Ответы на тесты по психологии 11

Теория и практика группового консультирования

  1. Группа, где межличностные отношения опосредуются личностно-значимым и общественно-ценным содержанием групповой деятельности — это тип группы?= Коллектив

  2. Общность, в которой есть иерархическая структура, положение личности определяется степенью участия в деятельности, но преобладают эмоционально-психологические отношения. Межличностные отношения опосредуются личностно-значимым для каждого содержанием деятельности — это тип группы?= Кооперация

  3. Общность, межличностные отношения в которой не опосредуются содержанием совместной деятельности, ее целями, задачами (случайное собрание людей в автобусе, в очереди, на вечеринке) — это тип группы?= Диффузная

  4. Общность, у членов которой осознается принадлежность к одной социальной общности (пример: желание у ученика попасть в лагерь вместе с другими учащимися из их школы, которых он близко не знает, так как более близких знакомых совсем нет) – это тип группы?= Ассоциация

  5. Ограничения группового консультирования:

    • Люди из-за своих личностных свойств не могут эффективно решать свои проблемы в группе, а попав в нее, мешают делать это другим участникам.
    • Отдельные проблемы клиента могут продуктивно решаться только в индивидуальной работе.
    • Некоторые групповые нормы (эмпатия, уважение, стремление к взаимопониманию, позитивная конфронтация, искренность, открытость и т.п.), необходимые для эффективной групповой работы группы, могут порождать иллюзии.
    • Групповая атмосфера, возникающая благодаря сплоченности участников и групповым правилам, может способствовать конформности поведения участников.
  6. Предлагаются следующие критерии, по которым можно определить группу как коллектив:

    • Психологическая совместимость (на уровне воли, эмоций, интеллекта).
    • Организационное единство, субординационная совместимость.
    • Опыт совместной деятельности.
    • Единство подготовленности всех членов группы.
  7. Преимущества группового консультирования:

    • Члены группы могут обсуждать свое восприятие друг друга и получать ценную обратную связь о том, как их воспринимает группа.
    • Средство, помогающее людям изменить свои позиции, убеждения, взгляды, касающиеся себя и других, чувства и поступки.
    • Группа предлагает понимание и поддержку, которые усиливают готовность членов группы исследовать и разрешать проблемы, с которыми они пришли в группу.
    • Как микрокосм общества, группа представляет собой образец реальности — члены группы борются друг с другом, и конфликтуют так же, как и за ее пределами, и разнообразие состава, которым характеризуется большинство групп, в результате выливается в необычно богатую обратную связь для ее участников, которые могут увидеть себя глазами разных людей.
  8. Разновидность социальной общности, для которой характерны совпадение индивидуальных и групповых целей в процессе совместной деятельности и возникающая на этой основе глубокая общность основных социально-психологических характеристик — это тип группы?= Коллектив

Тема 2 — Специфика группового консультирования

  1. Групповое консультирование противопоказано людям, имеющим значительные нарушения во взаимоотношениях с людьми, фобические расстройства или конфликты с окружающими — это верно? = неверно

  2. Классификация группового консультирования на основе критерия содержание проблемы:

    • консультирование семьи как группы
    • психотерапевтическое групповое консультирование с целью лечения
    • групповое консультирование в русле дефектологии
    • консультирование группы по проблемам психического здоровья
    • групповое консультирование по проблеме конфликтов
  3. Консультационные процессы имеют специфику в зависимости от:

    • степени развития группы
    • степени организованности группы
    • содержания проблемы группы
  4. Однако во всех случаях любого выбора консультирования, психолог должен найти такой предмет взаимодействия и такие средства (методы и приемы) взаимодействия членов группы, чтобы в них были представлены модальности внутреннего мира каждого члена группы — это верно? = верно

  5. Основы системного подхода присутствуют в любой теории о групповом консультировании — это верно? = верно

  6. По возрастному аспекту разных групп клиентов можно выделить:

    • Консультативные группы для студентов
    • Консультативные группы для детей
    • Консультативные группы для взрослых
    • Консультативные группы для пожилых людей
    • Консультативные группы для подростков

Тема 3 — Групповое психологическое консультирование и групповая психотерапия

  1. В группах решения проблем возникает возможность изменить свое поведение, при поддержки группы и ее терапевта искать новые способы сосуществования с другими людьми — это верно? = верно

  2. В группе-встреч поощряется конфронтация между участниками, в пространстве здесь и теперь обсуждаются появляющиеся в группе отношения, непосредственный опыт. Верно? = верно

  3. Группы встреч неоднородны, они отличаются по:

    • теоретической ориентации терапевта
    • ценностям терапевта
    • установкам терапевта
  4. Группы роста личности, основанные на идеях гуманистической психологии – это:

    • группы встреч
  5. Процесс переобучения, который включает в себя как сознательное, так и бессознательное, как настоящее, так и прошлое — это:

