МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Купить журнал
Купить электронную версию журнала

Профессия – педагог

А. Борискова. Размышляя с Ушинским о воспитании

Отвечая на вопрос: что же первично в деле воспитания – знание или духовность, теория или нравственность? – автор в очередной раз подтверждает слова великого педагога, учителя учителей К. Д. Ушинского: «никакие уставы и программы не могут заменить личности в деле воспитания».

Авторские методики

Л. Юсупова. Ладушки-оладушки. Интегрированная образовательная деятельность для детей 2–3 лет

Цель: создание условий для развития музыкальных способностей и развития речи как средства общения. Задачи: развивать поэтический и музыкальный слух, чувство ритма, тембровое чувство, умение звукоподражания, музыкальную память; формировать умение различать количество предметов; знакомить с обобщёнными способами исследования разных объектов окружающей жизни; совершенствовать навыки работы с пластилином; способствовать освоению музыкально-ритмических движений. С нотными приложениями.

Т. Буторина. Наши истоки. Русские народные игрушки и музыкальные инструменты в музыкальном воспитании дошкольников

Народная игрушка – уникальное и универсальное средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Хочется, чтобы в наше время стремительного развития Интернета и других инновационных технологий у педагогов ДОО и их воспитанников, родителей нашлось время на то, чтобы в совместной деятельности изготавливать и применять игрушки, придуманные нашими предками. Автор предлагает технологию изготовления некоторых таких игрушек.

О. Иванова. Страна Музыкалия. Образовательная деятельность с детьми 6–7 лет

Задачи: формировать предпосылки к ценностно-смысловому пониманию музыки и любви к ней, потребности слушать содержательную музыку; развивать и совершенствовать основные танцевальные движения; закреплять навыки совместного музицирования; развивать творческую активность, способность к творческому самовыражению в различных видах музыкальной деятельности. Форма проведения – квест-игра.

Т. Рядчикова, А. Комаров. Дети и медведь. Музыкальная подвижная игра для детей 5–7 лет

Цель: развивать у детей музыкальность, координацию движений, мелкую моторику рук, умение играть в команде. В приложении – песня «По малину в лес пойдём», муз. А. Комарова, сл. Т. Рядчиковой.

Сценарии праздников и развлечений

Л. Олифирова. Я. Каташинская. Н. Борзова. Путешествие с Лесной феей. Экологический досуг для детей старшей группы

Задачи: формировать у детей бережное отношение к окружающей природе; уточнять и расширять представления детей о лесе и его обитателях; развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово и музыку; закреплять знания детей о деревьях, животных, птицах; содействовать проявлению творческой активности; создавать условия для позитивного общения; развивать навыки переключения и распределения внимания.

Е. Чеботкова. Славим тебя, родная Кубань! Праздник для детей старшего дошкольного возраста

Цель: воспитывать у дошкольников любовь к родному краю. Задачи: закреплять знания о малой родине Кубани, о казаках, их традициях, культуре; способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры; вызывать положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях.

Е. Павлова. Как воздушные шары помогли друзей найти. Старший дошкольный возраст

Цель: создавать условия для понимания детьми необходимости жить в мире и дружбе. Задачи: закреплять песенный и игровой репертуар, изученный в течение учебного года; расширять представления детей о русском народном творчестве (пословицы, поговорки, игры, потешки); вовлекать детей в игры, импровизации, раскрывать их творческий потенциал; способствовать сплочённости детского коллектива, развитию коммуникативных навыков; стимулировать двигательную активность; развивать внимание и ловкость. В приложениях – песни «Подружиться каждый рад!» (с описанием движений), «Про лето и дружбу», муз. и сл. Е. Павловой, «Я полю, полю лук», муз. Е. Тиличеевой, сл. народные (с описанием движений).

О. Боронникова. Волшебство осени. Праздник для детей 5–7 лет

Е. Пузырева. Сказка за сказкой. Календарные сказки и игры для детей дошкольного возраста. Январь – февраль

Вниманию читателей предлагается цикл календарных авторских сказок в народном стиле и стилизованных игр к ним на каждый месяц года. Цикл включает в себя 12 сказок, которые могут стать основой для инсценировки или развлечения. Сказки подобраны по временам года и календарным праздникам: «Рождественская звёздочка» (январь), «Кораблик-герой» (февраль), «Как Солнышко на сковородке поджарили» (март), «Весеннее облачко» (апрель), «Пасхальное яичко» (май), «Берёзка-берегиня» (июнь), «Туча-гремуча» (июль), «Каша-вкусняша» (август), «Осенний ветерок» (сентябрь), «Снежинка веселинка» (октябрь), «Сестрички-рукавички» (ноябрь), «Волшебный посох» (декабрь). Сказки будут опубликованы в № 7 – 12 журнала.

