Психология семьи. Технологии работы с семьей
Тема 1. Семья как система
Вопрос 1
Верно ли утверждение, что поведенческий контроль, определяет правила и стандарты поведения, обязательные для всех членов семьи::верно
Вопрос 2
Верно ли утверждение, что системный подход показывает, что проблема конкретного члена семьи является индикатором дисфункциональности семейной системы в целом::верно
Вопрос 3
Границы семейной системы бывают::все варианты верны
Вопрос 4
Для какой функции симптомов характерно приведенное ниже описание. Блокирование отрицательных эмоций между членами дисфункциональной семьи создает ситуацию перенапряжения, вследствие чего у одного из членов семьи формируется симптом, позволяющий семье редуцировать напряжение и тем самым сохранять семейный гомеостаз::морфостатической
Вопрос 5
К объективным характеристикам функционирования семьи не относится::удовлетворенность браком
Вопрос 6
Какие классы подходов Левант выделяет в школах семейной терапии::все варианты верны
Вопрос 7
Семейная система имеет параметры::все варианты верны
Вопрос 8
Семье как системе не характерен один из признаков::изменение в одной части единства не ведет к изменению системы в целом
Вопрос 9
Симптом, появляющийся в семье как при попытке сохранения гомеостаза во время прохождения какой-либо стадии жизненного цикла может выполнять функции::морфостатическую:морфогенетическую
Вопрос 10
Характеристики семьи подразделяются на::все варианты верны
Тема 2. Структура и функция семьи
Вопрос 1
Верно ли утверждение, что семейные мифы присущи и гармоничной семье, но актуальны в моменты каких-то серьезных социальных перемен::верно
Вопрос 2
Конвенциональные семейные роли::стандартизованы, определяют постоянные права и обязанности членов семьи
Вопрос 3
Критические точки прохождения семьей стадий жизненного цикла называют::горизонтальными стрессорами
Вопрос 4
Особенности структуры, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций, называют::нарушением структуры семьи
Вопрос 5
Патологизирующие роли, оказывающие психотравмирующее действие на исполнителя и остальных членов семьи, могут быть:семейными:индивидуальными
Вопрос 6
По мнению Э.Г. Эйдемиллера, жизнедеятельность семьи, непосред-ственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется::функцией семьи
Вопрос 7
Семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет все свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена называется::гармоничная:нормально функционирующая семья
Вопрос 8
Функцией пообеспечению выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами называют::функцию первичного социального контроля
Жизненный цикл семьи
Вопрос 1
Верно ли утверждение, что переход со стадии на стадию жизненного цикла семьи представляет собой нормативные кризисы в развитии семейной системы?
Верно
Вопрос 2
Верно ли утверждение, что повторяющиеся кризисы семьи обусловлены изменениями ее функций и структуры?
Верно
Вопрос 3
Какие задачи решают будущие супруги на стадии монады?
Все варианты верны
Вопрос 4
Критериями жизненного цикла семьи, в основе которого лежит периодизация, предложенная Б. Картер и М. Макголдрик, не является характеристика семьи:
Функции семьи
Вопрос 5
На какой стадии жизненного цикла семьи можно наблюдать пересечение трех возрастных кризисов, переживаемых тремя поколениями расширенной семьи, каждый из которых характеризуется своими уникальными задачами развития, создает особую уязвимость семейной системы на данной стадии жизненного цикла?
Семья с детьми подросткового возраста
Вопрос 6
На какой стадии жизненного цикла семьи решается задача по формированию семейного самосознания Мы, планирование основных жизненных целей?
Заключение брака, или время диады
Вопрос 7
На какой стадии жизненного цикла семьи строительство супружеских отношений по форме узнавания — познания партнера с новых сторон, с преимуществом жизненного опыта, обретенной мудрости и терпимости обеспечивает гармонизацию семейной системы и профилактику ее распада?
