, М. В. Анализ журналов для детского чтения (по материалам опроса московских школьников) / М. В. Смородинова, З. Ф. Епифанова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 1

. — С. 48-49. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/116/3871/ (дата обращения: 14.10.2023).

В настоящее время у школьника появилась возможность выбирать среди огромного количества детских журналов те, которые вызывают у него наибольший интерес, будут ему полезны, помогут сориентироваться в интересующих его проблемах, помогут развлечься и с пользой провести досуг.

Современные детские журналы имеют свою специфику, они ориентируют юных читателей разных возрастных групп, представляют несомненный практический, научно-познавательный и развлекательный интерес. В них ученик может найти полезные советы, примеры по созданию поделок своими руками, интересные факты, комиксы, рассказы, ребусы и головоломки.

Для того чтобы выявить, какие журналы читают современные школьники, мы провели анкетирование среди относительно небольшой группы учащихся 5-х и 6-х классов, двух московских общеобразовательных школ и гимназии. Нами был опрошен 151 учащийся. В результате проведенного анкетирования было выявлено, какие журналы интересны школьникам, и, самое главное — является ли чтение детского журнала одной из форм проведения досуга.

Как выяснилось, предпочтения школьников в выборе журналов достаточно разнообразны. Вот далеко не полный список журналов, вызывающих большой интерес у детей: «Тошка», «Ёжик», «Эрудит», «Классный журнал», «Саша и Маша», «Фиксики», «Маша и медведь», «Барбоскины», «Почемучка и друзья», «Щенячий патруль», «Волшебницы Winx», «Кротёнок на каникулах», «Котэлло». Эти журналы разнообразны по своей жанровой специфике, что свидетельствует об уже отчасти сложившихся вкусовых пристрастиях школьников.

Все названные детьми популярные журналы можно разделить на две тематические группы:

1. журналы развлекательного характера («Классный журнал», «Ёжик», «Саша и Маша», «Фиксики», «Маша и медведь», «Барбоскины», «Кротёнок на каникулах», «Щенячий патруль», «Волшебницы Winx»,);

2. научно-познавательные журналы («Эрудит», «Почемучка и друзья», «Тошка», «Котэлло»).

Для начала проанализируем журналы развлекательного характера.

Ежемесячный «Классный журнал», небольшой по своему объему, очень любим детьми среднего школьного возраста. Каждый номер журнала содержит актуальную информацию для детей: комиксы, новинки компьютерных игр, научные факты, книжные новинки, примеры по созданию поделок, головоломки. На страницах журнала живут уникальные рисованные герои Пантукль и Жукабра, которые помогают юным читателям разобраться в интересующих их вопросах.

«Ёжик» добрый, весёлый, познавательный, ежемесячный журнал. Его герои, Ёжик и его друзья, подготовили для ребят интересные задания, такие как: лабиринты, пазлы, комиксы, настольные игры, раскраски, математические задания, головоломки, сканворды, ребусы, кроссворды, художественные произведения и стихи. Данный журнал может рассматриваться как издание, читаемое совместно родителями и детьми.

Журнал «Саша и Маша» построен по тому же принципу, что и многие детские журналы с разнообразными заданиями: головоломки, ребусы, лабиринты, анекдоты, комиксы, загадки, раскраски. Радует и наличие в развлекательном журнале художественного текста. В каждом номере журнала подарок — 3D игрушка, которую ребенок создает своими руками.

Журнал «Фиксики» издается более 5 лет и за это время собрал собственную постоянную аудиторию. Нововведением журнала является то, что его пишут от лица одного из героев. В номере есть главный редактор — один из любимых маленьких человечков. От его лица ведется повествование в журнале, и именно он определяет содержание номера. В журнале представлены конкурсы с ценными подарками, много познавательной информации, разнообразные ребусы, кроссворды, задачки, лабиринты, представлены рецепты вкусных блюд, а также поделки и тесты от фиксиков. Журнал за годы сохранил свою узнаваемость, обогатился новыми рубриками и материалами, что пошло ему только на пользу.

Интерактивный журнал «Маша и медведь» предназначен для активных и познавательных детей. Журнал отпечатывается на качественной бумаге, с яркими иллюстрациями. На страницах журнала юных читателей ждут новые истории о любимых героях, смешные комиксы, настольные игры, весёлые стихи и песни, рецепты блюд, увлекательные задания помогут детям узнать много нового и полезного. С каждым номером ребят ждут замечательные поделки, конкурсы и подарки. В журнале представлена интересная рубрика «Творим с Машей» в рамках которой дети присылают фото своих работ.

Журнал «Барбоскины» создан по мотивам отечественного мультипликационного сериала, который так любим детьми дошкольного и школьного возрастов. В каждом номере представлены развивающие задания и загадки, рассказы в картинках из жизни героев, весёлые игры, раскраски, поделки, много полезной информации и яркий постер.

«Кротёнок на каникулах» — это издание для эрудированных школьников. В журнале представлены скандинавские, классические, венгерские кроссворды, развивающие головоломки, игры, лабиринты, ребусы, загадки для детей.

