Теория и практика группового консультирования
Тема 1 — Теоретические основы группового психологического консультирования
Группа, где межличностные отношения опосредуются личностно-значимым и общественно-ценным содержанием групповой деятельности — это тип группы?
= КоллективОбщность, в которой есть иерархическая структура, положение личности определяется степенью участия в деятельности, но преобладают эмоционально-психологические отношения. Межличностные отношения опосредуются личностно-значимым для каждого содержанием деятельности — это тип группы?
= КооперацияОбщность, межличностные отношения в которой не опосредуются содержанием совместной деятельности, ее целями, задачами (случайное собрание людей в автобусе, в очереди, на вечеринке) — это тип группы?
= ДиффузнаяОбщность, у членов которой осознается принадлежность к одной социальной общности (пример: желание у ученика попасть в лагерь вместе с другими учащимися из их школы, которых он близко не знает, так как более близких знакомых совсем нет) — это тип группы?
= АссоциацияОграничения группового консультирования
= люди из-за своих личностных свойств не могут эффективно решать свои проблемы в группе, а попав в нее, мешают делать это другим участникам
= отдельные проблемы клиента могут продуктивно решаться только в индивидуальной работе
= некоторые групповые нормы (эмпатия, уважение, стремление к взаимопониманию, позитивная конфронтация, искренность, открытость и т.п.), необходимые для эффективной групповой работы группы, могут порождать иллюзии, так как в жизни они скорее желаемы, чем реальны
= групповая атмосфера, возникающая благодаря сплоченности участников и групповым правилам, может способствовать конформности поведения участниковПредлагаются следующие критерии, по которым можно определить группу как коллектив
= психологическая совместимость (на уровне воли, эмоций, интеллекта)
= организационное единство, субординационная совместимость
= опыт совместной деятельности
= единство подготовленности всех членов группыПреимущества группового консультирования
= члены группы могут обсуждать свое восприятие друг друга и получать ценную обратную связь о том, как их воспринимает группа
= средство, помогающее людям изменить свои позиции, убеждения, взгляды, касающиеся себя и других, чувства и поступки
= группа предлагает понимание и поддержку, которые усиливают готовность членов группы исследовать и разрешать проблемы, с которыми они пришли в группу
= как микрокосм общества, группа представляет собой образец реальности — члены группы борются друг с другом, и конфликтуют так же, как за ее пределами, и разнообразие состава, которым характеризуется большинство групп, в результате выливается в необычно богатую обратную связь для ее участников, которые могут увидеть себя глазами разных людей
Коллектив
8 Разновидность социальной общности, для которой характерны совпадение индивидуальных и групповых целей в процессе совместной деятельности и возникающая на этой основе глубокая общность основных социально-психологических характеристик — это тип группы?
Тема 2 — Специфика группового консультирования
1 Групповое консультирование противопоказано людям, имеющим значительные нарушения во взаимоотношениях с людьми, фобические расстройства или конфликты с окружающими — это верно?
- неверно
2 Классификация группового консультирования на основе критерия содержание проблемы
- консультирование семьи как группы
- психотерапевтическое групповое консультирование с целью лечения
- групповое консультирование в русле дефектологии
- консультирование группы по проблемам психического здоровья
- групповое консультирование по проблеме конфликтов
3 Консультационные процессы имеют специфику в зависимости от
- степени развития группы
- степени организованности группы
- содержания проблемы группы
4 Однако во всех случаях любого выбора консультирования, психолог должен найти такой предмет взаимодействия и такие средства (методы и приемы) взаимодействия членов группы, чтобы в них были представлены модальности внутреннего мира каждого члена группы — это верно?
- верно
5 Основы системного подхода присутствуют в любой теории о групповом консультировании — это верно?