Период отделения детей, приобретающих взрослый статус
Вопрос 8
Развод, супружеская измена, изменение, усыновление приемных детей, финансовые трудности — все эти события относятся к разряду:
Ненормативных кризисов
Вопрос 9
Что из перечисленного ниже, по мнению Э.К. Васильевой относится к стадии жизненного цикла семьи:
Все варианты верны
Таблица
По горизонтали | Ответ |
---|---|
Семьи, которые представляют собой ригидные семейные системы, и которые пытаются сохранить привычные стереотипы взаимодействия между элементами своих подсистем и другими системами вне зависимости от внешних условий рассматриваются как | Нормативные стрессоры |
Нормативные стрессоры или критические точки прохождения семьей стадий жизненного цикла | Критические точки |
По мнению Э.Г.Эйдемиллера, функция семьи, которая состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях | Функция семьи |
Параметр семейной системы определяющийся взаимоотношениями между семьей и ее ближайшим социальным окружением и между различными подсистемами внутри семьи, они могут жесткими, размытыми и проницаемыми, внешними и внутренними | Отношения с окружающим миром |
Функция симптома отражающая позитивную обратную связь, отклонение в сторону усиления колебаний семейной системы, целью которой является изменение семейной системы, переход на другую стадию | Позитивная обратная связь |
С точки зрения системной семейной терапии в функционирование семейной системы стремление каждой системы сохранить свое положение, стремление к стабильности основных ее параметров отражает закон | Закон сохранения |
Диагностика семейных отношений
По вертикали
Пациент — член семьи, отклоняющееся поведение и психологические проблемы которого являются непосредственным поводом обращения семьи к психотерапевту.
Наиболее важная особенность семейных функций, основанная на взаимодействии родственников.
Роли, которые предписаны социокультурным окружением, стандартизованы, определяют постоянные права и обязанности членов семьи, представляя собой перечень форм поведения и способов их реализации, регулируемых правом, моралью, традициями.
Стрессоры, которые подразумевают формирование, фиксацию и передачу паттернов эмоционально-поведенческого реагирования от представителей одних поколений представителям других. В некоторых случаях их действие способствует дифференциации функционирования семьи, а в иных представляет собой патологизирующее семейное наследование.
Детская подсистема отношений в семье, воспитывающей несколько детей.
Нормативно одобряемая модель поведения, ожидаемая от человека, занимающего определенную социальную позицию и позицию в межличностных отношениях. Её содержание и выполнение регулируются нормами, т.е. определенными выработанными и принятыми группой правилами, которым необходимо следовать для реализации совместной деятельности.
Тема 4. Интервью как метод диагностики семьи
Вопрос 1
Верно ли утверждение, что когда при формулировке гипотезы удается выйти на парадокс, то такую гипотезу можно считать циркулярной?
Ответ: верно
Вопрос 2
Верно ли утверждение, что терапевт, отдающий предпочтение циркулярному подходу в работе с семьей, будет фокусироваться преимущественно на деталях временных последовательностей?
Ответ: неверно
Вопрос 3
К какой категории относится вопрос “Кто больше всех расстраивается в этой ситуации”?
Ответ: циркулярной:системной
Вопрос 4
К какой категории относится вопрос “Является ли мама несчастной”?
Ответ: исследует описательные характеристики:линейной
Вопрос 5
Какие различия можно выявить с помощью циркулярных вопросов?
Ответ: все варианты верны
Вопрос 6
Какого вида циркулярных вопросов не существует?
Ответ: вопросы, определяющие последовательность
Вопрос 7
Линейный подход к анализу семьи характеризуется:
Ответ: идеей непрерывности времени:установления причинно-следственных отношений
Вопрос 8
С какой целью проводится предварительная беседа психотерапевта с семьей?
Ответ: вычислить стадию жизненного цикла
Вопрос 9
Циркулярный подход к анализу семьи характеризуется:
Ответ: все варианты верны
Тема 5. Диагностика супружеских отношений
Вопрос 1
В тесте Семейная социограмма (Э.Г. Эйдемиллер) кружок Я в центре большого круга может быть интерпретирован как:
Ответ: эгоцентрическая направленность личности
Вопрос 2
Верно ли утверждение, что Цветовой тест отношений А. Эткинда позволяет обсудить с семьей множество гипотез об особенностях межличностных отношений и наблюдать реакции (например, принятие или непринятие) клиентов на них?
