XYZ
14 февраля 2015 08:40
В ноябре 2013 года Почта России открыла во Внуково современный логистический центр. Он призван справиться с большим объёмом международных посылок и позволяет второй год подряд избегать новогодних коллапсов, которые случались из-за ежегодно растущего количества посылок, связанного с развитием Интернет-торговли. Раньше работники Почты на базе устаревшей инфраструктуры не справлялись с обработкой и доставкой в положенный срок.
За последний год ситуацию удалось существенно улучшить благодаря ускорению обработки почты за счет автоматизации, в том числе в этом центре.
При этом по сравнению с 2012 годом общий среднесуточный объем обработки международных почтовых отправлений в декабре вырос более, чем в 5 раз, а по сравнению с 2013 годом — в 2 раза. В Логистическом центре своевременно обрабатывается около половины от всероссийского объема международной почты. И новогодние посылки теперь должны дойти до вас гораздо быстрее.
Работники центра уверяют, что они готовы к любому наплыву почтовых отправлений и, благодаря современным технологиям, никаких проблем с их сортировкой, прохождением таможни и доставкой не возникнет.
В таких мешках ваши посылки прибывают из Китая. Их тут тысячи!
Посылка регистрируется и заносится в систему.
По сравнению с 2013 годом рост входящих международных почтовых отправлений по всей стране составил более чем в два раза. В этом центре — более в чем четыре.
А вот количество претензий граждан на качество доставки наоборот — снизилось на 25%!
Все готово к приемку сотен тысяч почтовых отправлений перед новым годом.
Но, заказывая посылку, убедитесь, что там нет ничего такого, что не понравится таможне. Она сидит здесь же, рядом. Благодаря автоматизации процессов почти исключен бумажный документооборот. Все делается в цифровом виде.
Если сотруднику таможни что-то не нравится, то посылка проверятся более тщательно, вплоть до вскрытия подозрительных отправлений.
Уж чего там только не находили. Оружие, ножи, наркотики и прочее. По всем незаконным посылкам заводятся уголовные дела.
Отдельно с китайской почтой была проведена работа по стандартизации упаковки посылки. Этот стандарт обеспечивает сохранность вашего груза. А если на посылке наклеена табличка «стекло» то с ней будут работать только в ручную.
Центр расположен около аэропорта Внуково. Но корреспонденция в него стекается из всех аэропортов.
Автоматическая сортировка. То, ради чего все это строилось.
Новейшая сортировочная машина. Посылка, после того, как таможня дала добро, отправляется на сканирование штрих кода.
Этот сканер может его прочитать в любом положении посылки, кроме если она лежит на нем.
Далее посылка адресно попадает на свой лоток. Через пару секунд ближняя желтая посылка свалится с лотка и попадет в специальную сетку. Оттуда такие посылки периодически вытаскивают и отправляют обратно в машину.
Пульт управления. На конвейрной ленте находится более 140 лотков. На каждом из них находится по одной посылке. И машина знает, в какой момент надо его активировать, чтобы посылка отправилась в нужный контейнер.
Вот по этим наклонным горкам в руки оператору.
Особенностью центра является то, что работает по поточному методу, без складирования.
Все направлено на максимально короткий срок доставки посылки.
Если в какой-то регион корреспонденции мало, то обычно один лоток работает на несколько мешков.
А если крупный — то все силы брошены на него.
«Больничка» — желоб посылок по которым машина не смогла найти адресата. Они отправляются на ручную сортировку.
Кстати, единственное, что нельзя было снимать — это адреса.
Работники почты смотрят, почему машина выкинула в «больничку» эти посылки.
Обратите внимание на руку девушки.
Это специальный сканер, которым сканируют штрих-код посылки.
И далее она отправляется в мешок с корреспонденцией для этого региона или города.
В пиковый сезон 2012-2013 года доставка посылки могла занимать до 90 дней! Жуть полная. Ну вы помните тот почтовый коллапс перед Новым 2013 годом? При этом максимальный среднесуточный объем составил тогда 100 000 штук посылок.
В этом сезоне максимальный суточный объем — 200 000 штук. А доставка посылки уже занимает от 10 до 14 дней. В следующем году ожидается максимум в 600 000 штук. А доставку обещают не более 10 дней.
А что у вы сейчас ждете из интернет-магазинов? Как у вас, кстати, дела с посылками?
