Теория и практика группового консультирования
Типы групп
Коллектив: Группа, где межличностные отношения опосредуются личностно-значимым и общественно-ценным содержанием групповой деятельности.
Кооперация: Общность, в которой есть иерархическая структура, положение личности определяется степенью участия в деятельности, но преобладают эмоционально-психологические отношения.
Диффузная: Общность, межличностные отношения в которой не опосредуются содержанием совместной деятельности, ее целями, задачами (случайное собрание людей в автобусе, в очереди, на вечеринке).
Ассоциация: Общность, у членов которой осознается принадлежность к одной социальной общности.
Ограничения группового консультирования
- Люди из-за своих личностных свойств не могут эффективно решать свои проблемы в группе.
- Отдельные проблемы клиента могут продуктивно решаться только в индивидуальной работе.
- Некоторые групповые нормы могут порождать иллюзии.
- Групповая атмосфера может способствовать конформности поведения участников.
Критерии определения групп как коллектива
- Психологическая совместимость.
- Организационное единство, субординационная совместимость.
- Опыт совместной деятельности.
- Единство подготовленности всех членов группы.
Преимущества группового консультирования
- Члены группы могут получать ценную обратную связь о том, как их воспринимает группа.
- Группа помогает людям изменить свои позиции, убеждения, взгляды.
- Группа предоставляет понимание и поддержку.
- Группа как микрокосм общества позволяет участникам увидеть себя глазами других.
Тип группы Коллектив
Разновидность социальной общности, где совпадают индивидуальные и групповые цели в процессе совместной деятельности и возникает глубокая общность основных социально-психологических характеристик.
Тема 2 — Специфика группового консультирования
Вопрос: Групповое консультирование противопоказано людям, имеющим значительные нарушения во взаимоотношениях с людьми, фобические расстройства или конфликты с окружающими — это верно?
- Ответ: Неверно
Классификация группового консультирования на основе критерия содержание проблемы:
- консультирование семьи как группы
- психотерапевтическое групповое консультирование с целью лечения
- групповое консультирование в русле дефектологии
- консультирование группы по проблемам психического здоровья
- групповое консультирование по проблеме конфликтов
Консультационные процессы имеют специфику в зависимости от:
- степени развития группы
- степени организованности группы
- содержания проблемы группы
Утверждение: Однако во всех случаях любого выбора консультирования, психолог должен найти такой предмет взаимодействия и такие средства (методы и приемы) взаимодействия членов группы, чтобы в них были представлены модальности внутреннего мира каждого члена группы — это верно?
- Ответ: Верно
Утверждение: Основы системного подхода присутствуют в любой теории о групповом консультировании — это верно?
- Ответ: Верно
По возрастному аспекту разных групп клиентов можно выделить:
- Консультативные группы для студентов
- Консультативные группы для детей
- Консультативные группы для взрослых
- Консультативные группы для пожилых людей
- Консультативные группы для подростков
Тема 3 — Групповое психологическое консультирование и групповая психотерапия
Утверждение: В группах решения проблем возникает возможность изменить свое поведение, при поддержки группы и ее терапевта искать новые способы сосуществования с другими людьми — это верно?
- Ответ: Верно
Утверждение: В группе-встреч поощряется конфронтация между участниками, в пространстве здесь и теперь обсуждаются появляющиеся в группе отношения, непосредственный опыт. Верно?
- Ответ: Верно
Группы встреч неоднородны, они отличаются по:
- теоретической ориентации терапевта
- ценностям терапевта
- установкам терапевта
Утверждение: Группы роста личности, основанные на идеях гуманистической психологии- это группы встреч
Утверждение: Процесс переобучения, который включает в себя как сознательное, так и бессознательное, как настоящее, так и прошлое — это Групповая психотерапия
Темоцентрированные группы подходят для клиентов любого возраста. Дж. Корни выделяет группы:
- для пожилых людей, переживших тяжелую утрату
- для детей алкоголиков (средняя школа, старшие классы)
- для несовершеннолетних отцов, не состоящих в браке
- для детей начальной школы, родители которых находятся в разводе
- для поддержки женщин, переживших инцест
Утверждение: Терапевтическая группа не нуждается в большем количестве времени для реализации поставленных целей, чем консультативная группа — это верно?
- Ответ: Неверно
Тема 4 — Психологические вопросы организации тренинговой группы
- В данной теме рассматриваются психологические аспекты организации тренинговой группы.