Ответ: верно
Вопрос 3
К проективным методам диагностики супружеских отношений не относится:
Ответ: методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
Вопросы по психологии семейных отношений
Вопрос 4
Какие направления интерпретации данных возможны в цветовом тесте отношений А. Эткинда?
- цветовое пространство и расстояния между персонажами в этом цветовом пространстве
- архитипические или заимствованные из методики Люшера значения цветов
Вопрос 5
Какие параметры лежат в основе опросника удовлетворенности браком (В.В. Столин, Г.П. Бутенко, Т.Л. Романова)?
- все варианты верны
Какие сферы семейной жизни, вызывающие межличностные конфликты супругов, не выделяет методика Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации (Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубовской)?
- вопросы, связанные с профессиональным определением
Вопрос 7
Какие утверждения включают в себя супружеские паттерны отношений в методике исследования ролевых паттернов отношения (МИРП Ю. В. Александровой)?
- все варианты верны
Вопрос 8
Какого паттерна не выявляет методика исследования ролевых паттернов отношения (МИРП) разработанная Ю. В. Александровой?
- прародительского
Вопрос 9
Какую роль авторы методики Семейные роли и опросник распределения ролей в семье (Ю. Е. Алешина, Л.Я.Гозман, Е. М.Дубовская) исключили из опросника основных внутрисемейных ролей, характеризующих современную семью?
- роль ответственного по уходу за младенцем
Вопрос 10
Методика Письмо о моем супруге позволяет:
- все варианты верны
Вопрос 11
Рисуночная проективная методика Семейная социограмма (Э.Г. Эйдемиллер) выявляет:
- определяет характер коммуникаций в семье
- положение субъекта в системе межличностных отношений
Тема 6. Диагностика детско-родительских отношений
Вопрос 1
В классификации методик диагностики родительско-детских отношений выделяют методики:
- все варианты верны
Вопрос 2
Какая методика является зеркальным вариантом методики АСВ?
- РОД
Вопрос 3
Какие группы переменных выявляет методика Рене Жиля?
- переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в его межличностных отношениях
- переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми
Вопрос 4
Какие задачи помогает решать Методика Родительское сочинение?
- все варианты верны
Вопрос 5
Какой шкалы нет в опроснике родительских отношений А. Я. Варги В.В. Столина (ОРО)?
- гордость семьи
Вопрос 6
Методика Архитектор-строитель направлена на выявление:
- уровня делового и личностного общения ребенка с родителем
- уровня речевого развития ребенка
Вопрос 7
На какие аспекты можно обращать внимание при психологическом обследовании детско-родительских отношений?
- все варианты верны
Вопрос 8
Описание стимульного материала, какой методики, приведено в скобках:
- семья, расположившаяся вокруг стола, или на прогулке за городом
- группа играющих детей
- группа детей, слушающих взрослого
- группа ссорящихся детей
- методика Рене Жиля
Вопрос 9
Опросник эмоциональных отношений в семье Е. И. Захаровой (методика ОДРЭВ) направлен на выявление:
- все варианты верны
Вопрос 10
Цветовой тест отношений Эткинда относится к категории методик:
- одинаково пригодные как для обследования детей, так и родителей
Вопрос 11Что позволяет выявить детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Е. Бене – Е. Антони::все варианты верны
Вопрос 12Шкалы: уровень протекции в процессе воспитания, степень удовлетворения потребностей ребенка, количество и качество требований к ребенку в семье, неустойчивость стиля воспитания, расширение сферы родительских чувств, предпочтение в подростке детских качеств, воспитательная неуверенность родителя, фобия утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его (ребенка) пола относятся к методике::АСВ
Тема 7. Системная семейная терапия
Вопрос 1Верно ли утверждение, что семейная психотерапия не показана в случаях ригидности жизненных установок, особенно связанных с преклонным возрастом::верно
Вопрос 2Выберете 2 правильных ответа на вопрос: что относится к противопоказаниям к семейной системной терапии::психопатии:нарушения мышления и сознания
Вопрос 3Для фрустрации различных подсистемы участников психотерапии не используется прием::блокировка одновременно всех семейных подсистем