Как устроена логистика Почты России
Если вы отправляли письмо из Москвы в Москву, то могли обратить внимание, что оно сделало непонятный крюк. К примеру, письмо из Алтуфьево в Ясенево может проехать через подмосковный Ногинск. Вот трекинг тестового письма, отправленного из Тверского района Москвы в Лефортово. Его маршрут выглядит так:
Давыдково — это крупный сортировочный центр во Внуково. Прежде чем попасть к получателю, письмо пройдёт три сортировки. Расстояние, которое оно проезжает, почти в десять раз больше очевидной удаленности по карте. Кажется, что письма должны двигаться простым и прямым маршрутом. Однако Почта России доставляет 2,4 млрд писем и счетов и 440 млн посылок в год. На таких масштабах подобные логистические «крюки» необходимы, поскольку именно они обеспечивают централизованную сортировку и автоматизацию. И тогда каждое отправление в среднем будет доставлено быстрее.
Но главный секрет не в этом. Дело в том, что мы уже запланировали машину, поезд или самолёт для вашей посылки, которую вы отправите только в следующем месяце. Предположим, что она будет адресована в Екатеринбург. Мы знаем, что в среднем из Москвы в том направлении поедет некоторый объем корреспонденции. Почте надо обнаружить эту посылку в общей массе, отложить в отдельную стопочку, погрузить в машину, довезти до самолёта или поезда, аккуратно переложить, затем где-то на расстоянии тысячи километров разгрузить, снова отсортировать уже на местности и довезти до адресата.
Фактически доставить из пункта А в пункт Б не очень сложно. Настоящая проблема в том, чтобы сделать это одновременно и быстро, и недорого. О том, как Почтовые технологии решают эту задачу, мы и хотим вам рассказать.
Приём отправления
Всё начинается со сдачи отправления в отделение. Оператор принимает письмо или посылку и присваивает ему трек-номер — уникальный почтовый идентификатор из 14 цифр, по которому можно отследить всю логистическую цепочку.
На сайте или в приложении Почты по трек-номеру можно увидеть, где находится письмо, и узнать ожидаемый срок доставки, который мы называем контрольным сроком. Это основной норматив в логистике. Он рассчитывается на основании справочника, в котором указано, за сколько дней надо доставить определённые типы отправлений из региона в регион:
- Простое отправление из Калининграда в Челябинск = 7 дней
- Отправление 1 класса из Калининграда в Челябинск = 4 дня
- EMS из Калининграда в Санкт-Петербург = 2 дня.
И так — для всех возможных комбинаций и типов доставки. При расчете скорость будет иметь более высокий приоритет перед затратами на доставку. Если встанет выбор — привезти вовремя, но дороже, или же позже, но дешевле, то Почта выберет первый вариант.
Оператор принимает отправление и вводит данные о нем во фронтальную IT-систему. Затем информация попадает в Data Cloud Почты России. «Облако» сопровождает посылку, делится данными о её движении с мобильным приложением и порталом pochta. ru, а потом анализирует путь и ищет, как его оптимизировать. Но это потом. Пока же отправление из отделения почтовой связи, где его принял оператор, отправляется на сортировку.
Направо и налево
Когда в отделении набирается достаточно писем и посылок, они отправляются в сортировочный центр. У нас есть несколько типов сортировочных центров: поменьше в черте города, куда стекаются отправления из нескольких отделений и которые нет смысла везти на крупную сортировку по отдельности, и Большие Сортировочные Центры.
Сортировочные центры и почтамты работают на системе «Сортмастер», которая формирует комплекты писем и посылок в одно нажатие кнопки. Содержимое каждого из этих комплектов едет примерно в одном направлении, и если отправление попало в какой-то из них, то наверняка не существует никакого другого, который направлялся бы к месту его назначения ближе и точнее.
У каждого регистрируемого почтового отправления (РПО) есть штриховой почтовый идентификатор (ШПИ), который соответствует трек-номеру.
«Сортмастер» считывает ШПИ, вынимает из Data Cloud адрес и индекс (пожалуйста, пишите индекс правильно, это очень помогает!). Массив индексов является основным рабочим инструментом «Сортмастера» — он формирует так называемый план отправлений, который выглядит примерно так:
В соответствии с таблицей отправления с этими восемью индексами будут разложены на две стопки, и каждая поедет в своём направлении.
Штрихкод ставится не на все отправления. Открытки и письма, которые вы бросаете в почтовый ящик и подписываете вручную относятся к нерегистрируемым. Обработать их и отправить по нужному адресу сложнее. Для сортировки таких отправлений мы используем систему оптического распознавания символов (OCR, Optical Character Recognition).
