Ответы на тесты по психологии 11

Теория и практика группового консультирования

Типы групп

  1. Коллектив: Группа, где межличностные отношения опосредуются личностно-значимым и общественно-ценным содержанием групповой деятельности.

  2. Кооперация: Общность, в которой есть иерархическая структура, положение личности определяется степенью участия в деятельности, но преобладают эмоционально-психологические отношения.

  3. Диффузная: Общность, межличностные отношения в которой не опосредуются содержанием совместной деятельности, ее целями, задачами (случайное собрание людей в автобусе, в очереди, на вечеринке).

  4. Ассоциация: Общность, у членов которой осознается принадлежность к одной социальной общности.

Ограничения группового консультирования

  1. Люди из-за своих личностных свойств не могут эффективно решать свои проблемы в группе.
  2. Отдельные проблемы клиента могут продуктивно решаться только в индивидуальной работе.
  3. Некоторые групповые нормы могут порождать иллюзии.
  4. Групповая атмосфера может способствовать конформности поведения участников.

Критерии определения групп как коллектива

  • Психологическая совместимость.
  • Организационное единство, субординационная совместимость.
  • Опыт совместной деятельности.
  • Единство подготовленности всех членов группы.

Преимущества группового консультирования

  1. Члены группы могут получать ценную обратную связь о том, как их воспринимает группа.
  2. Группа помогает людям изменить свои позиции, убеждения, взгляды.
  3. Группа предоставляет понимание и поддержку.
  4. Группа как микрокосм общества позволяет участникам увидеть себя глазами других.

Тип группы Коллектив

Разновидность социальной общности, где совпадают индивидуальные и групповые цели в процессе совместной деятельности и возникает глубокая общность основных социально-психологических характеристик.

Тема 2 — Специфика группового консультирования

  1. Вопрос: Групповое консультирование противопоказано людям, имеющим значительные нарушения во взаимоотношениях с людьми, фобические расстройства или конфликты с окружающими — это верно?

    • Ответ: Неверно
  2. Классификация группового консультирования на основе критерия содержание проблемы:

    • консультирование семьи как группы
    • психотерапевтическое групповое консультирование с целью лечения
    • групповое консультирование в русле дефектологии
    • консультирование группы по проблемам психического здоровья
    • групповое консультирование по проблеме конфликтов
  3. Консультационные процессы имеют специфику в зависимости от:

    • степени развития группы
    • степени организованности группы
    • содержания проблемы группы
  4. Утверждение: Однако во всех случаях любого выбора консультирования, психолог должен найти такой предмет взаимодействия и такие средства (методы и приемы) взаимодействия членов группы, чтобы в них были представлены модальности внутреннего мира каждого члена группы — это верно?

    • Ответ: Верно
  5. Утверждение: Основы системного подхода присутствуют в любой теории о групповом консультировании — это верно?

    • Ответ: Верно
  6. По возрастному аспекту разных групп клиентов можно выделить:

    • Консультативные группы для студентов
    • Консультативные группы для детей
    • Консультативные группы для взрослых
    • Консультативные группы для пожилых людей
    • Консультативные группы для подростков

Тема 3 — Групповое психологическое консультирование и групповая психотерапия

  1. Утверждение: В группах решения проблем возникает возможность изменить свое поведение, при поддержки группы и ее терапевта искать новые способы сосуществования с другими людьми — это верно?

    • Ответ: Верно
  2. Утверждение: В группе-встреч поощряется конфронтация между участниками, в пространстве здесь и теперь обсуждаются появляющиеся в группе отношения, непосредственный опыт. Верно?

    • Ответ: Верно
  3. Группы встреч неоднородны, они отличаются по:

    • теоретической ориентации терапевта
    • ценностям терапевта
    • установкам терапевта
  4. Утверждение: Группы роста личности, основанные на идеях гуманистической психологии- это группы встреч

  5. Утверждение: Процесс переобучения, который включает в себя как сознательное, так и бессознательное, как настоящее, так и прошлое — это Групповая психотерапия

  6. Темоцентрированные группы подходят для клиентов любого возраста. Дж. Корни выделяет группы:

    • для пожилых людей, переживших тяжелую утрату
    • для детей алкоголиков (средняя школа, старшие классы)
    • для несовершеннолетних отцов, не состоящих в браке
    • для детей начальной школы, родители которых находятся в разводе
    • для поддержки женщин, переживших инцест
  7. Утверждение: Терапевтическая группа не нуждается в большем количестве времени для реализации поставленных целей, чем консультативная группа — это верно?