Вопрос 4К задачам системной семейной психотерапии относят::все варианты верны
Вопрос 5Какие виды директив применяют в семейной системной психотерапии::все варианты верны
Вопрос 6Комплекс психотерапевтических методов и приемов, направленных на лечение пациента в семье и при помощи семьи, а также на оптимизацию семейных взаимоотношений называют::семейной психотерапией
Вопрос 7На первом этапе семейной терапии не происходит::реконструкция семейных отношений
Вопрос 8Ослаблению сопротивления в ходе семейной терапии способствуют следующие приемы::все варианты верны
Вопрос 9Парадоксальные задания в ходе семейной психотерапии направлены на::все варианты верны
Вопрос 10Семейная системная психотерапия показана при::все варианты верны
Вопрос 11Сколько этапов выделяют в процессе семейной системной психотерапии::2
Тема 8. Работа с методом генограмм
Вопрос 1В интерпретации семейной истории можно выделить категории::все варианты верны
Вопрос 2В процессе построения генограммы психолог не получит информацию::о традициях празднования семейных дат
Вопрос 3В процессе построения генограммы психолог получает информацию::все варинты верны
Вопрос 4Изучение семейной истории не позволяет понять::когда семья примет решение о разводе
Вопрос 5Какие типы совпадений можно выявить по генограмме::варианты верны
На генограмме зигзагообразной линией между фигурами обозначают::конфликтные отношения
Вопрос 7На генограмме крестиком обозначают::аборт
Вопрос 8На генограмме кружочком с двумя датами, расположенными по вертикали рождения обозначают::приемную дочь
Вопрос 9На генограмме перечеркнутым квадратом обозначают::умершего мужчину
Вопрос 10На генограмме пунктирной линией между фигурами обозначают::дистантные отношения
Тема 9. Метод системных расстановок
Вопрос 1В расстановке семьи, из жены, мужа и ребенка, где у мужа двое детей от первого брака в результате развода порядок будет такой::первая жена, дети от первого брака, отец, его вторая жена, дети от второго брака
Вопрос 2В семейной расстановке заключительные этапы расположены в следующем порядке::установление порядка внутри системы, включение в расстановку, образ-решение клиента, завершение расстановки
Вопрос 3В семейной расстановке начальные этапы расположены в следующем порядке::запрос, информация, критерии на необходимость системной работы, критерии на необходимость работы с прерванным движением любви
Вопрос 4Верно ли утверждение, что закон приоритета более раннего проявляется следующим образом: тот, кто появился в системе раньше, имеет преимущество перед тем, кто приходит позже::верно
Вопрос 5Верно ли утверждение, что привязанность — это сильная и последовательная преданность семейной группе, ради которой член семьи в определенных случаях готов пожертвовать своим счастьем и даже своей жизнью::верно
Вопрос 6Для того чтобы разрешать конфликты, охватывающие несколько поколений в семье, и сделать зримыми для окружающих возможные изменения семейной системы, используется::метод семейной расстановки
Вопрос 7Из отношений порядка и структуры в семье следует, что старший::больше дает
Вопрос 8По мнению Б. Хелингера на уровне рода нет закона о::приоритете более младшего
Вопрос 9Технику семейной системной расстановки предложил::Б. Хелингер
Вопрос 10Условиями, необходимыми для хороших отношений между супругами, родителями и детьми являются::все варианты являются верными
Вопрос 1Парадоксальные задания в семейной системной психотерапии заключаются в том, что психотерапевт дает такие инструкции, чтобы члены семьи воспротивились их исполнению и тем самым изменили свое поведение в нужном направлении. Применение таких техник оправдано в случаях выраженного сопротивления терапевтическим изменениям.
Вопрос 2К противопоказаниям применения семейной системной психотерапии относятся: стойкие отклонения характера у кого-либо из членов семьи в виде истероидной, эпилептоидной и паранойяльной психопатий, а также временные психотические состояния – нарушения мышления и сознания, выраженные депрессивные и маниакальные фазы, бредовые переживания.
Вопрос 3Генограмма представляет собой форму семейной родословной, на которой записывается информация о членах семьи, по крайней мере, в трех поколениях.