Работает OCR так: письмо на ленте попадает под камеру, которая фотографирует текст и распознаёт, что там написано. В первую очередь она ищет индекс и адрес и пытается сопоставить одно с другим. Допустим, на входе у OCR есть такой кусок текста:
Алгоритм распознаёт рукописные символы и выделяет среди них значения почтовых атрибутов — индекса и адреса. После этого адрес нормализуется: «СПб» превращается в Санкт-Петербург, а «Б. Пушкарская» — в «Большая Пушкарская». Затем алгоритм возвращает структурированный текст с разделением на поля, чтобы его можно было положить в базу данных. Результат выглядит так:
После распознавания отправление отсортируется по индексу и поедет дальше.
Конечная точка известна, теперь нужно рассчитать оптимальный маршрут. Оптимальным считается тот, который укладывается в контрольные сроки и требует наименьших затрат. Моделирование таких маршрутов — отдельная функция внутри Почты. У неё масса переменных: она зависит от контрольных сроков, списка промежуточных сортировок и, главное, уже понятных объемов доставки.
Объемы — это крайне важно, потому что отталкиваясь от них и нужно планировать транспорт. Нам мало просто вовремя подать машину. Часто отправления путешествуют несколькими видами транспорта: авто, железной дорогой, авиацией, — и их нужно состыковать между собой с минимальной задержкой. Если машину еще можно быстро подать к подъезду, заменить на более или менее вместительную (да и это делается не по щелчку пальцев), то с поездами и самолётами есть небольшая проблема — они живут по своему расписанию.
Доставка
Почта России планирует нагрузку примерно на месяц вперед. Уже в мае мы знаем, что в июне из Москвы в Краснодар поедет около 10 тонн писем. А с Питером у москвичей более оживленная переписка, поэтому закладываем 30 тонн. И так для каждого направления.
Подобное планирование — задача с миллионами переменных, которую с помощью методов математической оптимизации решает система моделирования процессов региональной почтовой логистики (МПРЛ), она рассчитывает будущую нагрузку на основе предыдущей статистики, сезонных прогнозов и других вводных из примерно 60 различных справочников.
Эта система весьма требовательна к вычислительным ресурсам. В нашем случае это географически распределённый кластер с мультипоточной обработкой информации, который содержит в себе четыреста процессорных ядер. Суперкомпьютером его назвать нельзя, но он успешно справляется с поставленной целью. Задача математического моделирования хорошо распараллеливается, потому что надо выполнять большое количество однотипных вычислений и сравнивать результаты. Планирование весьма точное, поэтому увеличение мощности кластера вряд ли улучшит качество доставки. Куда полезнее будет оперативный мониторинг, который наблюдает отклонения от расписания и быстро решает возникающие проблемы. Это часть большой задачи по планированию транспорта. Мы уже можем его заказывать, поскольку спланировали загрузку.
Для этого рассчитываем, сколько единиц транспорта и какой вместимости потребуется для перевозки почты между сортировочными центрами, отделениями и другими логистическими точками. И всё это в таком масштабе: 17260 собственных автомобилей, 96 привлеченных автокомпаний, более 1000 собственных и партнерских авиарейсов ежедневно. Почта России — крупнейший территориальный почтовый оператор в мире, мы работаем в девяти часовых поясах на 17 млн квадратных километров.
Планированием техники занимается система транспортной логистики (TMS, Transport Management System). Перед нами стоит задача не просто найти транспорт, а найти самый экономный вариант из возможных. Для этого загружаем в TMS информацию, которую получили на шаге планирования общей нагрузки и сопоставляем ее с доступными тарифами и условиями перевозок своего и наемного транспорта. Результат может быть не самым дешевым из всех возможных, но будет самым доступным из тех, что могут доставить отправление в заданный срок.
По результатам расчётов узнаём, что в понедельник в 12:00 20-тонная машина от наемного перевозчика ООО «Ромашка» (их тарифы оказались самыми выгодными на нужном маршруте) должна выехать в конкретную точку. К этому моменту знаем, что она загружена экономно (по объему или по весу — это тоже задача TMS). Для расчета маршрута мы пользуемся открытым кодом — маршрутизатором на базе Open Source Routing Machine.
В итоге мы составляем расписание, которое позволяет перевезти весь объем корреспонденции так, чтобы письма не копились очень долго (адресат расстроится), не ехали в полупустых машинах (очень дорого, расстроится отправитель), и точно поместились в заданный транспорт (борт самолета не резиновый). Ищем золотую середину.
В TMS можно реализовать плановые маршруты или фиксированные расписания, но так как на качество и скорость доставки влияют дорожные события, нам требуется более гибкое решение, которое сможет оперативно догрузить уже существующие маршруты. Создание такого решения — пример одной из задач, над которыми работает команда Почтовых технологий.