Журналы «Щенячий патруль» и «Волшебницы Winx» созданы на основе одноименных зарубежных мультипликационных сериалов.

В каждом номере журнала «Щенячий патруль» ребят ждут: увлекательные истории, загадки, головоломки, поделки, раскраски, настольные игры. Не забыли создатели журнала и о своих читателях. Их многочисленные фотографии напечатаны на последней странице журнала.

На страницах журнала «Волшебницы Winx» чародейки переживают необыкновенные приключения, творят добрую магию и помогают всем, кто в этом нуждается. Каждая волшебница обладает определённым даром, что помогает им справляться с недоброжелателями. В журнале юные читательницы найдут комиксы с новыми приключениями знаменитых волшебниц, гороскоп, рецепты и новинки из музыкального мира, найдется место и для работ, присланных в редакцию.

Далее мы рассмотрим научно-познавательные журналы.

В занимательной форме журнал «Эрудит» расскажет любознательным читателям об истории и сегодняшнем дне науки и техники, выдающихся учёных и первооткрывателях. Юные читатели со страниц журнала узнают, как устроены машины и механизмы, отчего возникают те или иные природные явления. Специальные рубрики посвящены современным компьютерным и авиакосмическим технологиям, загадкам живой природы, прогнозированию будущего. Создатели журнала предлагают своим читателям провести несложные, но забавные и поучительные физические эксперименты, разгадать головоломки, ответить на вопросы. В журнале представлено огромное количество ярких иллюстраций.

«Почемучка и друзья» первый журнал, с помощью которого дети познают мир, учатся рисовать, читать и считать, получают много познавательной информации. В каждом номере журнала представлены: интересные истории, увлекательные задания, настольные игры, математические задания, уроки рисования, творческие задания, обучающие материалы, страницы для раскрашивания и набор наклеек.

Помимо ярких иллюстраций и фотографий, журнал включает в себя композиции из пластилина, бумаги и природных материалов, что способствует развитию эстетического вкуса и творческого мышления ребёнка.

В журнале «Тошка» — весёлый и любознательный щенок, который рассказывает о диких животных, о секретах воспитания и ухода за домашними любимцами. В каждом номере опубликован увлекательный конкурс, а победителей ждут ценные призы. А еще забавный щенок Тошка предлагает отгадать загадки, кроссворды, головоломки, прочитать интересные факты о животных, ответить на вопросы, смастерить поделку, пройти тест. Центральный разворот журнала занимает постер, на котором изображены уникальные авторские фотографии животных.

«Котэлло» продолжает тему познавательных журналов о животных. Здесь представлен сразу весь удивительный мир кошек, рассказы о породах, любопытные факты, тесты и огромное количество прекрасных фотографий. В журнале публикуются творческие конкурсы и рисунки читателей на кошачью тему.

Школьникам были предложены анкеты с двумя вопросами:

Анализ анкет показал, что учащиеся 5-х и 6-х классов читают детские журналы если не ежедневно, то несколько раз в неделю в свободное от занятий время (71 % опрошенных). Но есть и такие, кто читает журналы крайне редко или вовсе не читают (29 % опрошенных). В качестве причин «нелюбви» к детским журналам они назвали: «нелюбовь» к чтению вообще, нехватку времени в связи с большим количеством домашних заданий, а также стоимость журналов. Как мы видим, число детей, читающих журналы, практически в 2,5 раза превышает число тех, кто не читает, однако это не говорит о том, что их читательские интересы соответствуют возрасту и направлены на удовлетворение эстетических потребностей. Из сложившейся ситуации можно сделать, по крайней мере, два вывода. Первый: журнал входит в круг чтения большинства современных школьников, следовательно, он является хорошей альтернативой проведения досуга. Второй: без руководства со стороны учителя дети в подавляющем большинстве не обратятся к детским журналам, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы приобщить учащихся к чтению подобных журналов. Это можно сделать не только во внеучебной работе, а также на традиционных уроках, используя материалы детской периодики (кроссворды, викторины, ребусы, рассказы, стихи, головоломки) и указывая на их источник, то есть на журнал. Тем самым учитель будет формировать у учащихся потребность в чтении не только журналов, но и художественных текстов. Именно такой путь приобщения школьников к чтению журналов может стать одним из составных элементов комплексного руководства детским чтением.

Основные термины (генерируются автоматически): журнал, номер журнала, ребенок, головоломка, задание, игра, страница журнала, интересная информация, познавательная информация, развлекательный характер.

Белькова, А. Е. Специфика социальных функций детских периодических изданий как типоформирующий признак / А. Е. Белькова, Т. С. Певцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 1122-1125. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25531/ (дата обращения: 14.10.2023).

Масс-медиа оказывают колоссальное воздействие на формирование детского сознания. Уже с раннего детства человек подвергается влиянию, оказываемому, со стороны различных информационных источников. При этом, не обладая умением анализировать информацию, отделять реальные факты от разнообразных мнений, детская аудитория наиболее подвержена воздействию масс-медиа (телевидение, пресса, кинематограф, Интернет, радио и пр.). В связи с этим, специализированные СМИ, предназначенные для подрастающего поколения, должны быть в первую очередь, социально ответственными и возлагать на себя функцию осуществления первичной социализации личности.