Девиантология. Психология девиантного поведения
Тема 1. Предмет и основные понятия психологии девиантного поведения, связь с другими науками
Вопрос 1В процессе эволюционного отбора неадаптивные формы человеческой жизнедеятельности::отмирают
Вопрос 2Выделите существенные черты девиантного поведения (несколько вариантов ответа)::поведение личности противоречит общепринятым или официально установленным в обществе, социальным нормам:девиантное поведение причиняет вред либо самой личности, либо окружающим ее людям:личность и ее девиантное поведение вызывают негативную оценку со стороны общества
Вопрос 3Соотнесите понятие «отклонение» в науках:
Вопрос 4Девиантное поведение берет свое начало от противопоставления::Мы и Они
Вопрос 6Сознательное действие, в котором индивид утверждает себя как личность по отношению к самому себе, другому человеку, группе или обществу, к природе в целом, – это::поступок
Вопрос 7Социальное явление, выражающееся в относительно массовых, статистически устойчивых формах (видах) человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (культуре, группе) нормам и ожиданиям, называют::социальной девиацией
Вопрос 8Устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией, называют::девиантным
Вопрос 1Соотнесите группы социальных норм по сфере регулируемых отношений:
Художественная культура и научная мысль, международные декларации и конвенции
Ожидания и предписания определенной группы, являются прямым следствием нравственных ценностей, но могут и противоречить им
Регулируются всей государственной системой
Регулируют отношения между странами (народами) и прописаны в международных документах и межгосударственных соглашениях
Регулируются должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка, профессиональными традициями
Вопрос 2Соотнесите критерии нормы
Позволяет определить норму для любого явления с помощью подсчёта частоты, с которой данное явление встречается
Отражает степень выраженности и степень угрозы той или иной формы поведения для жизни человека
Все поведенческие проявления разделяются на две группы – «нормальные» и «патологические»
Поведение воспринимается нормальным и одобряется, если оно соответствует требованиям общества в данное время
Связан с индивидуальными особенностями личности человека
Вопрос 3Соотнесите характеристики отклоняющегося поведения:
Отсутствие или утрата смысла жизни, внутренняя пустота, блокировка самореализации
Деформации в ценностно-мотивационной системе личностиФрустрированность потребностей, внутренние конфликты, малопродуктивные механизмы психологической защиты
Неадекватная самооценка, низкая рефлексия, малопродуктивные механизмы выхода из стресса, низкие адаптивные возможности
Дисфункциональные мысли, стереотипы мышления, неадекватные установки
Вопрос 4В каком возрасте допустимо применять к поведению термин «отклоняющееся» (несколько вариантов ответа)?:10 лет:20 лет
Вопрос 5Выберите свойства норм (несколько вариантов ответа)::объективность:историчность:универсальность:схематичность
Вопрос 6Выражает исторически сложившиеся в конкретном обществе пределы, меру, интервал допустимого поведения, деятельности индивидов, социальных групп, социальных организаций::социальная норма
Вопрос 7Основным понятием в девиантологии является::норма
По горизонтали 1 Критерий определения нормы поведения, который основывается на разделении проявления поведения на нормальное и паталогическое6 Ближайшее окружение человека, ограниченное определенной территорией и оказывающее влияние на его развитие7 Стойкое изменение генотипа, происходящее под влиянием внешней или внутренней среды8 Нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью9 Более поздняя закладка органа и замедленное его развитие у потомков по сравнению с предками11 Процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков12 Система принципов и правил поведения13 Единство внешних проявлений отношения к тем предметам и явлениям, которые окружают человека; его внутреннее психическое
По вертикали2 Поведение, которое связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или его группах ценностям, правилам (нормам) и стереотипам поведения, ожиданиям, установкам3 Подход в оценке поведенческой нормы или девиации, в соответствии с которым к девиантному следует относить любое поведение, которое явно или потенциально является опасным для общества, окружающих человека людей4 Особый тип убеждения, представляющий собой сложившуюся оценку некоего объекта5 Один из видов позитивного девиантного поведения10 Пассивное избегание социальных норм11 Вид нормы, прописанный в документах государства, который регулируются всей государственной системой