Контроль сроков
Сейчас вопросами оперативного планирования занимается ситуационный центр. Его сотрудники отслеживают отклонения от контрольных сроков в режиме реального времени. Данные стекаются сюда из Data Сloud, отчётов, писем и звонков.
Если сотрудник ситуационного центра видит, что отправления не уехали из сортировочного центра вовремя, то он уточнит в чём дело. Возможно, машина сломалась или застряла в пробке, тогда для выполнения контрольных сроков нужно будет заказать другую.
Карта, на которой сотрудник центра отслеживает проблемы
Чтобы следить за движением транспорта по маршрутам, мы собираем данные из информационных систем, от диспетчеров и из системы мониторинга транспорта Глонасс. Когда водитель едет по маршруту, в логистическую систему передаётся геопозиция автомобиля, которая сопоставляется с планом. В результате мы видим любые отклонения и несоответствия контрольным срокам.
Итоги и планы
После сортировок и перевозок письмо попадает в отделение, а затем к получателю. Информация об этой доставке стала частью больших данных, на основе которых мы будем строить будущие прогнозы.
Если ваше письмо неожиданно задержалось, будьте уверены, что мы стараемся с этим разобраться — как с точки зрения логистики, так и с точки зрения математики. Улучшение качества доставки это комплексная задача, на нее влияют все упомянутые здесь процессы, и мы постоянно их оптимизируем.
Помимо работы с точностью доставки, мы выстраиваем логистическую систему на международном уровне. Для этого потребуется создать электронное взаимодействие с таможней, внедрить международный биллинг и интеграционный электронный обмен документами.
Ещё одна амбициозная задача — создать за рубежом логистическую систему, аналогичную российской. Нам надо адаптировать систему расчета логистики для работы с местными перевозчиками и наладить документооборот с иностранными контрагентами.
Если вам интересны такие задачи — ждем вас в команде Почтовых Технологий. Открытые вакансии в 9 городах России можно посмотреть на сайте hr. pochta. tech/vacancies.
Почтовые Технологии — как мы цифровизируем Почту России
Цифровая трансформация сегодня — как Bluetooth лет десять назад: все убеждены, что с ним всё становится лучше. Даже если он по факту вообще не нужен. С трансформацией история похожая — ее пытаются внедрять все компании, чтобы не сойти с парохода современности (у других-то есть, значит, и нам надо) и немного повысить привлекательность бренда работодателя в глазах потенциальных сотрудников.
Проблема в том, что часто за такой «трансформацией» скрывается лишь базовая цифровизация пары очевидных штук и закупка цветных маркеров (это порой срабатывает как сертификат об успешном внедрении Agile в ряде компаний).
Но есть отрасли и компании, которым цифровая трансформация показана, даже более чем. Особенно когда речь идет об огромных организациях, где деятельность сопровождается десятками согласований, заполнением бланков (бумажных, от руки, да). Там, где правильно внедренные технологии смогут не только спасти леса Сибири от превращения в миллиарды квитанций для населения или временных бумажных пропусков, но и существенно ускорить и упростить уже имеющиеся процессы, чтобы и конечному потребителю услуг стало сильно проще, и с сотрудников снять откровенно механическую работу.
В общем, по названию нашего блога вы уже поняли, что говорить мы будем о нашей любимой Почте и о том, как мы делаем ее цифровой. Под катом — с чего все начиналось, что мы делаем сейчас и какие у нас планы на будущее.
Попытки поставить Почту на правильные цифровые рельсы датируются 2014 годом. Тогда из публичных штук у нас был только портал russianpost. ru, единственной функцией которого было отслеживание посылок по трек-номеру. Выглядел этот портал вот так:
Внутренние процессы тоже требовали определенной доработки. Но заданный в 2014 году импульс на улучшение ситуации сработал, и технологии стали потихоньку менять Почту изнутри и снаружи. Все изменения, которые вы видите в Почте сейчас и о которых мы расскажем в посте, были бы невозможны без основательной переделки внутренних процессов. Мы внедрили корпоративную шину данных, создав единый стандарт, регламентирующий передачу данных (и ускоряющий ее). Появилась централизованная CRM для коммерческих блоков, позволяющая эффективно работать с клиентами. После 2015 мы оптимизировали логистические системы, и у нас в 10 раз выросли обороты по посылкам. Мы ощутимо ускорили фронт в плане работы отделений и многое, много другое, от работы казначейства и кадрового учета до единого фронта ЕАС ОПС (Единая Автоматизированная Система Отделения Почтовой Связи ).
Для сравнения: в 2013 мы доставляли примерно 110,7 млн посылок в год (суммарно, включая импортные и экспортные, мелкие пакеты, EMS, в общем, всё). В 2015 цифра выросла до 194 млн, а в этом году уже доставлено более 483 миллионов.