Е. Григорьян. Осенний огород. Сценка для детей 3– 4 лет

Сценка в стихотворной форме способствует развитию у детей памяти, речи, артистических навыков, расширению знаний по теме «Овощи», приобщению к здоровому образу жизни, развитию певческих навыков.

Наш праздник

Т. Рантюк, Т. Евстигнеева. С любой задачей справимся! Театрализованный праздник ко Дню воспитателя и всех дошкольных работников по мотивам сказки «Репка». Старший дошкольный возраст

Цель: создать праздничное настроение у детей и сотрудников детского сада. Задачи: расширять представления о профессиях в детском саду; воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада; развивать у детей артистизм, умение музицировать, танцевать в разных жанрах.

Песни, пьесы, танцы, стихи

А. Родичкин, Ю. Поляков. Флаг России

Л. Олифирова. Песенка ручейка

А. Комаров, Н. Ипатова. Лучик солнца

О. Кротовская. Край родной и милый

Л. Синегубова, С. Синегубов. Любимая Москва!

В. Степанов. Приметы лета (цикл стихотворений). Кто играет и поёт? (загадки о музыкальных инструментах). Ты откуда, песня? В гостях. Кто нас возит? (цикл стихотворений о видах транспорта). В траве луговой. Август. Прощание с летом. Благодарные яблони. Песня лета. Осень. Ходит холод. В осенней тишине. Воздушные кораблики. Дым осенний

С. Панкова. Удивительный концерт

С. Русских. Художница Осень. Осень

Наша мастерская

О. Кузнецова. Изготовление грибов-шумелок

Автор предлагает технологию изготовления нетрадиционного шумового музыкального инструмента, который можно широко применять в музыкально-игровой деятельности дошкольников (этому будет посвящена статья в следующем номере журнала).

С. Бессолицына. Тропой любви к родному краю. Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста

Цель: создание условий для развития познавательной активности детей. Задачи: познакомить детей с историей города Мурманска, показать его красоту и своеобразие; повышать образовательную мотивацию; формировать исследовательские навыки; способствовать повышению двигательной активности; воспитывать у детей гражданственность, любовь к родному краю, его природе, жителям, традициям; формировать навыки взаимодействия со сверстниками. Автор – победитель Всероссийского конкурса «Моя малая родина».

Г. Тютюнник. История про чудесную пару. Музыкальная гостиная для детей 5–7 лет

Цель: развитие у детей интереса к классической музыке. Задачи: уточнить представления детей о скрипке как музыкальном инструменте; показать различные приёмы звукоизвлечения; создать условия для возникновения положительных эмоций от живого звучания музыкального инструмента. Автор – победитель Всероссийского конкурса «Музыка с нами повсюду!».

С. Ананьина. Гномики и белочки. Занятие для детей старшей группы

Занятие с использованием здоровьесберегающих технологий направлено на развитие чувства темпа и ритма, двигательных навыков, звуковысотного слуха и вокальных способностей. С нотными приложениями.

О. Кузнецова. Использование грибов-шумелок в музыкально-игровой деятельности дошкольников

Для изготовления грибов-шумелок понадобятся пластиковые бутылки и фетр ярких цветов, а для озвучивания подойдёт любой сыпучий материал (см. Музыкальный руководитель. – № 7. – С. 55). Грибы-шумелки можно использовать на музыкальных занятиях и в досуговой деятельности: это и шумовое ритмическое сопровождение инструментального проигрыша при исполнении «грибных» частушек, и использование в музыкально-ритмических играх.

Из опыта работы

Ю. Лятяк, Н. Ревина. Атрибуты как средство развития музыкальных способностей дошкольников

Атрибут усиливает интерес к музыкальной деятельности, а робким детям может помочь преодолеть смущение. Все действия с атрибутами выглядят более красочно, насыщенно и ярко, что вызывает дополнительный интерес у зрителя. Работа с любым предметом развивает у детей мелкую моторику, определённую координацию, хватательно-держательные навыки. Обращение с атрибутами тренирует память и внимание, развивает кисти рук. Авторы предлагают классификацию атрибутов, обозначают основные направления их использования в детском саду, подробно освещая собственный опыт.

