морской журнал

Морская политика/Судостроение

Россия принимает на себя новые обязательства безвозмездных поставок продовольствия беднейшим странам мира, одновременно пытаясь активизировать экспорт зерновых даже в условиях санкций. Грузовая база для этого есть, но вот как быть с тоннажем?

Регион/Судостроение

В последнее время все чаще высокие руководители обращают личное внимание на тот или иной сектор промышленности страны. Думается, это связано с рядом причин, где и актуализировавшееся понимание важности технологического суверенитета, который, как вдруг оказалось, проспали и потому до него не только по-прежнему далеко, но и обеспечить его возможно только, если делаешь из своего и у себя. И не искать в условиях геополитического противостояния замены западного поставщика на восточного.

Вот и председатель Госдумы Вячеслав Володин, а также руководители фракций и председатели профильных комитетов посетили площадку АО «Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева» (ЦКБ по СПК) в Нижегородской области. Рабочая поездка в регион связана с проведением выездного совещания Совета нижней палаты парламента по развитию речного пассажирского транспорта.

Во встрече также приняли участие губернатор региона Глеб Никитин и полпред Президента РФ в Поволжском федеральном округе Игорь Комаров.

Назначение/ОСК

Зампредседателя правительства РФ – Министр промышленности и торговли Денис Мантуров представил кандидатуру нового генерального директора АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) и новый состав совета директоров корпорации.

Генеральным директором ОСК стал Андрей Сергеевич Пучков, сообщила пресс-служба холдинга.

Социальный диалог

В России к 2030 году должны быть созданы круглогодичные морские курорты на Балтийском, Азовском, Черном, Каспийском и Японском морях. Реализация этих проектов позволит создать не менее 44 тысяч новых гостиничных мест. Об этом на заседании президиума Правительственной комиссии по развитию туризма сообщил вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

Судостроение/Рыболовный флот

Санкт-Петербург. 14 августа АО «Адмиралтейские верфи» (входит в ОСК) передало большой морозильный рыболовный траулер (БМРТ) «Механик Сизов» заказчику – ООО «Русская рыбопромышленная компания» (РРПК). Это третье судно проекта СТ-192, которое петербургская верфь строит для РРПК, сообщила пресс-служба ОСК.

Судостроение/Электродвижение

Судовые системы электродвижения (СЭД) находят все более широкое применение на современном флоте, включая ледоколы, суда ледового плавания, паромы, научно-исследовательские и гидрографические.

Судостроение/Проекты

В настоящее время наблюдается острая необходимость в судах, предназначенных для перевозок пассажиров и грузов на внутренних водных путях страны, в том числе в отдаленных территориях, а также прибрежных морских районах.

Безопасность мореплавания/Аварийность

За прошедшие десятилетия, благодаря успехам судостроения, развитию новейших технологий, внедрению жестких норм и стандартов в области безопасности мореплавания, наблюдается заметное снижение аварийных потерь мирового флота.

Водный спорт/Гидрофлай

На минувшем Чемпионате России по водно-моторным видам спорта, проходившем в Москве 25–27 августа на Гребном канале в Крылатском, в дисциплине «гидрофлай» практически весь пьедестал заняли спортсмены из Красноярска.

У мужчин золото у Кирилла Фролова (Красноярск), серебро у Никиты Карунного (Красноярск), бронза у Юрия Королёва (Красноярск). У женщин победу одержала Злата Талантова (Красноярск), бронза у Елизаветы Кокориной (Красноярск). Елизавета – чемпионка России 2022 года. Серебро завоевала показавшая в полуфинале и финале чистые и красивые полеты москвичка Мирелла Калашникова.

Напомним, Мирелла – чемпионка России 2021 года и чемпионка Москвы в дисциплине «гидрофлай». Помимо тренировок в Москве в команде AirBorn, этим летом она приезжала тренироваться в Красноярск на базу KHFA (Красноярская академия гидрофлая), где выучила новые элементы и ей поставили программу.