Сначала мы сделали Data Cloud, в рамках которого осуществляли сбор данных и их тщательную очистку. А данных в Почте столько, что это уже не просто Big Data, это Huge Data — мы второй по величине работодатель в РФ (после РЖД), почти каждый житель страны так или иначе пользовался и продолжает пользоваться нашими услугами. Ведь Почта — это не просто посылку родственникам послать или заказать новый чехол для смартфона с Али, это и всевозможные квитанции от государственных органов. Когда вам приходит счет за квартиру и ЖКХ от единого расчетного центра — это квитанции, которые были напечатаны и разосланы по всем адресам нами. То же самое с письмами от налоговой, со штрафами от ГИБДД и прочими важными вещами.
На самом деле, сейчас сайт часто продолжают использовать просто в плане «Где там моя посылка уже», трекая ее по номеру. Но полноценная регистрация в системе дает ряд плюшек.
- Если вы подтвердите в профиле номер телефона, мы будем автоматически добавлять в ваш аккаунт все поступившие посылки, на которых указан ваш телефон.
- Мы сможем присылать в приложение пуш о том, что пора забрать в отделении посылку, когда вы будете проходить мимо этого отделения
- Вам станет доступна возможность получать письма от инстанций в электронном виде в приложение.
- Для получения посылки в отделении вам не понадобится паспорт и квитанция — в приложении будет штрих-код для каждой из посылок. Оператор сканирует его, присылает вам SMS, вы называете код и получаете посылку. Без бумаг. Сейчас почти 80% посылок получают так.
Иногда мало просто получить от органов уведомление о каком-либо событии. Система несовершенна, и временами получается так, что те же уведомления от налоговой или автомобильные штрафы приходится оспаривать. Люди иногда забивают на это, потому что официальный ответ на всё это приходится писать таким же заказным письмом, но уже в бумажном виде. Или сходить в ГИБДД самостоятельно и поговорить с этими милыми людьми там.
В идеале — сделать так, чтобы у пользователя была возможность не только прочесть письма от инстанций, но и ответить на них сразу в электронном виде. Это позволит людям подписывать такие ответы простой электронной подписью и сделать отправку ответа юридически значимым актом. То есть письмо точно не затеряется и будет принято на том конце в нужное время. Пока подробнее здесь рассказать не о чем, но мы работаем над этим.
Не обошлось без изменений и внутренних процессов. Было время, когда на сортировке посылок почти не было автоматики, и все зависело от людей. Люди просматривали параметры посылок, раскладывали их ручками по разным ящикам для дальнейшей транспортировки и прочее. А людям свойственно уставать. Даже в пределах нормированной рабочей смены в условиях постоянного потока посылок, писем, бандеролей — глаз замылится, это вопрос времени. Вот и возникали ситуации с потерей посылок или отправлением их не туда, из-за чего на следующих сортировках такую посылку могли вернуть на предыдущий этап. А это время и нервы.
Мы реализовали проект «Сортмастер», о котором подробнее расскажем отдельно. Это решение позволяет автоматически на конвейерной ленте сканировать поточно множество посылок, чтобы та или иная посылка отправилась в следующий сортировочный центр.
Бизнес и Почта
В самом начале пути с обслуживанием бизнеса все было довольно сложно. Потому что для того, чтобы нормально подключить свой бизнес к Почте, тебе требовалось думать, как Почта, говорить, как Почта, в общем — быть Почтой.
Допустим, у клиента был интернет-магазин, и он хотел подключить возможность доставки товара через нас. В то время для этого требовалось написать кучу писем, причем именно на понятном языке для сотрудника Почты, с учетом всех наших страшных внутренних аббревиатур, номенклатурных названий отправлений и прочих радостей. Для простых смертных этот путь был фактически закрыт.
Сначала клиенту надо было выбрать нужную услугу, список которых выглядел так.
Довольно запутанно. Как и интерфейс сотрудника в то время:
Рынок отреагировал на это появлением прослоек-агрегаторов, которые помогали бизнесу подключаться к Почте.
Мы поняли, что это не выход, и надо уже сделать что-то свое, при этом максимально удобное для всех — и небольших бизнесов, которым просто требуется прогонять через нас свои отправления клиентам, и огромным компаниям, которым мы предоставляем все под ключ — удобные интерфейсы проверки адресов, отправки товаров, трекинг посылок и прочее.