Ключевые слова:детская периодическая печать, Роспечать, тираж центральных детских изданий, тематика детских изданий, типоформирующий признак, социальная функция, информационная функция, просветительская функция, воспитательная функция, образовательная функция, рекреационная функция, познавательная функция, социализирующая функция, организаторская функция, гедонистическая функция, коммуникативная функция.

В последнее время детская периодическая печать стремится наиболее полно освещать проблемы реальной жизни детей и подростков, чтобы сохранить интерес аудитории, выражающийся в тиражах издания. Дети, особенно подростки и юноши, имеют разносторонние интересы в прессе. Активное обращение к периодике начинается уже в младшем школьном возрасте, но особенно оно усиливается в подростковом возрасте. Очень часто юные читатели покупают периодику самостоятельно. Как правило выбор того или иного журнала, газеты характеризуется спонтанностью, но в старшем возрасте он становится более осознанным. В чтении подростков и юношей преобладают молодёжные, а также женские журналы, ориентированные на развлечение аудитории. Их читают, прежде всего, девочки, тогда как мальчики предпочитают другой вид — спортивные и технические издания. Познавательные журналы читаются сегодня значительно реже, чем раньше, а их основная аудитория — мальчики-подростки.

Периодические печатные издания, адресованные детской и юношеской аудитории, выступают самостоятельным компонентом общей системы средств массовой информации.

В данной статье проанализируем актуальные для российского общества концептуальные модели детской газеты, их типологические характеристики и профильные черты.

По данным Управления правоприменительной деятельности Роспечати на 01.06.2014 г. в России зарегистрировано 1240 детских изданий, из них: 414 газет, 788 журналов, 27 альманахов, 11 сборников. Данных о реальном количестве выходящих в свет детских изданий нет.

В последние годы заметно сокращается количество детских газет, часть из них начало выходить в свет как журналы, часть просто прекратили существование. Тиражи центральных детских изданий колеблются от 59 тыс. до 3–1 тыс. экземпляров.

По своей тематике детские издания можно разделить на:

          издания о природе,

          издания, направленные на развитие технического творчества детей

          издания энциклопедического типа,

          издания художественной направленности

          издания с исторической и духовно-нравственной тематикой,

          патворки (издания с вложениями игрушек, камней и др.).

В рамках своей компетенции Роспечать ежегодно на конкурсной основе выделяет государственные субсидии из средств федерального бюджета организациям в сфере периодической печати, реализующим социально значимые проекты, в том числе изданиям для детей, подростков и молодёжи. В 2014 году государственную поддержку получило 44 издания для детей на общую сумму 22 067 900 рублей, что составляет 14 % от общего объёма выделенных субсидий (из них — 6 газет и 38 журналов,10 газет и журналов издаются на национальных языках народов России).

Особая роль детской прессы заключается в её интерактивности. То есть редакция старается «включить» своих читателей в различные виды творческой деятельности. Например, это может выражаться в написании различного рода работ (рассказов, писем и т. д.), проведение конкурсов (рисунков, поделок), юнкоровской деятельности, когда ребята пишут короткие заметки, очерки в журнал или газету. Все эти элементы включены в содержательный компонент деятельностного аспекта.

Журналистика для детей и юношества, как и журналистика в целом, представляет собой особый социальный институт, выполняющий по отношению к социуму специфические функции. Формирование социальных функций печатных периодических изданий для подрастающего поколения осуществляется под воздействием педагогических идей и взглядов общества. Опираясь на это утверждение, мы можем говорить о наличии целой группы функций, которые присущи печатным СМИ для детей и юношества. Специфику социальных функций можно рассматривать как ещё один типоформирующий признак.

В качестве ведущих выделяют следующие функции:

1.                Информационно-познавательная функция. Газеты и журналы предоставляют ребёнку информацию об окружающем мире, в котором он живёт, обогащают его разными сведениями, знаниями об исторических событиях;

2.                Просветительская функция. Для детской аудитории характерно активное стремление к познанию, поэтому, возникает необходимость в развитии умений и способностей правильно воспринимать и оценивать не только происходящие события в социуме, но и продукты человеческого труда. В связи с этим, назначение газетной и журнальной периодики — ориентировать подрастающее поколение в духовных ценностях, накопленных обществом, предлагать информацию о возможностях их применения.

3.                Воспитательная функциязаключается в том, что журнальная и газетная периодика для детской и юношеской аудитории несёт в себе колоссальный воспитательный потенциал.

Детская пресса — ценный и уникальный носитель нравственных и эстетических ориентиров для детей разных возрастов. Например, на страницах периодических изданий можно заметить раскрытие сущности основных эстетических категорий, таких как прекрасное и ужасное, трагическое и комическое и пр., нравственных: добро, зло, дружба, любовь, красота, ответственность и др.;

4.                Образовательная функция. Детская и юношеская аудитория, обращаясь к печатным периодическим изданиям, получает определённые знания, умения, компетенции, которые необходимы для жизни в медиатизированном обществе. Так, некоторые детские журналы включают разделы, в которых учат детей считать, способствуют развитию умений читать, мыслить логически.