Тема 3. Истоки девиантности в контексте биологических и социальных теорий
Вопрос 1Соотнесите исследователя и трактовку причин девиантности:
Существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека
Уильям X. ШелдонПодчеркивал важность строения тела, считая, что определенное строение тела указывает на присутствие характерных личностных черт
Считал, что основной причиной девиации является аномия, безнормность, дезорганизация общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми
худые люди с узкими плечами и тонкими руками, бледной кожей и плоской грудной клеткой, не склонны к увеличению объема мышц и жировой прослойки в течение всей жизни
характеризуется сильным развитием скелета и мускулатуры, упругой кожей, мощной грудной клеткой, широкими плечами
отличается развитием внутренних полостей тела (головы, груди, живота) и склонностью торса к ожирению, при этом у них слабый двигательный аппарат. Средний рост, плотная фигура, мягкое широкое лицо на массивной шее, массивный живот – такова общая картина этого типа
Вопрос 4Дезорганизация общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми – это::аномия
Вопрос 5Кто из ученых выделял три типа строения человеческого тела, максимально не похожие друг на друга, которым соответствуют три варианта психической конструкции человека?:Уильям X. Шелдон
Вопрос 6Кто из ученых является родоначальником биологического направления девиантного поведения?:Чезаре Ломброзо
Вопрос 7Поведение человека, употребляющего наркотики, можно назвать::ретретистским
Вопрос 8Тип поведения человека, при котором он ведет себя законопослушно, разделяет цели общества и принимает средства их достижения::конформизм
Тема 4. Истоки девиантности в контексте психологических теорий
Лишение чего-либо важного
Наказание, основанное на страхе
Игнорирование реакции или помещение человека в иную среду, где прежнее поведение невозможно
Вопрос 2Возможность рассматривать личность как высшую ценность возможно при::безусловном положительном принятии
Вопрос 3Выберите врожденные эмоциональные ответы на стимулы (несколько вариантов ответа)::страх:гнев:любовь
Вопрос 4Выберите представителей экзистенциально-гуманистического подхода (несколько вариантов ответа)::Франкл:Маслоу
Вопрос 5К специфическим характеристикам самоактуализирующейся личности относятся (несколько вариантов ответа)::вера в себя:внутренний локус контроля:открытость новому опыту
Вопрос 6Отклоняющееся поведение в экзистенциально-гуманистическом подходе возникает как следствие::подавления своей духовности и ухода от ответственности за поиск смысла
Вопрос 7Сигналом наличия структурного конфликта по Фрейду является::тревога
Вопрос 8Э. Эриксон рассматривает девиацию как::кризис идентичности
Тема 5. Основные типологии девиантного поведения
Вопрос 1Соотнесите тип девиантного поведения по Змановской с его проявлениями:
Химическая зависимость, самопорезы, фанатизм
Вопрос 2Соотнесите тип девиантного поведения по Клейбергу с его проявлениями:
Алкоголизм, наркомания, правонарушения
Вопрос 3Девиации как социальные явления по объекту могут быть (несколько вариантов ответа)::экономические:бытовые
Вопрос 4Отклоняющееся поведение в раннем и дошкольном возрасте лучше рассматривать как::вредные привычки
Вопрос 5Отклоняющееся поведение как противоречащее принятым в настоящее время правовым нормам и запрещенное под угрозой наказания рассматривается в рамках::социально-правового подхода
Вопрос 6Поведение ребенка, вызывающее активное беспокойство ближайшего окружения и общества в целом, относится к зоне::отклоняющегося поведения
Вопрос 7Подход, в котором девиантное поведение расценивают в соответствии с проявлением симптомов нарушений::клинический
Вопрос 8Предложил классификацию типов девиантного поведения по способу взаимодействия личности со средой::Менделевич
Вопрос 1Вставьте пропущенные зоны поведения учащихся образовательных организаций
Вопрос 2Распределите потребности, начиная с низших (низ пирамиды) и заканчивая высшими (верх пирамиды).