В итоге сейчас получается, что даже крупный бизнес может заниматься только интернет-магазином, оставив нам как хранение товаров на наших же складах, так и их отправку и полноценный учет. Для этого у нас есть полнофункциональное API, который можно легко подцепить к любой своей системе (ERP, CMS, CRM, etc), и удобный интерфейс.
Любой клиент может загрузить в систему имеющиеся отправления, быстро рассчитать стоимость такой пересылки, а еще получить подробные отчеты как о движении самих отправлений, так и он финансах. Все бланки с нужными реквизитами и кодами формируются автоматически.
API может многое и покрывает все шаги, от формирования посылки до отслеживания ее вручения.
Мы сделали для бизнеса единую точку входа — otpravka. pochta
Если клиент небольшой или ему просто не хочется заморачиваться с API — есть удобная веб-версия с теми же функциями.
Еще полезная штука для бизнеса — можно обмениваться документацией онлайн с помощью электронной цифровой подписи.
Это что касается работы с бизнесом и людьми. Параллельно вместе с переформатированием интерфейса для клиентов мы переделали его и для оператора. Ведь удобно и красиво должно быть не только по одну сторону монитора, но и под капотом.
С нашей стороны
Раньше это выглядело вот так и этим можно было пугать новых сотрудников.
Теперь — вот так:
Почта — огромная структура с представительствами по всей стране, включая ее самые отдаленные уголки. Второй по величине работодатель в России. Поменять её в пару кликов не выйдет. Но мы уже начали.
Доступ предоставляется юридическим лицам и ИП. Во вложении заявка на подключение к сервису. Скан-копию оформленной и заверенной заявки направляйте на этот адрес.
Тут следует сказать что я ИП и у меня есть печать. Во вложении действительно был файл в формате doc. Сама заявка очень простенькая нужно указать наименование предприятия, инн, почтовый индекс, ф. , контактный телефон, e-mail. Все это я заполнил, распечатал, подписал, поставил печать, отсканировал и отправил обратно. Все это происходило в пятницу, после отправки, до конца рабочего дня ответа не пришло, и я спокойно отправился на выходные с мыслю что подожду с понедельника дня три и если ответа не будет напишу на этот адрес еще раз. В понедельник пришел ответ следующего содержания:
Во вложении учетные данные для подключения, адрес доступа и механизмы интеграции.
Выберите, пожалуйста, ник на Пикабу
Морали и жалоб не будет. Если у вас есть выбор – не заказывайте доставку Почтой России. У меня, к сожалению, такого выбора иногда нет. Лучшие посты за сегодня
Первое, что вам необходимо – заключить договор с вашим местным отделением почтовой связи. Приходите на главпочтамт, спрашиваете, где находится человек, отвечающий за работу с юридическими лицами, приходите к нему. Он на электронную почту вам вышлет договор + пять дополнительных соглашений к нему. Договор типовой для всех, в дополнительном соглашении вы выберете необходимые для вас «опции» договора – международные отправки, бокс-сервис, курьер, который приходит в офис и забирает письма на отправку, предпочтовая подготовка. После заключения договора вам назначают личного менеджера, который теперь решает все ваши вопросы к Почте России.
Оплата услуг производится авансовым способом – нет денег на счетах – вам ничего не отправят. Все логично и просто. С заключением договора вам создают два счета – счет, с которого списываются деньги за дополнительные услуги и счет специальной машины – франкировальный счет (этот счет создается при условии, что способом оплаты вы выбрали не марки, а безналичный расчет – вместо марки ваши письма будут прокатывать в специальной машине, ставя печать). Учет потраченных средств лучше вести самостоятельно – если кому то будет интересно, распишу проблемы, которые могут возникать с бухгалтерией почты.
В договоре фигурирует такое слово, как партионная почта. Это и будет ваш способ подготовки писем – составление списков ф103 на простые и регистрируемые почтовые отправления. Список составляется на партию писем – отсюда и партионная.
После заключения договора вам дадут доступ к сервису Отправка Почта России. Раньше письма отправлялись через программу Партионная почта, она была кривая и неудобная, сейчас они оформили все в приличный личный кабинет с очень простым интерфейсом и высокой работоспособностью. Почему высокой, а не идеальной – у них бывают глюки, но в последнее время не часто. Обновления у них каждую неделю, каждый раз они честно добавляют что-то, чтобы упростить вам жизнь. Именно разработчики и поддержка этого сервиса – молодцы. Они сэкономили нам очень много времени, да и не только нам.