    • Ответ: Неверно

Тема 4 — Психологические вопросы организации тренинговой группы

  • В данной теме рассматриваются психологические аспекты организации тренинговой группы.

Групповая динамика

  1. Отбор участников

    • В группу отбираются те участники, чьи потребности и цели необязательно совпадают с членами группы.
    • Группа не должна препятствовать развитию отдельных участников.
    • Благополучие участников не должно нарушаться групповым опытом.
  2. Фазы развития группы

    • Вторая фаза характеризуется тревогой.
    • Чтобы получить пользу от группы, участник должен быть мотивирован.
  3. Краткосрочные группы

    • Обычно гомогенны и объединены по одному признаку.
  4. Проблемы на второй стадии развития группы

    • Участники могут иметь двойственные представления.
    • Могут затруднять значимую интеракцию или испытывать недоверие.
  5. Стадия формирования группы

    • Определение целей, процедур, степени открытости и типов клиентов.
  6. Проблемы на третьей стадии развития группы

    • Участники могут остаться на периферии группы или испытывать нежелание вовлекаться лично.
  7. Проблемы на третьей стадии развития группы

    • Отнесение кественных ярлыков членов группы.
    • Выражение негативных реакций.
    • Козел отпущения для проецирования чувств.
  8. Недостатки пятой стадии развития группы

    • Члены группы могут остаться с неразрешенными проблемами.
  9. Гетерогенные группы

    • Микрокосм социальной структуры для экспериментов с новым поведением.
  10. Преимущества закрытой группы

  • Постоянный состав
  • Стабильность
  • Быстрая установка сплоченности

Тема 5 — Основные методы в тренинге

  1. В качестве критериев, свидетельствующих о конструктивности дискуссии, исследователи выделяют следующие:

    • Активность всех участников
    • Ощущение каждым демократической атмосферы
    • Удовлетворенность каждого от совместной работы и общения
    • Равноправие участников в высказывании
  2. Ведущий тренинга может почерпнуть из дискуссии массу материала для диагностики проблем участников, чтобы в дальнейшем повернуть тренинг в нужное русло. Это верно?

    • Верно
  3. Групповая дискуссия выполняет сразу несколько функций:

    • Облегчает самораскрытие участников
    • Разрешает скрытые конфликты между участниками
    • Дает основу для повышения уровня эмпатии в группе
    • Содействует сплочению группы
    • Позволяет каждому проявить свою компетентность, и тем самым почувствовать себя более комфортно на группе
    • Предоставляет возможность увидеть проблему с разных сторон и тем самым уменьшает сопротивление от введения новой информации
    • Дает обильный материал для диагностики
  4. Д. Киппер в качестве основных правил игры, используемых на тренинге, выделяет следующие:

    • Игра должна быть основана на конкретном описании, т.к. конкретность увеличивает выразительность и многозначность имеющихся данных
    • Разыгрывание поведения должно быть достоверным и подлинным
    • Ролевая игра включает последовательность нескольких взаимосвязанных эпизодов
    • При разыгрывании можно менять временные характеристики для фокусирования на отдельных процессах
    • Все ответы верные
  5. Для эффективного применения медитации, направленной на вызывание образа, нужно соблюдать определенные правила:

    • В самом процессе выделяются три этапа, каждый из которых требует серьезного внимания
    • К медитации никого нельзя принуждать, т.к. при отсутствии настроя участник все равно ничего не получит
    • Медитацию всегда стоит завершать обратной связью от участников. Обсуждение дает возможность вербализовать свои переживания и сделать их частью сознательной жизни
    • Медитация всегда легче проходит под специально подобранную музыку
  6. Изо всего обилия методических приемов в тренинге исследователи выделяют:

    • Игру
    • Дискуссию
    • Методы невербальной активности
    • Медитацию
  7. Использование техник арт-терапии в тренинге базируется на предположении, что внутреннее Я отражается в визуальных формах с того момента, как только человек начинает рисовать. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства. Это верно?

    • Верно
  8. Можно выделить следующие типы дискуссии:

    • Спонтанно возникающую
    • Специально заданную тренером
    • Завершающую ролевую игру
  9. По мнению исследователей игры в тренинге делятся на:

    • Деловые
    • Ролевые
  10. Ситуационная ролевая игра предполагает импровизированное разыгрывание участниками заданной проблемной ситуации. Ее целью является удовлетворение потребностей, возникающих в ходе работы. Это верно?