5.                Функция социализациивыступает в качестве одной из главных,поскольку основное назначение детских и юношеских печатных периодических изданий — первичная социализация личности.

6.                Организаторские функции. Издания, адресованные разным возрастным группам детей, на своих страницах знакомят с нормами поведения в обществе, коллективе, семье, приобщают к различным видам трудовой деятельности, способствуют выбору профессии.

7.                Культурно-образовательная функцияимеет важное значение в детской и юношеской прессе, обогащая внутренний мир, делая ребёнка самодостаточной личностью.

8.                Рекреативные функции. В эту группу относят гедонистическую и развлекательную функции, которые объединены понятием «психологическая разрядка», в которое входит развлечение, расслабление и наслаждение.

При этом основными формами рекреационной деятельности выступают «отдых», «игра», «развлечение». Многие газеты и журналы публикуют кроссворды, головоломки, рассказы, включают игровые элементы, вызывая активный интерес со стороны юных читателей, способствуя развитию психики ребёнка.

Бесспорно, развлечение оказывает влияние на уже существующие знания и опыт, однако, для него не характерна ориентированность на разъяснение. В связи с этим, область развлечений представляет собой с одной стороны, огромный запас положительных установок, а с другой — инструмент негативного воздействия на личность. Поэтому важно уметь создавать и использовать развлекательные ресурсы для целевой аудитории;

9.                В последнее время прочные позиции занимает рекламно-справочная функция. Она находит отражение в презентации тех или иных игрушек, которые, в ходе знакомства аудитории с содержанием журнала или газеты становятся мечтой для многих детей;

10.           Коммуникативная функция, цель которой — создание особого информационного пространства для обмена мнениями между представителями юной аудитории.

На сегодняшний день в состав периодических печатных изданий, адресованных детско-юношеской аудитории, входят журналы, газеты и приложения к ним. Их содержание характеризуется широким разнообразием, изобилием интересных и увлекательных медиатекстов, качественным информационным материалом. Как правило, современные читатели отдают предпочтение журналу, а не книге, что закономерно, поскольку журнальная продукция отвечает запросам и удовлетворяет потребности детской и юношеской аудитории.

К основным видам печатной прессы для юной аудитории относятся следующие: литературно-художественные, социально-политические, гендерные издания, детско-юношеская самодеятельная пресса, СМИ о знаменитостях, об увлечениях и хобби, о кинематографе и телевидении, а также ориентированные на детскую аудиторию.

Специфика социальных функций детских периодических изданий проявляется в воздействии информационной, просветительской, воспитательной, образовательной, рекреационной, познавательной, социализирующей, организаторской, гедонистической, коммуникативной функциях.

Современные периодические печатные издания для подрастающего поколения стараются максимально учитывать возрастные, психологические особенности своей аудитории, их тематические, целевые предпочтения. Детские издания в условиях насыщенности современного информационного рынка, стремятся адресовать свою продукцию одновременно нескольким возрастным группам, например, объединяя дошкольников и младших школьников или подростков и старшеклассников. Данное явление обосновано тем фактом, что границы каждого возраста очень подвижны, а при переходе от одной возрастной стадии к другой, отношение ребёнка к действительности изменяется не сразу.

Основные термины (генерируются автоматически): издание, журнал, подрастающее поколение, газета, детская, детская пресса, коммуникативная функция, юношеская аудитория, детская аудитория, последнее время.

Детская периодика является уникальным педагогическим, нравственным и эстетическим потенциалом для воспитания ребенка.

Журналы для дошкольников в доступной форме разъясняют ребенку, где он живет, что вокруг него, открывают глаза на красоту природы, помогают познать добро и зло, стремятся удовлетворить детскую любознательность. Периодические издания служат цели практического освоения мира (самостоятельно или вместе с взрослыми): читать, чтобы применить полученные знания на практике. Поэтому на страницах журналов можно найти много развивающих игр, конкурсов, заданий и упражнений (викторины, тесты, загадки, математические задачи).

Современная система детской прессы отвечает разнообразным потребностям аудитории (развлекать, интересовать, объяснять, советовать и др.), дифференцирована по возрасту (журналы для дошкольников, для младшего и среднего дошкольного возраста), полу, интересам (природа, мода и красота, компьютер, футбол и др.), способу издания (тетрадь, альбом).

Проблемы детской периодики и ее репертуара имеют глобальный характер и постоянно актуальны. Однако, в современных российских ГОСТах, терминологических словарях и справочниках специфика изданий детской периодики почти не отражена.

В области изучения проблем репертуара детских изданий известны имена О. В. Алексеевой, Н. А. Рубакина, И. И. Старцева, М. В. Соболева, современных ученых и практиков И. А. Бутенко, Е. И. Голубевой, С. А. Карайченцевой, Г. Лямина, Ю. В. Просалковой, Е. Г. Ягановой, зарубежных специалистов С. Симсова, Л. Тейнил др.