    • Групповая психотерапия
  6. Темоцентрированные группы подходят для клиентов любого возраста. Дж. Корни выделяет группы:

    • для пожилых людей, переживших тяжелую утрату
    • для детей алкоголиков (средняя школа, старшие классы)
    • для несовершеннолетних отцов, не состоящих в браке
    • для детей начальной школы, родители которых находятся в разводе
    • для поддержки женщин, переживших инцест
  7. Терапевтическая группа не нуждается в большем количестве времени для реализации поставленных целей, чем консультативная группа — это верно? = неверно

Тема 4 — Психологические вопросы организации тренинговой группы

Развитие группы: ключевые аспекты

  1. Подбор участников

    В группу отбираются те участники, чьи потребности и цели не обязательно совпадают с членами группы, чтобы не препятствовать развитию процесса. Чей благополучие не будет нарушено групповым опытом.

  2. Фазы развития группы

    Фаза развития группы характеризуется тревогой на второй стадии.

  3. Мотивация участников

    Человек должен быть мотивирован для участия в группе, чтобы получить пользу от группового опыта.

  4. Характеристики краткосрочных групп

    Краткосрочные группы чаще бывают гомогенными, объединенными по какому-либо признаку.

Формирование группы

На первой стадии развития группы планируется работа. Здесь определяются:

  • Цели группы
  • Процедуры постгрупповой встречи
  • Открытость группы
  • Частота и время встреч
  • Типы клиентов

Проблемы на второй стадии

На второй стадии возникнуть проблемы, такие как:

  • Двойственные представления у членов группы
  • Недоверие и страхи, укрепляющие сопротивление
  • Неэффективное взаимодействие и раздавание советов

Внутренняя борьба

На третьей стадии развития группы члены борются с внутренними проблемами и рискуют расширить самосознание. Они:

  • Переживают конфликты
  • Ищут безопасность для самовыражения
  • Учатся прослушивать других

Потенциальные проблемы

На третьей стадии могут возникнуть:

  • Назначение проблемных типов
  • Негативные реакции, влияющие на доверие
  • Проекция чувств на других

Основные сложности

Недостатки пятой стадии развития группы:

  • Плохая проработка этапа может привести к низкой эффективности
  • Неразрешенные проблемы у членов группы

Типы групп

Гетерогенные группы представляют собой микрокосм социальной структуры, предоставляя участникам возможности для экспериментов и развития навыков.

Преимущества закрытой группы

  • Постоянный состав участников
  • Стабильность группы
  • Быстрое формирование сплоченности

Тема 5 – Основные методические приемы в тренинге

  1. В качестве критериев, свидетельствующих о конструктивности дискуссии, исследователи выделяют следующие:

    • активность всех участников
    • ощущение каждым демократической атмосферы
    • удовлетворенность каждого от совместной работы и общения
    • равноправие участников в высказывании
  2. Ведущий тренинга может почерпнуть из дискуссии массу материала для диагностики проблем участников, чтобы в дальнейшем повернуть тренинг в нужное русло. Это верно?

    • верно
  3. Групповая дискуссия выполняет сразу несколько функций:

    • облегчает самораскрытие участников
    • разрешает скрытые конфликты между участниками
    • дает основу для повышения уровня эмпатии в группе
    • содействует сплочению группы
    • позволяет каждому проявить свою компетентность, и тем самым почувствовать себя более комфортно на группе
    • предоставляет возможность увидеть проблему с разных сторон и тем самым уменьшает сопротивление от введения новой информации
    • дает обильный материал для диагностики
  4. Д. Киппер в качестве основных правил игры, используемых на тренинге, выделяет следующие:

    • игра должна быть основана на конкретном описании, т.к. конкретность увеличивает выразительность и многозначность имеющихся данных
    • разыгрывание поведения должно быть достоверным и подлинным
    • ролевая игра включает последовательность нескольких взаимосвязанных эпизодов
    • при разыгрывании можно менять временные характеристики для фокусирования на отдельных процессах
    • все ответы верные
  5. Для эффективного применения медитации, направленной на вызывание образа, нужно соблюдать определенные правила:

    • в самом процессе выделяются три этапа, каждый из которых требует серьезного внимания
    • к медитации никого нельзя принуждать, т.к. при отсутствии настроя участник все равно ничего не получит
    • медитацию всегда стоит завершать обратной связью от участников. Обсуждение дает возможность вербализовать свои переживания и сделать их частью сознательной жизни
    • медитация всегда легче проходит под специально подобранную музыку
  6. Изо всего обилия методических приемов в тренинге исследователи выделяют:

    • игру
    • дискуссию
    • методы невербальной активности
    • медитацию
  7. Использование техник арттерапии в тренинге базируется на предположении, что внутреннее Я отражается в визуальных формах с того момента, как только человек начинает рисовать. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства. Это верно?