- верно
6 По возрастному аспекту разных групп клиентов можно выделить
- Консультативные группы для студентов
- Консультативные группы для детей
- Консультативные группы для взрослых
- Консультативные группы для пожилых людей
- Консультативные группы для подростков
Тема 3 — Групповое психологическое консультирование и групповая психотерапия
1 В группах решения проблем возникает возможность изменить свое поведение, при поддержки группы и ее терапевта искать новые способы сосуществования с другими людьми — это верно?
- верно
2 В группе-встреч поощряется конфронтация между участниками, в пространстве здесь и теперь обсуждаются появляющиеся в группе отношения, непосредственный опыт. Верно?
- верно
3 Группы встреч неоднородны, они отличаются по
- теоретической ориентации терапевта
- ценностям терапевта
- установкам терапевта
4 Группы роста личности, основанные на идеях гуманистической психологии- это
- группы встреч
6 Процесс переобучения, который включает в себя как сознательное, так и бессознательное, как настоящее, так и прошлое — это
- Групповая психотерапия
Структура группы
Темоцентрированные группы подходят для клиентов любого возраста. Дж. Корни выделяет группы:
- для пожилых людей, переживших тяжелую утрату
- для детей алкоголиков (средняя школа, старшие классы)
- для несовершеннолетних отцов, не состоящих в браке
- для детей начальной школы, родители которых находятся в разводе
- для поддержки женщин, переживших инцест
Время в терапевтических группах
Терапевтическая группа не нуждается в большем количестве времени для реализации поставленных целей, чем консультативная группа — это верно?
- неверно
Психологические аспекты тренинговых групп
- В группу отбираются те участники, потребности и цели которых не обязательно совпадают или совместимы с членами группы, кто будет препятствовать развитию группового процесса и чье благополучие не будет нарушено групповым опытом. Это верно?
- неверно
Вторая фаза развития группы обычно характеризуется определенной степенью тревоги.
Для того, чтобы человек получил пользу от группового опыта, он должен быть мотивирован на участие в группе – это верно?
- верно
Краткосрочные группы чаще бывают гомогенными и объединенными по какому-либо одному признаку.
На второй стадии развития группы функционирования группы могут возникнуть проблемы.
Развитие группы
- На первой стадии — стадии формирования группы — планируется работа в группе.
- Цели группы
- Процедуры постгрупповой встречи и оценки
- Степень открытости группы
- Частота и время встреч
- Типы клиентов
На третьей стадии развития группы члены группы переживают внутреннюю борьбу и размышляют о самосознании.
На третьей стадии развития группы функционирования группы могут возникнуть проблемы.
Недостатки пятой стадии развития группы.
= если эта фаза проработана плохо, шансы на то, что члены группы будут способны использовать то, чему они научились, значительно уменьшаются
= некоторые члены группы могут остаться с неразрешенными проблемами и трудностями и без какого-либо понимания, как их завершить
10 Представляют собой микрокосм социальной структуры, которая существует в повседневном мире, и предлагает ее участникам возможность поэкспериментировать с новым поведением, развить социальные навыки и получить обратную связь из разнообразных источников — это
= гетерогенные группы
11 Преимущества закрытой группы
= постоянный состав участников
= стабильность группы
= более быстрое установление сплоченности
12 Ялом отмечал, что на четвертой стадии развития группы ____ становится ключевым моментом рабочего процесса
= сплоченность
Тема 5 — Основные методические приемы в тренинге
1 В качестве критериев, свидетельствующих о конструктивности дискуссии, исследователи выделяют следующие:
= активность всех участников
= ощущение каждым демократической атмосферы
= удовлетворенность каждого от совместной работы и общения
= равноправие участников в высказывании
2 Ведущий тренинга может почерпнуть из дискуссии массу материала для диагностики проблем участников, чтобы в дальнейшем повернуть тренинг в нужное русло. Это верно?