Групповая динамика
Отбор участников
- В группу отбираются те участники, чьи потребности и цели необязательно совпадают с членами группы.
- Группа не должна препятствовать развитию отдельных участников.
- Благополучие участников не должно нарушаться групповым опытом.
Фазы развития группы
- Вторая фаза характеризуется тревогой.
- Чтобы получить пользу от группы, участник должен быть мотивирован.
Краткосрочные группы
- Обычно гомогенны и объединены по одному признаку.
Проблемы на второй стадии развития группы
- Участники могут иметь двойственные представления.
- Могут затруднять значимую интеракцию или испытывать недоверие.
Стадия формирования группы
- Определение целей, процедур, степени открытости и типов клиентов.
Проблемы на третьей стадии развития группы
- Участники могут остаться на периферии группы или испытывать нежелание вовлекаться лично.
Проблемы на третьей стадии развития группы
- Отнесение кественных ярлыков членов группы.
- Выражение негативных реакций.
- Козел отпущения для проецирования чувств.
Недостатки пятой стадии развития группы
- Члены группы могут остаться с неразрешенными проблемами.
Гетерогенные группы
- Микрокосм социальной структуры для экспериментов с новым поведением.
Преимущества закрытой группы
- Постоянный состав
- Стабильность
- Быстрая установка сплоченности
Тема 5 — Основные методы в тренинге
В качестве критериев, свидетельствующих о конструктивности дискуссии, исследователи выделяют следующие:
- Активность всех участников
- Ощущение каждым демократической атмосферы
- Удовлетворенность каждого от совместной работы и общения
- Равноправие участников в высказывании
Ведущий тренинга может почерпнуть из дискуссии массу материала для диагностики проблем участников, чтобы в дальнейшем повернуть тренинг в нужное русло. Это верно?
- Верно
Групповая дискуссия выполняет сразу несколько функций:
- Облегчает самораскрытие участников
- Разрешает скрытые конфликты между участниками
- Дает основу для повышения уровня эмпатии в группе
- Содействует сплочению группы
- Позволяет каждому проявить свою компетентность, и тем самым почувствовать себя более комфортно на группе
- Предоставляет возможность увидеть проблему с разных сторон и тем самым уменьшает сопротивление от введения новой информации
- Дает обильный материал для диагностики
Д. Киппер в качестве основных правил игры, используемых на тренинге, выделяет следующие:
- Игра должна быть основана на конкретном описании, т.к. конкретность увеличивает выразительность и многозначность имеющихся данных
- Разыгрывание поведения должно быть достоверным и подлинным
- Ролевая игра включает последовательность нескольких взаимосвязанных эпизодов
- При разыгрывании можно менять временные характеристики для фокусирования на отдельных процессах
- Все ответы верные
Для эффективного применения медитации, направленной на вызывание образа, нужно соблюдать определенные правила:
- В самом процессе выделяются три этапа, каждый из которых требует серьезного внимания
- К медитации никого нельзя принуждать, т.к. при отсутствии настроя участник все равно ничего не получит
- Медитацию всегда стоит завершать обратной связью от участников. Обсуждение дает возможность вербализовать свои переживания и сделать их частью сознательной жизни
- Медитация всегда легче проходит под специально подобранную музыку
Изо всего обилия методических приемов в тренинге исследователи выделяют:
- Игру
- Дискуссию
- Методы невербальной активности
- Медитацию
Использование техник арт-терапии в тренинге базируется на предположении, что внутреннее Я отражается в визуальных формах с того момента, как только человек начинает рисовать. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства. Это верно?
- Верно
Можно выделить следующие типы дискуссии:
- Спонтанно возникающую
- Специально заданную тренером
- Завершающую ролевую игру
По мнению исследователей игры в тренинге делятся на:
- Деловые
- Ролевые
Ситуационная ролевая игра предполагает импровизированное разыгрывание участниками заданной проблемной ситуации. Ее целью является удовлетворение потребностей, возникающих в ходе работы. Это верно?