    • верно
  8. Можно выделить следующие типы дискуссии:

    • спонтанно возникающую
    • специально заданную тренером
    • завершающую ролевую игру
  9. По мнению исследователей игры в тренинге делятся на:

    • деловые
    • ролевые
  10. Ситуационная ролевая игра предполагает импровизированное разыгрывание участниками заданной проблемной ситуации. Ее целью является удовлетворение потребностей, возникающих в ходе работы. Это верно?

    • верно

13 Состоит в исполнении какой-либо роли в любительском представлении. Она используется во всех направлениях тренинга и центральное место занимает в психодраме.. Это игра..= ролевая

14 Суггестивные методики= включают в себя: аутогенную тренировку шульца; эриксоновский гипноз; повышение интенсивности занятий= работают на механизмах самовнушения и систематических упражнений, влияющих на нервную систему, на психические и мышечные состояния= предполагают активное участие членов группы в этом процессе.достигая состояния расслабления, участники учатся воздействовать на свое поведение, и это придает им веру в свои возможности

15 Условно можно выделить следующие варианты использования медитации в тренинге:= путем вызывания определенных образов= через активное фантазирование= с помощью суггестивных методик

Тема 6 — Вспомогательные методические приемы в тренинге

1 Верно ли что в качестве метафоры в тренинге можно использовать анекдот?= верно

2 Дипломатическое обращение внимания участника группы на противоречия в его поведении, словах, чувствах – это= конфронтация

3 Для того, чтобы интерпретация имела положительный эффект, тренеру прежде чем приступить к этой форме работы, надо убедиться, что в группе _____, иначе интерпретация может включить механизмы защиты участника.= сформирована атмосфера безопасности и доброжелательности

4 Иногда на тренинге складывается такая ситуация, что участники просят тренера дать информацию по какому-либо поводу. Не всегда стоит сразу удовлетворять данный запрос. У тренера есть несколько вариантов выхода из ситуациизадать ему вопросы, углубляющие понимание его проблемыпопросить самого участника высказать свое мнениедать информацию по интересующему его вопросуорганизовать общую дискуссию= все ответы верные

5 Какие факторы могут остановить тренера от использования «конфронтации» в тренинге?= в ситуации краткосрочного тренинга= при негативном отношение к кому-либо из участников= полудобровольное участие в тренинге клиентов= природный темперамент клиента= у человека с высокой степенью адаптации к реальной жизни

6 Не каждый из аспектов групповой работы может подвергаться интерпретации, и надо проявить достаточно профессионализма и интуиции, чтобы с одной стороны сделать тренинг эффективным для каждого, а с другой – не превратить его в лекцию. Это верно?= неверно

7 Разъяснение неясного или скрытого для участника тренинга значения некоторых аспектов его переживаний и поведения — это= интерпретация

8 Ценность применения метафоры на тренинге в том, что= усваивание идет также и на подсознательном уровне= она интереснее и ярче, чем простое предъявление смысла= ее влияние распространяется не только на левое, но и на правое полушарие

9 Что может быть критерием для выбора варианта ответа участнику тренинга на его запрос получения дополнительной информации= потребность в поддержке своей позиции= повод для выхода накопившихся эмоций= потребность в информации= уход от обсуждения своей проблемы

Тема 7 — Классификация тренинговых групп

2 В качестве критериев классификации тренинга может быть:теоретические основания группыспособ реализации цели группыстепень свободы терапевтического процессанет верных ответовпозиция тренерацель группыглавный действующий фактор терапевтического процесса= все ответы верные

3 В рамках тренинга НЛП используются техники= рефрейминг= субмодальный взмах= диссоциация= наведение транса= якорение= направленное фантазирование

4 Из всех критериев классификации тренинговой группы наиболее значимыми представляются ____:= цель группы= теоретические основания группы

5 На сегодняшний день наиболее распространены среди развивающих групп следующие варианты= сказкотерапии= психодраматические= гештальтистские= психосинтетические= психоаналитические= телесной терапии= личностно-ориентированные= трансактного анализа= арт-терапии

6 На сегодняшний день существует единая классификация тренинговых групп на основе цели занятия. Это верно?= неверно

9 Основным недостатком группы поддержки может стать усиление разрыва между уникальным стилем общения на тренинге и реальной жизнью. Возвращаясь в мир социальных условностей и не сумев при первой попытке адаптировать полученный опыт, некоторые участники находят выход в замене реальной жизни на тренинг. Это так?= верно

10 Основными техниками, применяемыми на тренингах РЭТ, являются= ролевые игры= предоставление информации= дискуссии

12 По теоретическому основанию внутри обучающих тренингов можно выделить группы:= нейро-лингвистического программирования= поведенческой терапии= рационально-эмотивной терапии