С. Корельская, Л. Пиминова. Ивановская ярмарка. Досуг для детей подготовительной к школе группы

Цель: приобщение детей к русской народной культуре. Задачи: закрепить знания детей об Ивановкой ярмарке, проводимой ежегодно в селе Яренск; пополнить знания детей о мастерах села Яренск, их работах; продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями; поддерживать познавательный интерес к русской народной культуре; развивать музыкальные, танцевальные, певческие способности детей. Воспитывать любовь к малой родине. Авторы – участники Всероссийского конкурса «Моя малая родина».

С. Торопова. Мы любим музыку! Развлечение для детей 2–3 лет

Цель: расширение знаний о музыкальных игрушках и инструментах. Задачи: закрепить представление о музыкальной игрушке неваляшке; продолжать учить угадывать музыкальные инструменты на слух; совершенствовать ходьбу и медленный бег детей по кругу; учить соотносить звук инструмента и действие; развивать координацию движений, внимание; вызвать положительные эмоции в связи с приходом мам детей; воспитывать чувство дружбы; поддерживать желание порадовать игрушки. Автор – лауреат Всероссийского конкурса «Музыка с нами повсюду!».

Е. Семёнова. Полезные советы осеннею порой. Развлечение для детей средней группы

Цель: формирование у детей представлений о здоровом образе жизни. Задачи: закрепление навыков здорового образа жизни; поддержка и развитие творческой активности детей. С нотными приложениями. Автор – участник Всероссийского конкурса «Здоровый образ жизни – с детства!».

Т. Кантемир. В Конаково – листопад! Музыкально-спортивный праздник для детей 6–7 лет и их родителей

Цель: расширение представлений о культуре здоровья, развитие физических качеств через песни, игры, танцы, пословицы, знакомство детей с природой родного края. Задачи: пробуждать интерес и бережное отношение к природе; создавать условия для позитивного взаимодействия в среде сверстников; оптимизировать детско-родительские отношения. Автор – участник конкурса «Музыка с нами повсюду!».

М. Петрова. Лесной царь. Осенний экологический праздник. Старший дошкольный возраст

С нотным приложением.

Е. Сафронова. Вкусный обед. Театрализованное представление для детей 5–6 лет

Е. Горбачева. Мешок яблок. Инсценировка по мотивам сказки В. Сутеева

Для детей 4–5 лет

В приложениях – «Песенка зайчат», «Песенка лесных зверей» (муз. и сл. Е. Горбачевой).

Продолжение. Начало см.: Музыкальный руководитель. – 2023. – № 7. – С. 39.

С. Шилько, Е. Красноперова. Детский сад для зверят. Инсценировка ко Дню воспитателя. Старший дошкольный возраст

Вместе с родителями

О. Павлова, А. Шешукова, О. Шаврикова, Н. Бахтер. В мире волшебных звуков. Офлайн-марафон для детей и их родителей

Цель: создание условий для вовлечения родителей в образовательную деятельность, поддержки образовательных инициатив семьи. Задачи: укрепить партнёрские отношения с семьёй; способствовать формированию культуры родительства; поддерживать родительскую активность путём нахождения и внедрения инновационных форм работы. Авторы – победители Всероссийского конкурса «Сердце отдаём детям».

Е. Гомонова, А. Пушкин. Унылая пора!

А. Комаров. Т. Рядчикова. Дождик в сентябре

О. Егорова, Н. Меркушова. Муравьиный детский сад

Т. Панченко, В. Мирясова. Бабушка моя

А. Савина. Лоскутковая страна

Автор – лауреат Всероссийского конкурса «Сочиняем песни для дошкольников».

М. Протасов, В. Степанов. Артист

Ю. Баранова. Тик-так!

Для детей 3–4 лет. Автор – лауреат Всероссийского конкурса «Сочиняем песни для дошкольников».

Т. Страхова. Вероника и клубника. Сначала труд, потом обед. 23 февраля.

Т. Рядчикова. Три осенних месяца

С. Панкова. Спасибо ребятне! Вот так подарок! Герой Отечества

В. Степанов. Круглый кот

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
sdo.russianpost.ru
Добавить комментарий