- Верно
13 Состоит в исполнении какой-либо роли в любительском представлении. Она используется во всех направлениях тренинга и центральное место занимает в психодраме.. Это игра..= ролевая
14 Суггестивные методики= включают в себя: аутогенную тренировку шульца; эриксоновский гипноз; повышение интенсивности занятий= работают на механизмах самовнушения и систематических упражнений, влияющих на нервную систему, на психические и мышечные состояния= предполагают активное участие членов группы в этом процессе.достигая состояния расслабления, участники учатся воздействовать на свое поведение, и это придает им веру в свои возможности
15 Условно можно выделить следующие варианты использования медитации в тренинге:= путем вызывания определенных образов= через активное фантазирование= с помощью суггестивных методик
Тема 6 — Вспомогательные методические приемы в тренинге
1 Верно ли что в качестве метафоры в тренинге можно использовать анекдот?= верно
2 Дипломатическое обращение внимания участника группы на противоречия в его поведении, словах, чувствах – это= конфронтация
3 Для того, чтобы интерпретация имела положительный эффект, тренеру прежде чем приступить к этой форме работы, надо убедиться, что в группе _____, иначе интерпретация может включить механизмы защиты участника.= сформирована атмосфера безопасности и доброжелательности
4 Иногда на тренинге складывается такая ситуация, что участники просят тренера дать информацию по какому-либо поводу. Не всегда стоит сразу удовлетворять данный запрос. У тренера есть несколько вариантов выхода из ситуациизадать ему вопросы, углубляющие понимание его проблемыпопросить самого участника высказать свое мнениедать информацию по интересующему его вопросуорганизовать общую дискуссию= все ответы верные
5 Какие факторы могут остановить тренера от использования «конфронтации» в тренинге?= в ситуации краткосрочного тренинга= при негативном отношение к кому-либо из участников= полудобровольное участие в тренинге клиентов= природный темперамент клиента= у человека с высокой степенью адаптации к реальной жизни
6 Не каждый из аспектов групповой работы может подвергаться интерпретации, и надо проявить достаточно профессионализма и интуиции, чтобы с одной стороны сделать тренинг эффективным для каждого, а с другой – не превратить его в лекцию. Это верно?= неверно
7 Разъяснение неясного или скрытого для участника тренинга значения некоторых аспектов его переживаний и поведения — это= интерпретация
8 Ценность применения метафоры на тренинге в том, что= усваивание идет также и на подсознательном уровне= она интереснее и ярче, чем простое предъявление смысла= ее влияние распространяется не только на левое, но и на правое полушарие
9 Что может быть критерием для выбора варианта ответа участнику тренинга на его запрос получения дополнительной информации= потребность в поддержке своей позиции= повод для выхода накопившихся эмоций= потребность в информации= уход от обсуждения своей проблемы
Тема 7 — Классификация тренинговых групп
2 В качестве критериев классификации тренинга может быть:теоретические основания группыспособ реализации цели группыстепень свободы терапевтического процессанет верных ответовпозиция тренерацель группыглавный действующий фактор терапевтического процесса= все ответы верные
3 В рамках тренинга НЛП используются техники= рефрейминг= субмодальный взмах= диссоциация= наведение транса= якорение= направленное фантазирование
4 Из всех критериев классификации тренинговой группы наиболее значимыми представляются ____:= цель группы= теоретические основания группы
5 На сегодняшний день наиболее распространены среди развивающих групп следующие варианты= сказкотерапии= психодраматические= гештальтистские= психосинтетические= психоаналитические= телесной терапии= личностно-ориентированные= трансактного анализа= арт-терапии
6 На сегодняшний день существует единая классификация тренинговых групп на основе цели занятия. Это верно?= неверно
9 Основным недостатком группы поддержки может стать усиление разрыва между уникальным стилем общения на тренинге и реальной жизнью. Возвращаясь в мир социальных условностей и не сумев при первой попытке адаптировать полученный опыт, некоторые участники находят выход в замене реальной жизни на тренинг. Это так?= верно
10 Основными техниками, применяемыми на тренингах РЭТ, являются= ролевые игры= предоставление информации= дискуссии
12 По теоретическому основанию внутри обучающих тренингов можно выделить группы:= нейро-лингвистического программирования= поведенческой терапии= рационально-эмотивной терапии
13 Потребности участников обучающей группы можно разделить на следующие сферы ____= Деловую= Личностную= Межличностную
Тема 8 — Тренинги личностного роста (развивающие тренинги)