На сегодняшний день отсутствует внимание к проблемам детской периодики, которых у нее достаточно много. Помимо неурядиц со спецификой изданий, детские журналы сталкиваются еще с рядом сложных задач. С каждым годом уменьшается количество авторов, желающих работать в данной сфере, сокращаются тиражи изданий для малышей, уменьшается спрос на продукцию детских издательств. Издательства же, в свою очередь, не готовы браться за журналы — однодневки. В большей степени, эти явления связаны с развитием информационных технологий и быстрым взрослением детей, которым интереснее сидеть в интернете и просматривать веб-страницы, чем читать иллюстрированные специализированные журналы. Важной проблемой является и высокая стоимость изданий для детей. Далеко не все родители могут позволить себе постоянно приобретать специализированную периодику для своего ребенка, оформлять подписку на неё. С одной стороны, журналы для малышей стали более яркими, привлекательными для детей, с другой — все это приводит к значительному увеличению их стоимости и понижению количества проданных тиражей.

Следует отметить, что, к сожалению, культура чтения периодических изданий в семьях потеряна, хотя родители должны прививать интерес к печатной продукции, воспитывать любовь и бережное отношение к ней. Да и мало кто из родителей знает о существовании массы журналов и газет для детей. Между тем разнообразие печатных детских изданий на российском рынке в последнее время столь велико, что охватить их все в одном небольшом обзоре просто невозможно.

Коммерциализация сегодня оказывает огромное влияние на издателей. В таком случае, возможность продажи своего продукта становится более важной, чем качество издания. За последние годы значительно расширилась тематика изданий для детей, в то время как такая литература далеко не всегда соответствует стандартам качества и требованиям морали. Детей привлекают яркие страницы, но ни они, ни родители не осознают, насколько негативным является влияние низкопробной массовой периодики. Как бы прискорбно это не звучало, но подъем прибыли стал более важен, чем обеспечение детей хорошей, доброй и качественной периодической печатью.

К сожалению, проблемы детских изданий для дошкольников не подвергаются научному исследованию. Внимание уделяется детской периодике в целом, невзирая на то, что она, с теоретической точки зрения, в рамках изданий для детей является актуальной для аудитории в возрасте от 0 до 18 лет, то есть пока ребенок не становится совершеннолетним.

Одним из важнейших условий изучения ситуаций на рынке детских периодических изданий является четкое их разделение на отдельные возрастные категории: для малышей от 0 до 3-х лет, для малышей-дошкольников, для детей младшего школьного возраста, для детей среднего школьного возраста, для подростков, детей старшего школьного возраста. Важно соотношение периодики, адресованной каждой из данных возрастных групп, с детьми соответствующего возраста и анализ периодики отдельно в каждом из них.

В наше время существуют различные периодические издания для дошкольников: журналы, электронные журналы, газеты, альманахи. Большой популярностью пользуются электронные журналы, так как современные дети предпочитают компьютерные технологии печатным изданиям. Периодическая печать в интернете сегодня намного доступнее для детей и родителей, и при этом не требует каких-либо затрат, но многие родители не задумываются, к сожалению, о здоровье ребенка.

Анализ образовательных программ для дошкольных учреждений подтвердил отсутствие в круге детского чтения периодики, хотя только в краевой детской библиотеке имени Г. Граубина Забайкальского края в отделе обслуживания детей дошкольного и младшего школьного возраста насчитывается около 25 детских изданий.

В данный момент существует много различных периодических изданий, представленных по возрастам и категориям. Мы попытались составить перечень современных журналов для детей дошкольного возраста и их родителей. Вот некоторые из них.

Издательский дом «Карапуз» предлагает для совместной деятельности родителей и детей следующие развивающие журналы:

«Мои первые слова» (от 0 до 2 лет)

Журнал про малышей, про возраст погремушек, ползунков, колыбелек. Про первые улыбки, узнавания, первый лепет, звуки. Чего ожидать? Что и как делать? К чему стремиться? Советы специалистов и необходимая информация даются просто и ясно. Наглядный материал в виде отдельных картинок, для ребенка именно этого возраста, подготовлен ведущей лабораторией Российской Академии Образования.

«Для самых-самых маленьких»(1–3 лет)

Единственный в России журнал, рекомендованный Министерством образования РФ в качестве пособия для развития детей раннего возраста. Победитель в номинации «Лучший детский журнал»: знакомство с окружающим миром; беседы по сюжетным картинкам; развитие речи, эмоций и чувств; дидактические игры; содержательные советы родителям — все в этом журнале.

«Раннее развитие. Первые шаги»(1–3 лет)

Принципиально новый вид издания — журнал-картонка. В основе каждого выпуска — серьезная методическая разработка по одному из направлений раннего развития. Тексты даны как примерный диалог родителя с ребенком, что создает хорошие условия для самовыражения и активизации речи.

Журнал дидактических игр на плотном картоне. Ведущая деятельность этого возраста — игра. Основная педагогическая задача — развитие ощущения и восприятия. Лучшие педагоги-новаторы объяснят, что нужно делать, зачем и как, чтобы позже не было проблем с подготовкой ребенка к школе.

Основной журнал Издательского Дома «Карапуз» для подготовки к школе («Домашний лицей»). Каждый выпуск посвящен конкретной теме: обучению чтению и счету, подготовке руки к письму, развитию внимания, памяти, мышления, речи. Авторы — ученые Российской Академии образования — дают конкретные советы родителям.