    • Верно

13 Состоит в исполнении какой-либо роли в любительском представлении. Она используется во всех направлениях тренинга и центральное место занимает в психодраме.. Это игра..= ролевая

14 Суггестивные методики= включают в себя: аутогенную тренировку шульца; эриксоновский гипноз; повышение интенсивности занятий= работают на механизмах самовнушения и систематических упражнений, влияющих на нервную систему, на психические и мышечные состояния= предполагают активное участие членов группы в этом процессе.достигая состояния расслабления, участники учатся воздействовать на свое поведение, и это придает им веру в свои возможности

15 Условно можно выделить следующие варианты использования медитации в тренинге:= путем вызывания определенных образов= через активное фантазирование= с помощью суггестивных методик

Тема 6 — Вспомогательные методические приемы в тренинге

1 Верно ли что в качестве метафоры в тренинге можно использовать анекдот?= верно

2 Дипломатическое обращение внимания участника группы на противоречия в его поведении, словах, чувствах – это= конфронтация

3 Для того, чтобы интерпретация имела положительный эффект, тренеру прежде чем приступить к этой форме работы, надо убедиться, что в группе _____, иначе интерпретация может включить механизмы защиты участника.= сформирована атмосфера безопасности и доброжелательности

4 Иногда на тренинге складывается такая ситуация, что участники просят тренера дать информацию по какому-либо поводу. Не всегда стоит сразу удовлетворять данный запрос. У тренера есть несколько вариантов выхода из ситуациизадать ему вопросы, углубляющие понимание его проблемыпопросить самого участника высказать свое мнениедать информацию по интересующему его вопросуорганизовать общую дискуссию= все ответы верные

5 Какие факторы могут остановить тренера от использования «конфронтации» в тренинге?= в ситуации краткосрочного тренинга= при негативном отношение к кому-либо из участников= полудобровольное участие в тренинге клиентов= природный темперамент клиента= у человека с высокой степенью адаптации к реальной жизни

6 Не каждый из аспектов групповой работы может подвергаться интерпретации, и надо проявить достаточно профессионализма и интуиции, чтобы с одной стороны сделать тренинг эффективным для каждого, а с другой – не превратить его в лекцию. Это верно?= неверно

7 Разъяснение неясного или скрытого для участника тренинга значения некоторых аспектов его переживаний и поведения — это= интерпретация

8 Ценность применения метафоры на тренинге в том, что= усваивание идет также и на подсознательном уровне= она интереснее и ярче, чем простое предъявление смысла= ее влияние распространяется не только на левое, но и на правое полушарие

9 Что может быть критерием для выбора варианта ответа участнику тренинга на его запрос получения дополнительной информации= потребность в поддержке своей позиции= повод для выхода накопившихся эмоций= потребность в информации= уход от обсуждения своей проблемы

Тема 7 — Классификация тренинговых групп

2 В качестве критериев классификации тренинга может быть:теоретические основания группыспособ реализации цели группыстепень свободы терапевтического процессанет верных ответовпозиция тренерацель группыглавный действующий фактор терапевтического процесса= все ответы верные

3 В рамках тренинга НЛП используются техники= рефрейминг= субмодальный взмах= диссоциация= наведение транса= якорение= направленное фантазирование

4 Из всех критериев классификации тренинговой группы наиболее значимыми представляются ____:= цель группы= теоретические основания группы

5 На сегодняшний день наиболее распространены среди развивающих групп следующие варианты= сказкотерапии= психодраматические= гештальтистские= психосинтетические= психоаналитические= телесной терапии= личностно-ориентированные= трансактного анализа= арт-терапии

6 На сегодняшний день существует единая классификация тренинговых групп на основе цели занятия. Это верно?= неверно

9 Основным недостатком группы поддержки может стать усиление разрыва между уникальным стилем общения на тренинге и реальной жизнью. Возвращаясь в мир социальных условностей и не сумев при первой попытке адаптировать полученный опыт, некоторые участники находят выход в замене реальной жизни на тренинг. Это так?= верно

10 Основными техниками, применяемыми на тренингах РЭТ, являются= ролевые игры= предоставление информации= дискуссии

12 По теоретическому основанию внутри обучающих тренингов можно выделить группы:= нейро-лингвистического программирования= поведенческой терапии= рационально-эмотивной терапии

13 Потребности участников обучающей группы можно разделить на следующие сферы ____= Деловую= Личностную= Межличностную

Тема 8 — Тренинги личностного роста (развивающие тренинги)