Кирилл Фролов и Злата Талантова побеждали на протяжении нескольких предыдущих лет по юниорам. И в свой первый год выхода на взрослый уровень выиграли золотые награды. K HFA привезла в Москву на Чемпионат России и двух совсем юных спортсменов: Арсения Дёмина и Анну Талантову, завоевавших золото и серебро в категории юниоров.

В чем же секрет красноярского гидрофлая? Об этом – в интервью с руководителем и главным тренером Красноярской академии гидрофлая Евгением Талантовым.

Из истории флота

Последнее обновление отечественного ледокольно-транспортного флота 40 лет назад и его разорение «героями лихих девяностых»

78 лет Великой Победы

О проектировании и создании эсминцев типа 7 написано уже много трудов, поэтому не будем повторяться. Напомним лишь о типовых тактико-технических данных. Водоизмещение 1425/1715/2402 тонны, длина – 112,8 метра, ширина – 10,2 метра, осадка – 3,1/4,1 метра, скорость хода – 38 узлов, экипаж – 345 человек, мощность механизмов – 48 000 л.с., дальность плавания – 770 миль при 38 узлах и 1670 миль при 20 узлах.

Свод сигналов/Флаги

«Система кодовых сигналов для торгового флота», состоящая из 18 флагов, была разработана в 1857 году. Её использовали в Британии, США, Канаде, Франции.

В 1887 году «Система кодовых сигналов для торгового флота» была переименована в «Международный свод сигналов». Все морские государства приняли этот свод, но в силу он вступил только 1 января 1901 года.

В 1931 году международная комиссия из 8 стран модифицировала систему сигналов, сделав её более удобной. Последняя ревизия свода состоялась 1 апреля 1969 года. C тех пор флаги свода имеют расшифровку и на кириллице.

Читайте в свежем номере:

Что есть и что будет

Президент России Владимир Путин принял участие в пленарном заседании XXVI Петербургского международного экономического форума.

В 1997 году в Северной столице открылся первый Петербургский международный экономический форум, который через два года получил мощный импульс развития со стороны возглавившего страну В. Путина. Личной волей он сумел аккуратно приучить представителей отечественного бизнеса к решению вопросов на своей земле.

И сегодня, в условиях новой политической реальности, трудно переоценить наличие у России этого института прямого общения власти и бизнеса, получившего статус ведущей мировой площадки для обсуждения ключевых вопросов глобальной экономики.

На «Капитане Александрове» поднят флаг России

В Санкт-Петербурге на Адмиралтейских верфях состоялась торжественная церемония поднятия Государственного флага России на краболовном судне «Капитан Александров». Судно построено по итогу аукционов с инвестиционными обязательствами.

З. Джиоев: «Делаем все, чтобы плавание было комфортным и безопасным»

Поиск и обустройство новых транспортных коридоров жизненно важная задача для страны. Каков потенциал морских путей и речных артерий? Когда паромы решают стратегические задачи? В каком состоянии суда в целом и грозит ли им судьба стать беспилотными? Как оцениваются перспективы развития Азовского моря и новых портов – Бердянска и Мариуполя? Почему наши капитаны востребованы во всем мире?

Об этом – из интервью руководителя Росморречфлота Захария Джиоева программе «Поздняков» телеканала НТВ.

Не забыть про «возницу»

Прежде всего хотели бы выразить признательность редакции нашего уважаемого журнала «Морской флот» за инициативу пригласить всех неравнодушных к обсуждению перспектив российского флота (№ 2. 2023. « Какой флот нужен стране?»).

Награды работникам ПАО «Совкомфлот»

Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин вручил государственные и правительственные награды работникам ПАО «Совкомфлот» в честь 50-летия компании.

В поисках отечественных решений

Оборудование на строящихся ледоколах и спасательных судах заменяют на отечественное

В Совете Федерации состоялся круглый стол на тему «Об ускоренном импортозамещении запасных частей и судового комплектующего оборудования в РФ». В ходе работы заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Борис Ташимов заявил, что ведомство в настоящее время ведет 20 госконтрактов на строительство 72 судов общей стоимостью порядка 97 млрд рублей. 20 теплоходов уже достроены.