13 Потребности участников обучающей группы можно разделить на следующие сферы ____= Деловую= Личностную= Межличностную

Тема 8 — Тренинги личностного роста (развивающие тренинги)

1 О чем идет речь: взаимодействие между людьми, которое исходит из определенного эго-состояния и обращено также к определенному эго-состоянию другой личности?= трансакция

2 О чем идет речь: представляет собой личностную оценку, организующую восприятие внешнего и внутреннего мира= полярность

3 Обобщенные планы, программы, которые организуют жизнь человека, которые могут быть конструктивными и деструктивными ____ это= сценарии трансактного анализа

4 Основателем групп гештальт-ориентации выступал= Ф. Перлз

5 Основным принципом работы в Т-группах является принцип= «здесь и теперь»

8 Первая Т-группа появилась в ____ году= 1946

9 Серии скрытых трансак¬ций, ведущих к результату («выигрышу»), в котором заинтересован только один из участников общения — это в трансактном анализе= игры

12 Тренинг трансактного (трансакционного) анализа — метод активного социально-психологического обучения, в основе которого лежит одноименная теория= Э Берна

Тема 9 — Развивающие группы, поведенческие тренинги

1 ____ может устранить любые невротические реакции и сделать человека более свободным, открытым, энергичным, счастливым в группах телесной терапии= снятие зажимов

4 Важным приемом в поведенческих тренингах является= домашнее задание

5 Для снятия зажимов в группах телесной терапии используются следующие типы средств:= Накопление в теле энергии посредством изменения дыхания= Поддержание сотрудничества тренера с работающим над собой человеком в открытом рассмотрении сопротивлений и ограничений, которые при этом выделяются= Прямое воздействие на хронические мышечные зажимы

6 Какие из заявленных проблем, возможно проработать в рамках поведенческого тренинга?= тренинги телефонного общения= тренинги продаж= тренинги делового общения= повышения уверенности в себе

7 Основная техника в поведенческих тренингах — это= репетиция (моделирование) поведения

10 Основной целью поведенческого тренинга является.= обучение приспособительным поведенческим навыкам для использования в различных жизненных ситуациях

10 Основные требования к домашним заданиям заключаются в том, что= не должны нарушать принятые этические нормы= учитывать интересы окружающих= не должны требовать дерзости и бесцеремонности от того, кто их выполняет= они должны быть реалистичны

11 Полный цикл репетиции поведения включает следующие этапы.Моделирование (коррекция) поведения со стороны группы и руководителяОпределение области поведения для репетицииОбратная связьВоспроизведение сцены (репетиция)Введение иерархии задачМногократная репетицияИнструктаж= все ответы верные

13 Специфика организации поведенческих тренингов состоит в том, что подбор членов группы происходит на основе= сходных поведенческих проблем

15 Тренер, работающий в рамках направления «психосинтез» занимает активную позицию в групповом процессе он предоставляет информацию и помогает участникам пройти через различные фазы перестройки личности. Это верно?= верно

Практическое задание 1

1 Выберите правильное пропущенное слово следующего утверждения:

«Социально-психологическая теория коллектива, предложенная в работах А.В. Петровского и последователей в науке – единомышленников, основана на идее деятельностного опосредствования межличностных отношений в группе».

3 Установите соответствие между определением и термином

Группы психологического просвещениякраткосрочные, ограниченные во времени договорные группы, целью которых является обучение и приспособление к среде

группы при дневных стационарах для хронических психиатрических пациентов. Цель – повышение социальной адаптации после выхода из больницы

долгосрочные группы, в которых стремятся подчеркнуть свою автономию и делают акцент на внутренних групповых ресурсах. Цель группы – контроль над собой и окружением, оказание помощи, нормализация жизни

Клинические психотерапевтические группыдолгосрочные группы, нацеленные на разрядку эмоционального напряжения членов группы, на осуществление структурных/характерологических изменений личности и оказания поддержки

Практическое задание 3

1 Выберите правильное окончание следующего утверждения:

«Коммуникативный (поведенческий) тренинг основан на идеях поведенческой психотерапии, приемах оперантного обусловливания, к которым относится подкрепление».

«Обучающий поведенческий тренинг базируется на убеждении, что проблема – это следствие неправильного научения, приведшего к плохой адаптации; поэтому работа сводится к обучению эффективным жизненным навыкам».

выявление преобладающих, «истинных», по Э. Берну, эго-состояний личности

побуждение к переживанию различных эго-состояний

установление контроля за эго-состояниями Родителя и Ребенка со стороны Взрослого, достижение взаимодействия между ними

работа со скриптами, их исследование, осознание и изменение деструктивного жизненного сценария

Скорая помощь в обучении

Close this search box.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СДО от Почты России
Добавить комментарий