Вопрос 3Соотнесите рисунок и название соматотипа:
Вопрос 4Соотнесите картинку и тип девиантного поведения по Менделевичу:
Вопрос 5Соотнесите психологический подход и картинку:
Тема 6. Делинквентное, криминальное и агрессивное поведение
Вопрос 1Агрессивное поведение может иметь различные (по степени выраженности) формы – соотнесите:
ситуативные агрессивные реакцииВ форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию
пассивное агрессивное поведениеВ форме бездействия или отказа от чего-либо
активное агрессивное поведениеВ форме разрушительных или насильственных действий
Вопрос 2Соотнесите проведение агрессии в разных возрастах:
Могут обзываться, щипаться, плеваться, драться, кусаться и даже поглощать несъедобное
младший школьный возрастАгрессия чаще проявляется по отношению к более слабым («выбранной жертве») – насмешки, давление, ругательства, драки
Специфической особенностью агрессивного поведения является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых
Вопрос 3Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики (несколько вариантов ответа)::направленность:формы проявления:интенсивность
Вопрос 4В содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как (несколько вариантов ответа)::выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях:направленность на причинение вреда окружающим людям:склонность к насилию (причинению боли)
Вопрос 6Наука, которая изучает преступника, его действия и его жертву, наказание за деяние называется::криминология
Вопрос 7Проступок могут совершать::дети, подростки, взрослые
Вопрос 8Скрытые формы агрессии – это (несколько вариантов ответа)::уход от контактов:бездействие с целью навредить кому-то:причинение вреда себе и самоубийство
Тема 7. Саморазрушающее поведение
Вопрос 1Соотнесите понятие и его суть:
Целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью
Тенденция к самоубийству нарастает, формируется план – человек продумывает способы, время и место самоубийства
Появляются, когда к замыслу присоединяется волевой компонент – решение, готовность к действию
Вопрос 2Соотнесите типы самоубийств:
Происходит в результате тяжелых разногласий между личностью и окружающей ее средой
Имеет место в случае личных трагедий, например смерти близких, потери работоспособности, несчастной любви
Совершается ради других людей или во имя высокой цели
Является уходом от неблагоприятных ситуаций – конфликтов, неприемлемых требований
Вопрос 3Аддикты обретают уверенность в себе, самоуважение, чувство превосходства над другими::в кризисных ситуациях
Вопрос 4Истинный суицид::направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным
Вопрос 5Негативные изменения в личности и поведении родственников вследствие зависимого поведения кого-либо из членов семьи – это::созависимость
Вопрос 6Предсуицид – это::период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации
Вопрос 7Ребенок начинает осознавать реальность и необратимость смерти к::11-14 годам
Вопрос 8Синоним термина «зависимое поведение» – это::аддиктивное
Тема 8. Типы девиантного поведения, связанные с нарушением личности и психопатологией
Вопрос 2Данный тип акцентуации характера характеризует высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция к образованию ритуальных действий::психастенический
Вопрос 3Патохарактерологический и психопатологический типы девиантного поведения по характеру взаимодействия личности со средой, характеризуется как::болезненное противостояние реальности
Вопрос 4Пограничные между психическим здоровьем и болезнями состояния, чрезмерно далеко зашедшие отклонения в сторону от определенного среднего уровня или нормального типа::психопатии
Вопрос 5Сложившийся и укрепившийся под влиянием жизненных воздействий и воспитания определенный стиль отношений и поведения человека – это::характер
Вопрос 6Черты характера – это::сложные индивидуальные особенности, достаточно показательные для человека и позволяющие с известной вероятностью предугадывать его поведение в том или ином конкретном случае
Тема 9. Тип девиантного поведения, связанный с гиперспособностями, и креативные девиации
Вопрос 1Без проявления девиантности в обществе не возможен его::прогресс
Вопрос 2Важным элементом механизма сохранения-изменения любой системы, в том числе и общества, является::адаптация
Вопрос 4Основными категориями позитивной девиации являются (несколько вариантов ответа)::гений:герой:клоун
Вопрос 5Самореализация в созидании, творчестве могут служить преодолением::страха смерти
Вопрос 6Тип девиантного поведения, основанный на гиперспособностях по характеру взаимодействия личности со средой, характеризуется как::игнорирование реальности
Вопрос 7Человек, руководствующийся в своем поведении нравственными принципами, предписывающими бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) других людей::альтруист