= верно
3 Групповая дискуссия выполняет сразу несколько функций:
= облегчает самораскрытие участников
= разрешает скрытые конфликты между участниками
= дает основу для повышения уровня эмпатии в группе
= содействует сплочению группы
= позволяет каждому проявить свою компетентность, и тем самым почувствовать себя более комфортно на группе
= предоставляет возможность увидеть проблему с разных сторон и тем самым уменьшает сопротивление от введения новой информации
= дает обильный материал для диагностики
4 Д. Киппер в качестве основных правил игры, используемых на тренинге, выделяет следующие:
игра должна быть основана на конкретном описании, т.к. конкретность увеличивает выразительность и многозначность имеющихся данных
разыгрывание поведения должно быть достоверным и подлинным
ролевая игра включает последовательность нескольких взаимосвязанных эпизодов
при разыгрывании можно менять временные характеристики для фокусирования на отдельных процессах
= все ответы верные
5 Для эффективного применения медитации, направленной на вызывание образа, нужно соблюдать определенные правила:
= в самом процессе выделяются три этапа, каждый из которых требует серьезного внимания
= к медитации никого нельзя принуждать, т.к. при отсутствии настроя участник все равно ничего не получит
= медитацию всегда стоит завершать обратной связью от участников. Обсуждение дает возможность вербализовать свои переживания и сделать их частью сознательной жизни
= медитация всегда легче проходит под специально подобранную музыку
6 Изо всего обилия методических приемов в тренинге исследователи выделяют
= игру
= дискуссию
= методы невербальной активности
= медитацию
7 Использование техник арттерапии в тренинге базируется на предположении, что внутреннее Я отражается в визуальных формах с того момента, как только человек начинает рисовать. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства. Это верно?
= верно
8 Можно выделить следующие типы дискуссии:
= спонтанно возникающую
= специально заданную тренером
= завершающую ролевую игру
11 По мнению исследователей игры в тренинге делятся на:
= деловые
= ролевые
12 Ситуационная ролевая игра предполагает импровизированное разыгрывание участниками заданной проблемной ситуации. Ее целью является удовлетворение потребностей, возникающих в ходе работы. Это верно?
= верно
13 Состоит в исполнении какой-либо роли в любительском представлении. Она используется во всех направлениях тренинга и центральное место занимает в психодраме.. Это игра..
= ролевая
14 Суггестивные методики
= включают в себя: аутогенную тренировку шульца; эриксоновский гипноз; повышение интенсивности занятий
= работают на механизмах самовнушения и систематических упражнений, влияющих на нервную систему, на психические и мышечные состояния
= предполагают активное участие членов группы в этом процессе.достигая состояния расслабления, участники учатся воздействовать на свое поведение, и это придает им веру в свои возможности
15 Условно можно выделить следующие варианты использования медитации в тренинге:
= путем вызывания определенных образов
= через активное фантазирование
= с помощью суггестивных методик
Тема 6 — Вспомогательные методические приемы в тренинге
1 Верно ли что в качестве метафоры в тренинге можно использовать анекдот?
= верно
2 Дипломатическое обращение внимания участника группы на противоречия в его поведении, словах, чувствах – это
= конфронтация
3 Для того, чтобы интерпретация имела положительный эффект, тренеру прежде чем приступить к этой форме работы, надо убедиться, что в группе _____, иначе интерпретация может включить механизмы защиты участника.
= сформирована атмосфера безопасности и доброжелательности
4 Иногда на тренинге складывается такая ситуация, что участники просят тренера дать информацию по какому-либо поводу. Не всегда стоит сразу удовлетворять данный запрос. У тренера есть несколько вариантов выхода из ситуации
задать ему вопросы, углубляющие понимание его проблемы
попросить самого участника высказать свое мнение
дать информацию по интересующему его вопросу
организовать общую дискуссию
= все ответы верные
5 Какие факторы могут остановить тренера от использования «конфронтации» в тренинге?