В каждом его номере публикуется всего одна сказка. Интересная и, главное, поучительная. Издатели тщательно подбирают материал. В основном это проверенные временем и полезные для сердца и разума сказки народов мира. А после того, как вместе с малышом ее прочтут родители, он непременно захочет вырезать и склеить из предложенных схем какую-то сценку или предмет, о котором шла речь в сказке. Только не надо забывать поставить перед ребенком условие: мастерить следует только после того, как прочтется или прослушается сказка и вспомнится, о чем в ней говорилось. Кстати, интересная работа руками непременно вызывает у малышей положительные эмоции, а они как нельзя лучше способствуют запоминанию нового материала. « Склеенная» сказка надолго останется в памяти ребенка. Журнал будет интересен как дошкольникам, так и детям младшего школьного возраста.

«Спокойной ночи, малыши!» (3–8 лет)

На страницах журнала малыш встретится с любимейшими героями и проведет с ними не пару минут, как это стало в последнее время на телеэкране, а, возможно, не один день. Кроме того, услышит от взрослого или прочтет сам много веселых историй и стихов, будет раскрашивать, мастерить, разгадывать ребусы, головоломки, отвечать на вопросы, что в лучших традициях литературно-развлекательных журналов для детей. Журнал выходит на качественной бумаге, в нем яркие, а, главное, дорогие сердцу крохи рисунки.

Журнал «Мастерилка» (5–12 лет)

Издательский дом «Эгмонт Россия» также дарит дошкольникам и младшим школьникам умные и красивые издания. Назовем некоторые из них.

«Тошка и компания» (5–8лет)

Это «веселый журнал о животных». В нем тоже очень много иллюстраций, причем, не только рисованных, есть в «Тошке» и фотографии. Короткие тексты. В издании много загадок, логических заданий, ребусов. Есть самоделка и даже постер с фотографией какого-нибудь животного, который ребенок сможет собственноручно повесить на стену в детской. Публикуются в «Тошке» и рисунки, которые присылают в своих письмах читатели. Правда, печатается «Тошка» на обычной (не глянцевой) бумаге и, как «Веселые картинки», не очень яркий. Выходит журнал в издательстве «Эгмонт Россия».

Этот журнал схож по тематике с «Тошкой». На страницах журнала «живет» Винни-Пух диснеевский и, соответственно, все его американские друзья. В отличие от развлекательных журналов-комиксов с названиями диснеевских мультиков, «Винни-Пух» вполне развивающий. Выходит он под лозунгом «Твой журнал о природе», но абсолютно не похож на все вышеперечисленные издания. Здесь яркие иллюстрации, фотографии животных и очень мало текстов. В основном, маленьким читателям предлагаются развивающие задания на сообразительность, ребусы, головоломки, любопытные вопросы, с помощью которых малыш может проверить свою эрудицию. Также в журнале есть странички-раскраски и странички-самоделки. Все обращения к детям происходят непосредственно от лица «мультяшных» героев журнала, а это соответствует возрастно-психологическим особенностям детского восприятия информации.

«Микки-Маус», «Том и Джерри», «Барби»

Эти и другие журналы комиксов тоже выпускает Издательский Дом «Эгмонт Россия». Они были первыми ласточками издательства, которые залетели в Россию из Америки и уже в 90-е завоевали огромную популярность у детей, которые до той поры ничего подобного не видели. До сих пор эти и подобные комиксы пользуются у маленьких читателей большим спросом. Возрастная аудитория комиксов практически без ограничения. Они могут быть интересны всем, кто любит мультфильмы Диснея.

Литературно-познавательный журнал для младшего школьного возраста «Простоквашино».

Журналы от Издательского дома «Веселые картинки»: «Веселые картинки», «Филя», «Свирелька» и «Свирель» и др.

«Веселые картинки» (3–6 лет)

Здесь очень много крупных иллюстраций и минимум текста. Как и прежде, на страницах журнала соседствуют юмористические стихи и коротенькие истории современных детских авторов и «классиков» периодики. Есть разделы, с помощью которых можно смастерить самоделку. И, конечно, в большом количестве ребусы, загадки, лабиринты, любопытные задания для малышей. Единственный «минус» «Веселых картинок» — это то, что оформление журнала недостаточно яркое по сравнению с некоторыми другими изданиями. Концепция издания вполне соответствует возрастно-психологическим потребностям этой возрастной категории читателей.

«Филя» (3–7 лет)

Построен по тому же принципу, что и «Веселые картинки». Много крупных иллюстраций, загадки, ребусы и короткие тексты. Но их вполне достаточно, чтобы удовлетворить любопытство маленьких читателей.