1 О чем идет речь: взаимодействие между людьми, которое исходит из определенного эго-состояния и обращено также к определенному эго-состоянию другой личности?= трансакция
2 О чем идет речь: представляет собой личностную оценку, организующую восприятие внешнего и внутреннего мира= полярность
3 Обобщенные планы, программы, которые организуют жизнь человека, которые могут быть конструктивными и деструктивными ____ это= сценарии трансактного анализа
4 Основателем групп гештальт-ориентации выступал= Ф. Перлз
5 Основным принципом работы в Т-группах является принцип= «здесь и теперь»
8 Первая Т-группа появилась в ____ году= 1946
9 Серии скрытых трансак¬ций, ведущих к результату («выигрышу»), в котором заинтересован только один из участников общения — это в трансактном анализе= игры
12 Тренинг трансактного (трансакционного) анализа — метод активного социально-психологического обучения, в основе которого лежит одноименная теория= Э Берна
Тема 9 — Развивающие группы, поведенческие тренинги
1 ____ может устранить любые невротические реакции и сделать человека более свободным, открытым, энергичным, счастливым в группах телесной терапии= снятие зажимов
4 Важным приемом в поведенческих тренингах является= домашнее задание
5 Для снятия зажимов в группах телесной терапии используются следующие типы средств:= Накопление в теле энергии посредством изменения дыхания= Поддержание сотрудничества тренера с работающим над собой человеком в открытом рассмотрении сопротивлений и ограничений, которые при этом выделяются= Прямое воздействие на хронические мышечные зажимы
6 Какие из заявленных проблем, возможно проработать в рамках поведенческого тренинга?= тренинги телефонного общения= тренинги продаж= тренинги делового общения= повышения уверенности в себе
7 Основная техника в поведенческих тренингах — это= репетиция (моделирование) поведения
10 Основной целью поведенческого тренинга является.= обучение приспособительным поведенческим навыкам для использования в различных жизненных ситуациях
10 Основные требования к домашним заданиям заключаются в том, что= не должны нарушать принятые этические нормы= учитывать интересы окружающих= не должны требовать дерзости и бесцеремонности от того, кто их выполняет= они должны быть реалистичны
11 Полный цикл репетиции поведения включает следующие этапы.Моделирование (коррекция) поведения со стороны группы и руководителяОпределение области поведения для репетицииОбратная связьВоспроизведение сцены (репетиция)Введение иерархии задачМногократная репетицияИнструктаж= все ответы верные
13 Специфика организации поведенческих тренингов состоит в том, что подбор членов группы происходит на основе= сходных поведенческих проблем
15 Тренер, работающий в рамках направления «психосинтез» занимает активную позицию в групповом процессе он предоставляет информацию и помогает участникам пройти через различные фазы перестройки личности. Это верно?= верно
Практическое задание 1
1 Выберите правильное пропущенное слово следующего утверждения:
«Социально-психологическая теория коллектива, предложенная в работах А.В. Петровского и последователей в науке – единомышленников, основана на идее деятельностного опосредствования межличностных отношений в группе».
3 Установите соответствие между определением и термином
Группы психологического просвещениякраткосрочные, ограниченные во времени договорные группы, целью которых является обучение и приспособление к среде
группы при дневных стационарах для хронических психиатрических пациентов. Цель – повышение социальной адаптации после выхода из больницы
долгосрочные группы, в которых стремятся подчеркнуть свою автономию и делают акцент на внутренних групповых ресурсах. Цель группы – контроль над собой и окружением, оказание помощи, нормализация жизни
Клинические психотерапевтические группыдолгосрочные группы, нацеленные на разрядку эмоционального напряжения членов группы, на осуществление структурных/характерологических изменений личности и оказания поддержки
Практическое задание 3
1 Выберите правильное окончание следующего утверждения:
«Коммуникативный (поведенческий) тренинг основан на идеях поведенческой психотерапии, приемах оперантного обусловливания, к которым относится подкрепление».
«Обучающий поведенческий тренинг базируется на убеждении, что проблема – это следствие неправильного научения, приведшего к плохой адаптации; поэтому работа сводится к обучению эффективным жизненным навыкам».
выявление преобладающих, «истинных», по Э. Берну, эго-состояний личности
побуждение к переживанию различных эго-состояний
установление контроля за эго-состояниями Родителя и Ребенка со стороны Взрослого, достижение взаимодействия между ними
работа со скриптами, их исследование, осознание и изменение деструктивного жизненного сценария
Скорая помощь в обучении
Close this search box.