= в ситуации краткосрочного тренинга
= при негативном отношение к кому-либо из участников
= полудобровольное участие в тренинге клиентов
= природный темперамент клиента
= у человека с высокой степенью адаптации к реальной жизни
6 Не каждый из аспектов групповой работы может подвергаться интерпретации, и надо проявить достаточно профессионализма и интуиции, чтобы с одной стороны сделать тренинг эффективным для каждого, а с другой – не превратить его в лекцию. Это верно?
= неверно
7 Разъяснение неясного или скрытого для участника тренинга значения некоторых аспектов его переживаний и поведения — это
= интерпретация
8 Ценность применения метафоры на тренинге в том, что
= усваивание идет также и на подсознательном уровне
= она интереснее и ярче, чем простое предъявление смысла
= ее влияние распространяется не только на левое, но и на правое полушарие
9 Что может быть критерием для выбора варианта ответа участнику тренинга на его запрос получения дополнительной информации
= потребность в поддержке своей позиции
= повод для выхода накопившихся эмоций
= потребность в информации
= уход от обсуждения своей проблемы
Тема 7 — Классификация тренинговых групп
2 В качестве критериев классификации тренинга может быть:
теоретические основания группы
способ реализации цели группы
степень свободы терапевтического процесса
нет верных ответов
позиция тренера
цель группы
главный действующий фактор терапевтического процесса
= все ответы верные
3 В рамках тренинга НЛП используются техники
= рефрейминг
= субмодальный взмах
= диссоциация
= наведение транса
= якорение
= направленное фантазирование
4 Из всех критериев классификации тренинговой группы наиболее значимыми представляются ____:
= цель группы
= теоретические основания группы
5 На сегодняшний день наиболее распространены среди развивающих групп следующие варианты
= сказкотерапии
= психодраматические
= гештальтистские
= психосинтетические
= психоаналитические
= телесной терапии
= личностно-ориентированные
= трансактного анализа
= арт-терапии
6 На сегодняшний день существует единая классификация тренинговых групп на основе цели занятия. Это верно?
= неверно
9 Основным недостатком группы поддержки может стать усиление разрыва между уникальным стилем общения на тренинге и реальной жизнью. Возвращаясь в мир социальных условностей и не сумев при первой попытке адаптировать полученный опыт, некоторые участники находят выход в замене реальной жизни на тренинг. Это так?
= верно
10 Основными техниками, применяемыми на тренингах РЭТ, являются
= ролевые игры
= предоставление информации
= дискуссии
12 По теоретическому основанию внутри обучающих тренингов можно выделить группы:
= нейро-лингвистического программирования
= поведенческой терапии
= рационально-эмотивной терапии
13 Потребности участников обучающей группы можно разделить на следующие сферы ____
= Деловую
= Личностную
= Межличностную
Тема 8 — Тренинги личностного роста (развивающие тренинги)
1 О чем идет речь: взаимодействие между людьми, которое исходит из определенного эго-состояния и обращено также к определенному эго-состоянию другой личности?
= трансакция
2 О чем идет речь: представляет собой личностную оценку, организующую восприятие внешнего и внутреннего мира
= полярность
3 Обобщенные планы, программы, которые организуют жизнь человека, которые могут быть конструктивными и деструктивными ____ это
= сценарии трансактного анализа
4 Основателем групп гештальт-ориентации выступал
= Ф. Перлз
5 Основным принципом работы в Т-группах является принцип
= «здесь и теперь»
8 Первая Т-группа появилась в ____ году
= 1946
9 Серии скрытых трансак¬ций, ведущих к результату («выигрышу»), в котором заинтересован только один из участников общения — это в трансактном анализе
= игры
12 Тренинг трансактного (трансакционного) анализа — метод активного социально-психологического обучения, в основе которого лежит одноименная теория
= Э Берна
Тема 9 — Развивающие группы, поведенческие тренинги
1 ____ может устранить любые невротические реакции и сделать человека более свободным, открытым, энергичным, счастливым в группах телесной терапии
= снятие зажимов
4 Важным приемом в поведенческих тренингах является
= домашнее задание
5 Для снятия зажимов в группах телесной терапии используются следующие типы средств:
= Накопление в теле энергии посредством изменения дыхания
= Поддержание сотрудничества тренера с работающим над собой человеком в открытом рассмотрении сопротивлений и ограничений, которые при этом выделяются
= Прямое воздействие на хронические мышечные зажимы
6 Какие из заявленных проблем, возможно проработать в рамках поведенческого тренинга?