«Свирелька» (от 3 до 8 лет) и «Свирель» (от 7 до 12 лет)

Не надо путать два этих издания. « Свирелька» — ежемесячный журнал о природе для самых-самых маленьких. « Свирель» — тоже о природе, но для читателей постарше. Тексты в нем написаны в научно-популярном стиле, адаптированном для школьников. В качестве иллюстраций — фотографии. Впрочем, запомнить нетрудно, потому что «Свирелька» и по размеру меньше своей «старшей» сестры. Она выходит в формате А5 — половина альбомного листа. За это ее любят многие дети. Журнал довольно объемный — 32 страницы. И бумага плотная, качественная. Кроме содержательных рассказиков, историй, стихов о живой природе в «Свирельке» есть странички-раскраски, книжечка-вкладка, которую легко сделать самим: вынуть несколько листов из журнала, сложить пополам и сшить. Много в журнале веселых ребусов, загадок. Есть и самоделка. В общем, «Свирелька» достойна внимания малыша.

Издательский Дом «АиФ» предлагает детям познавательный альманах «Детская энциклопедия», который выходит на плотной качественной бумаге в уменьшенном формате А5. Каждая довольно пухлая книжечка посвящена какой-нибудь одной большой теме. Например: «Комнатные растения», «Шоколад», «Физика», «Кошки», «Дипломатия». Материал в журнале расположен по алфавиту. На каждую букву — по несколько тематических понятий, которые объясняются на доступном детям языке, в увлекательной литературной форме. Текст сопровождается иллюстрациями. Альманах также активно используется детьми в качестве дополнительного учебного пособия. Одно из самых популярных изданий у постоянных посетителей библиотеки.

Литературно-развлекательный журнал «Мурзилка» (7–12 лет)выходит в издательстве «Молодая гвардия».

Он тоже до сих пор живет и очень даже процветает. « Мурзилка» выходит в увеличенном формате, на плотной глянцевой бумаге, на тридцати с лишним страницах. Кроме замечательных текстов, написанных известными детскими авторами, среди которых есть литературные произведения, познавательные и обучающие материалы, в журнале очень качественные яркие иллюстрации в виде рисунков и фотографий. А в середине каждого номера — изумительные гравюры полотен величайших художников и адаптированный текст об авторе и его творениях. А также бессменные комиксы, советы от «Мурзилки», головоломки, ребусы и загадки, конкурсы с призами. И, конечно, письма и рисунки самих читателей.

Познавательный журнал для детей “GEOлёнок”(7–13 лет)выходит в издательстве «Axel Springer Russia»(Аксель Шпрингер Раша).

Создан по образцу журнала для взрослых “GEO”. Интереснейшие, увлекательные статьи на самые разнообразные темы из мира животных и растений, истории, географии, искусства, литературы. А также материалы, посвященные актуальным для детей проблемам: школьной жизни, достижениям сверстников, увлечениям и хобби, первым романтическим чувствам (все в пределах разумного!). Кроме того, в журнале много интересных заданий, конкурсов и викторин с призами. И очень красочное оформление полосными фотографиями высочайшего качества и комментариями к ним. Все, как в “GEO”, только лучше, потому что для детей. Создается журнал российскими авторами, а потому вполне адаптирован к нашей действительности.

К сожалению, для современных периодических журналов характерен слишком большой охват читателей в рамках одного издания — от 0 до пяти, от трех до восьми, от семи до четырнадцати лет. В этом случае сложно учитывать психологические, познавательные интересы детей разного возраста. Мало принимается во внимание пол детей, хотя надо отметить, что в последнее время появилось несколько новых журналов для девочек (для мальчиков такого разнообразия нет).

От состояния культуры и уровня развития детства зависит прогресс в культурном, экономическом, социальном развитии общества. И забывать о значимости периодики в содействии становлению личности и социализации юных граждан нельзя.

3.                  Актуальные промлемы современной детской периодики referats-online.ru/work_17463.html

4.                  Фролова С. В. Российские периодические издания для детей: обзор и классификация // Начальная школа. 2003. № 1. С. 108–113

Основные термины (генерируются автоматически): журнал, ребенок, детская периодика, издание, Россия, издательский Дом, младший школьный возраст, родитель, детская пресса, последнее время.

Рейтинг лучших детских журналов в 2023 году


ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Познавательный журнал,​ рассказывающий о флоре и фауне нашей планеты. В издании множество уникальных и обучающих рубрик: Страницы Красной книги, Почемучка, Тайны морей и океанов, Записки натуралиста. Кроме того, в печатном журнале, выходящий уже​ почти 93 года, есть рубрика в помощь об уходе за домашними питомцами – советы Айболита, головоломки – поляна игр, уникальные подделки – сделай сам. Возрастная категория от 6 лет и старше. В блоке Заповедными тропами, авторы описывают свои путешествия в самые разных уголках планеты. Сто друзей ста мастей – рубрика, посвященная всем видам пород собак и кошек. В 2006 году, изданию присужден знак отличия «Золотой фонд прессы».

Мурзилка


ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Ежемесячный литературно-художественный журнал, который воспитал не одно поколение. Первый выпуск издания вышел в свет в 1924 году, с этих пор он получил множества наград и премий. В 2014 году, издании присуждена премия правительства РФ, за сохранение лучших традиций отечественной детской литературы. Специальные рубрики: Галерея искусств, Красная книга, Путешествия и открытия, Поговорим по душам. В развлекательной части, помимо красочных иллюстраций, есть головоломки, ребусы, развивающие игры, кроссворды и др. Персонаж мурзилки, в виде маленького лесного человечка, и по сей день живет на страницах журнала, радует и направляет своего читателя. В журнале можно прочитать современные произведения отечественной литературы, детективные истории и научно-фантастические рассказы. Возраст: 6-12 лет.