У нас в организации устроено так – письма отправляю я и отдел кадров. Я отправляю все письма, которые не относятся к отделу кадров – судебные, счета, предложения, претензии. Отдел кадров отправляет трудовые книжки, приказы об увольнении, ответы на запросы сотрудников и разнообразных служб. Соответственно мы отправляем все виды писем – простые, заказные и бандероли. Стоимость отправки зависит от веса и типа письма – простые самые дешевые, зависит от веса и адреса, заказные – 60 рублей за письмо весом до 20 грамм. Дальше оплата за каждые 10 грамм веса – примерно 3-5 рублей. Ценное письмо обходится в 132,04, но, это цена только за отправку. Сразу же включайте сюда еще 60 рублей – дополнительная услуга по проверке описи вложения. Соответственно, ценное письмо вам обойдется в 192,24 с НДС. Уведомление – тоже дополнительная услуга, стоимость простого (неотслеживаемого) уведомления – 27,50 с НДС. Есть заказные уведомления, с номером ШПИ (трек-номер по простому), их вы можете отследить в пути через сайт Почты России.
Кроме писем через личный кабинет вы можете отправлять посылки. Система точно такая же, как и с письмами, просто тип отправления другой. Можно отправлять письма 1 класса, есть такая функция.
В личном кабинете можно прописать стандартные параметры для каждого типа отправления – какой тип конверта будет указан по умолчанию, как пример. Например, заказные письма вы отправляете в конверте типа DL, а простые – в конверте типа C5. Можно указать способ оплаты услуг по умолчанию – марки или франкировка. Правильные настройки значительно упростят вам жизнь.
Изначально у вас будет одна учетная запись – администратор, он может по своему желанию расшарить доступ к личному кабинету нужным людям. Вводите имейл человека, которому хотите отправить приглашение – он принимает и становится пользователем с ограниченными функциями. Администратор настроит ему ОПС отправки, телефон и имейл, на который будут приходить уведомления. Сам он поменять этого не может.
Теперь приступаем к самому основному – соответственно, отправке писем. Здесь у нас есть два способа ввода – вручную или их XLS файла. Ввод вручную – если у вас нет какой то базы, по которой отправляются письма. Наш отдел кадров выгружает такую информацию из 1С и загружает письма через файл, я чаще забиваю вручную, кроме простых писем. Мне так быстрее и проще, так как обычно у меня не самые большие объемы отправок.
Выбираем тип письма. Сегодня у меня на отправку будут три заказных письма и одна заказная бандероль. Бандеролью считаются письма, вес которых превышает 100 грамм. Если вы отправляете письма в суды, это будет самый частый тип отправления, скорее всего. Стоимость заказной бандероли 84 рубля за 100 грамм, потом цена увеличивается за каждые 10 грамм веса.
Помним – уведомление – дополнительная услуга. Уведомление необходимо для подтверждения факта получения. Информация с сайта Почты по отслеживанию обновляется не всегда вовремя, так что если вы отправляете что-то, получение чего получателем вам необходимо отразить, прилепите уведомление за 27,50. Кстати, личный кабинет заполнит их за вас – вам осталось только напечатать, разрезать и приклеить. Это если вы печатаете на листе А4 сразу 4 уведомления. Я человек ленивый, мне проще печатать сразу на готовых бланках уведомлений с самоклеящейся лентой.
Адрес. Я вбиваю на пофиг. Вот серьезно. Классификатор сделает всю работу за вас. Напишет адрес красиво и правильно и подтянет актуальный индекс. Если вам необходимо отправлять на конкретный индекс, то начните ввод с него. Если сайт отказывается выбирать необходимый вам индекс, то есть ручной ввод адреса.
Как сделать ценное письмо
И пример описи. Можно сделать с сайте, можно сделать ручками по другому шаблону.
И вот, письма готовы и лежат во вкладке «Новые». Теперь нам необходимо подготовить их к отправке. Один тип письма – один список ф103. Можно выбрать все письма разом, выбрать дату подачи писем в отделение Почты России, скачается архив в котором все письма будут разбиты по необходимым спискам. То есть – заказное письмо, без каких либо дополнительных услуг – один список, заказные с уведомлением – второй список, ценные с описью вложения – третий, заказные бандероли – четвертый и так далее.
В архивах лежат готовые списки ф103, уведомления, описи ф107 – то есть все, что необходимо для оформления партии писем. Просто печатаем и тратим время на то, чтобы разложить по конвертам. При должной сноровке и умении заполнять все это, на создание 200 писем уходит полчаса. Ничего сложного.
На последней странице списков ф103 ставится печать или штамп организации, пишется имя того, кто отправляет, должность и ставится подпись. Почте это не очень важно, а вот если вы будете использовать эти списки для доказательства чего-либо в суде – то важно, так что поставьте.