1 О чем идет речь: взаимодействие между людьми, которое исходит из определенного эго-состояния и обращено также к определенному эго-состоянию другой личности?= трансакция

2 О чем идет речь: представляет собой личностную оценку, организующую восприятие внешнего и внутреннего мира= полярность

3 Обобщенные планы, программы, которые организуют жизнь человека, которые могут быть конструктивными и деструктивными ____ это= сценарии трансактного анализа

4 Основателем групп гештальт-ориентации выступал= Ф. Перлз

5 Основным принципом работы в Т-группах является принцип= «здесь и теперь»

8 Первая Т-группа появилась в ____ году= 1946

9 Серии скрытых трансак¬ций, ведущих к результату («выигрышу»), в котором заинтересован только один из участников общения — это в трансактном анализе= игры

12 Тренинг трансактного (трансакционного) анализа — метод активного социально-психологического обучения, в основе которого лежит одноименная теория= Э Берна

Тема 9 — Развивающие группы, поведенческие тренинги

1 ____ может устранить любые невротические реакции и сделать человека более свободным, открытым, энергичным, счастливым в группах телесной терапии= снятие зажимов

4 Важным приемом в поведенческих тренингах является= домашнее задание

5 Для снятия зажимов в группах телесной терапии используются следующие типы средств:= Накопление в теле энергии посредством изменения дыхания= Поддержание сотрудничества тренера с работающим над собой человеком в открытом рассмотрении сопротивлений и ограничений, которые при этом выделяются= Прямое воздействие на хронические мышечные зажимы

6 Какие из заявленных проблем, возможно проработать в рамках поведенческого тренинга?= тренинги телефонного общения= тренинги продаж= тренинги делового общения= повышения уверенности в себе

7 Основная техника в поведенческих тренингах — это= репетиция (моделирование) поведения

10 Основной целью поведенческого тренинга является.= обучение приспособительным поведенческим навыкам для использования в различных жизненных ситуациях

10 Основные требования к домашним заданиям заключаются в том, что= не должны нарушать принятые этические нормы= учитывать интересы окружающих= не должны требовать дерзости и бесцеремонности от того, кто их выполняет= они должны быть реалистичны

11 Полный цикл репетиции поведения включает следующие этапы.Моделирование (коррекция) поведения со стороны группы и руководителяОпределение области поведения для репетицииОбратная связьВоспроизведение сцены (репетиция)Введение иерархии задачМногократная репетицияИнструктаж= все ответы верные

13 Специфика организации поведенческих тренингов состоит в том, что подбор членов группы происходит на основе= сходных поведенческих проблем

15 Тренер, работающий в рамках направления «психосинтез» занимает активную позицию в групповом процессе он предоставляет информацию и помогает участникам пройти через различные фазы перестройки личности. Это верно?= верно

Практическое задание 1

1 Выберите правильное пропущенное слово следующего утверждения:

«Социально-психологическая теория коллектива, предложенная в работах А.В. Петровского и последователей в науке – единомышленников, основана на идее деятельностного опосредствования межличностных отношений в группе».

3 Установите соответствие между определением и термином

Группы психологического просвещениякраткосрочные, ограниченные во времени договорные группы, целью которых является обучение и приспособление к среде

группы при дневных стационарах для хронических психиатрических пациентов. Цель – повышение социальной адаптации после выхода из больницы

долгосрочные группы, в которых стремятся подчеркнуть свою автономию и делают акцент на внутренних групповых ресурсах. Цель группы – контроль над собой и окружением, оказание помощи, нормализация жизни

Клинические психотерапевтические группыдолгосрочные группы, нацеленные на разрядку эмоционального напряжения членов группы, на осуществление структурных/характерологических изменений личности и оказания поддержки

Практическое задание 3

1 Выберите правильное окончание следующего утверждения:

«Коммуникативный (поведенческий) тренинг основан на идеях поведенческой психотерапии, приемах оперантного обусловливания, к которым относится подкрепление».

«Обучающий поведенческий тренинг базируется на убеждении, что проблема – это следствие неправильного научения, приведшего к плохой адаптации; поэтому работа сводится к обучению эффективным жизненным навыкам».

выявление преобладающих, «истинных», по Э. Берну, эго-состояний личности

побуждение к переживанию различных эго-состояний

установление контроля за эго-состояниями Родителя и Ребенка со стороны Взрослого, достижение взаимодействия между ними

работа со скриптами, их исследование, осознание и изменение деструктивного жизненного сценария

Скорая помощь в обучении

Close this search box.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СДО от Почты России
Добавить комментарий