Детский журнал Мурзилка

Квантик


ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Ежемесячный журнал для школьников, несет научно-познавательный характер. В журнале чаще всего публикуются занимательные и учебные статьи по физике, математике, лингвистике. Особый интерес к изданию, вызывает большое количество сопровождающих иллюстраций. Рубрики журнала: своими руками — изготовление иллюстраций на математические и физические темы; оглянись вокруг — применение знаний в окружающей среде; математические сказки — решение математических задач, сказочными героями; конкурсы по решению задач. В 2017 году во Всероссийской «За верность» Квантик был удостоен «Лучший детский проект о науке»

Детский журнал Квантик

Классный журнал


ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Впервые, интерактивный журнал вышел в свет в 1999 году. Целевая аудитория — дети от 6-14 лет. Печатное издание содержит актуальную информацию о мультфильмах, сказках, обзоры компьютерных игр. Также можно узнать спортивные новости, научные открытия и пр. Издание направлено на обучение, развитие творческих способностей, мышления, развитие памяти и пр. Информационные публикации, гармонично дополняются рекреационной частью: анекдоты, комиксы, кроссворды, тесты, головоломки. Издание получило одобрение Департамента образования Москвы. Герои журнала – Пантукль и Жукабра. Периодичность: раз в 2 недели.

Детский журнал Классный журнал

Лучик


ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Под «Проверь себя! Поверь в себя!», выходит ежемесячное детское издание для самых любознательных детей, желающих познать мир. Изобилие семейных викторин, заданий и материалов, развивают образное мышление ребенка, память, интуицию. В 2018 детское периодическое издание стало лучшим в России, и получило гран-при всероссийского детского конкурса « Волшебное слово». Помимо стандартных рубрик, в журнале Лучик есть раздел – «Работы наших читателей», куда дети отправляют нарисованные картинки, лучшие из которых публикуют на страницах журнала. Нередко редакция проводит интеллектуальные конкурсы, награждая своего читателя. Возраст: 6 +

Детский журнал Лучик

Веселые картинки


ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Добрый, советский и российский литературно-художественный юмористический журнал для детей от 4 до 12 лет. Ежемесячное издание, выходит с 1956 года, и на радость детям, большими тиражами. Символ журнала, Карандаш, в элегантном берете и красным бантом, который запомнился многим детям. Конкурсы и выставки – неотъемлемая часть политики издания. Увлекательные ребусы, сканворды, анекдоты делают журнал поистине веселым и занимательным.

Детский журнал Веселые картинки

ПониМашка


ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Занимательный и развивающий детский журнал, ориентированный на читателя от 3 до 7 лет. Специальные обучающие задания по математике, грамматике, представлены в игровой форме, что очень нравится детям. Как в большинстве случаев, и тут присутствует персонаж журнала, яркий Пони, по имени Маша. Выпуски журнала тематические, а основные рубрики: раскраски и обводки, задания на сообразительность и лабиринты, легкие и шуточные упражнения.

Детский журнал ПониМашка

Наш Филлипок


ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Игровой, развивающий, научно-популярный журнал для самых любознательных, который издается с 2011 года. У издания уже есть постоянная аудитория детей, в возрасте от 7 до 10 лет. Основные рубрики: космос, животные, Герой моей страны, явления природы, переменка, мастерская Филиппка, веселые уроки, спортивный калейдоскоп, а также рассказы и детские стихи. Периодическое издание, довольно объёмное (60 страниц).

Детский журнал Наш Филлипок

Юный эрудит


ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Научно-популярный журнал, подходящий детской аудитории от 9 лет и старше. Периодическое издание носит поучительный и информационный характер. Исторические материалы о первооткрывателях и ученых, статьи о космосе, технике, электронике. Также в журнале описываются несложные опыты, которые можно провести в домашних условиях. Юный эрудит издаётся совместно с французским журналом «Science & vie Junior». Текст написан достаточно доступным языком и дополнен полноцветными иллюстрациями. Журнал преимущественно подходит для мальчиков.

Читайка


ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Ежемесячный, красочный иллюстрированный журнал для детей младших классов, где собираются самые лучшие литературные произведения. Это поистине путешествие в мир книги. Основные рубрики издания: читаем всей семьей, читалка читайки, по городам и странам, стихворд, буквоежка, мы открываем мир, уроки творчества, сказка с продолжением, веселые стихи, поэтический мастер-класс.

Детский журнал Юный эрудит

В заключении

Принято считать, что подрастающие дети, поколения Z, книгам и журналам, предпочитают гаджеты. Однако, это мнение более, чем ошибочное. И многие, предпочитают познавать историю и мир, листая переплет. Топ -10 лучших детских журналов лишь небольшой, но зато качественный перечень периодических изданий в 2023 году. Если у Вас есть свои версии, или же возникли вопросы, то пишите нам. Будем рады ответить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СДО от Почты России