= тренинги телефонного общения
= тренинги продаж
= тренинги делового общения
= повышения уверенности в себе
7 Основная техника в поведенческих тренингах — это
= репетиция (моделирование) поведения
10 Основной целью поведенческого тренинга является.
= обучение приспособительным поведенческим навыкам для использования в различных жизненных ситуациях
10 Основные требования к домашним заданиям заключаются в том, что
= не должны нарушать принятые этические нормы
= учитывать интересы окружающих
= не должны требовать дерзости и бесцеремонности от того, кто их выполняет
= они должны быть реалистичны
11 Полный цикл репетиции поведения включает следующие этапы.
Моделирование (коррекция) поведения со стороны группы и руководителя
Определение области поведения для репетиции
Обратная связь
Воспроизведение сцены (репетиция)
Введение иерархии задач
Многократная репетиция
Инструктаж
= все ответы верные
13 Специфика организации поведенческих тренингов состоит в том, что подбор членов группы происходит на основе
= сходных поведенческих проблем
15 Тренер, работающий в рамках направления «психосинтез» занимает активную позицию в групповом процессе он предоставляет информацию и помогает участникам пройти через различные фазы перестройки личности. Это верно?
= верно
Практическое задание 1
1 Выберите правильное пропущенное слово следующего утверждения:
«Социально-психологическая теория коллектива, предложенная в работах А.В. Петровского и последователей в науке – единомышленников, основана на идее деятельностного опосредствования межличностных отношений в группе».
3 Установите соответствие между определением и термином
| Группы психологического просвещения | краткосрочные, ограниченные во времени договорные группы, целью которых является обучение и приспособление к среде |
| ——————————————————————————————————————————————————————————————————– | —————————————————————————————————————————————————————————– |
| группы при дневных стационарах для хронических психиатрических пациентов. Цель – повышение социальной адаптации после выхода из больницы | |
| долгосрочные группы, в которых стремятся подчеркнуть свою автономию и делают акцент на внутренних групповых ресурсах. Цель группы – контроль над собой и окружением, оказание помощи, нормализация жизни | |
| Клинические психотерапевтические группы | долгосрочные группы, нацеленные на разрядку эмоционального напряжения членов группы, на осуществление структурных/характерологических изменений личности и оказания поддержки |
Практическое задание 3
1 Выберите правильное окончание следующего утверждения:
«Коммуникативный (поведенческий) тренинг основан на идеях поведенческой психотерапии, приемах оперантного обусловливания, к которым относится подкрепление».
«Обучающий поведенческий тренинг базируется на убеждении, что проблема – это следствие неправильного научения, приведшего к плохой адаптации; поэтому работа сводится к обучению эффективным жизненным навыкам».
3 Установите соответствие между определением и термином
| выявление преобладающих, «истинных», по Э. Берну, эго-состояний личности |
| ———————————————————————————————————————- |
| побуждение к переживанию различных эго-состояний |
| установление контроля за эго-состояниями Родителя и Ребенка со стороны Взрослого, достижение взаимодействия между ними |
| работа со скриптами, их исследование, осознание и изменение деструктивного жизненного сценария |
Скорая помощь в обучении
Close this search box.
Ответы на тесты СДО по курсу профессиональной подготовки "Практическая психология. Технологии оказания психологических услуг населению и организациям"
Ответы даны по состоянию на 2024 год. Последовательность предметов в соответствии с учебным планом. В связи с большим количеством материала, тесты разделены на 3 страницы. Если Вы оценили сайт, Вы можете поблагодарить разработчика и направить донат.