Если этот пост заинтересует кого-либо, либо кому-то нужен гайд для облегчения своей бумажной работы – дайте знать какие из тем вам интересны, чтобы я могла их отразить в ближайшее время:
1) Пост по массовой загрузке через эксель-файлик точно будет
2) Контроль расходов по Почте России, да и просто рассказ про конкретные цифры для юр. лиц
3) Рассказ о бонусах федерального и местного договора
4) Решение базовых проблем с бухгалтерией почты, организация оплаты возвратов, розыск писем и снятие с хранения
Может будут еще какие-то вопросы, спрашивайте, постараюсь ответить не как человек, который работает на почте, а как человек, который каждый день пользуется её услугами и старается облегчить себе жизнь в этом плане.
К заявке приложен “отчёт о недоставке” (NDR).
Там прекрасно всё.
И то, что Почта России использует Microsoft Exchange (привет импортозамещению!).
И то, через сколько хостов письмо проходит.
И чем всё в итоге заканчивается (Hop count exceeded – possible mail loop).
Текст NDR (реальные адреса заменены, часть x-header’ов удалена):
Не удалось выполнить доставку следующим получателям или группам:
Произошла ошибка во время доставки этого сообщения. Попытайтесь повторно отправить это сообщение позже. Если проблема будет возникать снова, обратитесь в службу технической поддержки.
Организация R00EXHUB02. main. russianpost. ru отклонила сообщение.
Диагностические сведения для администраторов:
Формирующий сервер: russianpost
Remote Server returned ”
Исходные заголовки сообщения:
Received: from d01exhub02. main. russianpost. ru (10. 193. 42) by
DC-ESCH1. russianpost. ru (10. 193. 223) with Microsoft SMTP Server (TLS) id
195. 1; Mon, 12 Dec 2016 06:42:36 +0300
Received: from D01EXHUB01. main. russianpost. ru (10. 193. 41) by
D01EXHUB02. main. russianpost. ru (10. 193. 42) with Microsoft SMTP Server
(TLS) id 14. 248. 2; Mon, 12 Dec 2016 06:41:54 +0300
Received: from DC-ESCH1. russianpost. ru (10. 193. 223) by
D01EXHUB01. main. russianpost. ru (10. 193. 41) with Microsoft SMTP Server
(TLS) id 14. 248. 2; Mon, 12 Dec 2016 06:41:52 +0300
Received: from R00EXHUB01. main. russianpost. ru (10. 41) by
195. 1; Mon, 12 Dec 2016 06:41:51 +0300
Received: from R00EXEDGE01. main. russianpost. ru (10. 21) by
R00EXHUB01. main. russianpost. ru (10. 41) with Microsoft SMTP Server (TLS)
id 14. 248. 2; Mon, 12 Dec 2016 06:41:30 +0300
Received: from smtp. senddomain. ru (62. 6) by
R00EXEDGE01. main. russianpost. ru (10. 21) with Microsoft SMTP Server id
smtp. senddomain. ru (Postfix) with ESMTP id BA7C01203F5 for
DKIM-Signature: v=1; a=rsa-sha256; c=relaxed/simple; d=senddomain. ru;
:received:received:received:received; s=smtp; t=1481514088; x=
1483328489; bh=B6t9Tsxwbhddclge844HF10bsK/CHSnF5ddXu97A0dU=; b=I
X-Virus-Scanned: amavisd-new at senddomain
06:41:28 +0300 (MSK)
smtp. senddomain. ru (Postfix) with ESMTP id 8C78C120066 for
Received: from MSK0-MAILMB4. loc (10. 95) by MSK0-MAILMB3. loc
(10. 94) with Microsoft SMTP Server (TLS) id 15. 1210. 3; Mon, 12 Dec
1210. 000; Mon, 12 Dec 2016 06:41:27 +0300
Accept-Language: ru-RU, en-US
Russianpost
Домен russianpost. ru является освобождающимся.
Дополнительная информация
- Кол-во посетителей за месяц:
- Кол-во посетителей за неделю:
- Кол-во посетителей за сутки:
- Кол-во посетителей сегодня:
- Кол-во посетителей он-лайн:
– - Дата обновления информации:
–
LinkPad
- Кол-во проиндексированных страниц:
- Кол-во зеркал домена:
- Кол-во доменов на том же IP:
- Кол-во ссылок на домен:
- Кол-во доноров:
- Исходящие (внешние) ссылки домена:
- Кол-во получателей (доменов, на которые ссылается данный хост):
- Кол-во найденных анкоров:
- Кол-во исходящих анкоров:
- iGood доноров:
- Кол-во ссылающихся IP адресов:
- Кол-во ссылающихся подсетей:
- Дата обновления информации:
–