На пороге революционных перемен?

Международно-правовое регулирование предотвращения загрязнения воздушной среды морских судов

Представляется, что в настоящее время из-за сложности поставленных задач и высокой стоимости их осуществления наиболее актуальным вопросом для международного морского права является создание сбалансированного режима защиты окружающей среды от антропогенного воздействия.

В окружении стаи буксиров-роботов

К вопросам реализации автономного судовождения в портовой акватории

В статье авторы обсуждают реализацию автономного судовождения в портовой акватории с использованием стаи азимутальных буксиров-автоматов (АБА). Отличительной особенностью таких буксиров является использование жесткой сцепки между грузовым судном и буксиром для выполнения задач проводки и швартовки непосредственно к причалу.

Спасение людей из воды

Моральный долг спасать людей, терпящих бедствие на море, существует уже много веков и юридически закреплен в законодательстве всех стран, в Международной конвенции СОЛАС и ряде других нормативных актов.

Анатомия развала российского образования. Что же будет построено на месте развала?

29 мая 2023 года на телеканале «Культура», в программа «Агора», которую ведет М. Швыдкой, обсуждались вопросы образования. Каким оно должно стать после отказа от Болонской конвенции? К участию были приглашены несколько ректоров вузов. Единогласно было признано, что реформы назрели.

Самая трудная арктическая навигация

В ту навигацию было потеряно судно «Нина Сагайдак», которое раздавило льдами. Это теплоход типа «Пионер» низшего арктического класса Л1 (по современной классификации – Arc4). Суда такого типа работали только под проводкой ледоколов в летнюю навигацию.

Вопрос архиважный и спорный, а поиски ответа всегда волновали моряков, экспертов, патриотическую общественность. И сегодня правильный ответ приобретает тем более особое значение, поскольку означает начало движения к обеспечению транспортной независимости страны.

В. Путин: «Ситуация уникальная для наших компаний»

В марте Президент России Владимир Путин принял участие в работе ежегодного съезда Российского союза промышленников и предпринимателей. Это ежегодное мероприятие в условиях военного для страны времени тем более привлекло внимание, поскольку президент дал ответы на краеугольные вопросы: что сегодня определяет состояние отечественных отраслей производства, а также формирует новый экономический тренд?

На стадии «постановки вопроса»

Импортозамещение в судостроении России – старые песни о главном

Северный завоз в законе

Госдума приняла в I чтении проект базового закона о северном завозе

Времена меняются, а Канонерка ремонтирует флот

О праздниках и буднях, достижениях и планах одного из старейших предприятий отрасли журналу «Морской флот» рассказал директор завода Николай Вихров.

Грузы между портами РФ не должны перевозиться на судах иностранных владельцев

В работе Совета Российского профсоюза моряков приняли участие Олег Чепкасов, начальник Управления безопасности судоходства, и Александр Назаров, начальник отдела профессионального образования, дипломирования и защиты информации Управления безопасности судоходства Росморречфлота. В ходе беседы Совет обозначил проблемы и позицию по ряду вопросов и получил развернутые ответы. Подробности приводит пресс-служба РПСМ.

Электромагнитная совместимость судового электроборудования (основные понятия, термины и определения)

Развитие силовой полупроводниковой преобразовательной техники и ее широкое применение в судовых электроприводах переменного и постоянного тока, включая гребные электрические установки, вентильные генераторы, зарядно-разрядные устройства, привели к снижению показателей качества электроэнергии, возрастанию проблемы электромагнитной совместимости судового электрооборудования и средств автоматизации.

Главные и вспомогательные двигатели

Использование 2-тактного крейцкопфного дизеля для покрытия потребностей судостроения в главных и вспомогательных двигателях

Мораль и нравственность в современном образовании

Более чем через двадцать лет в сфере российского образования наступило «просветление»: Болонская конвенция неспособна обеспечить качество обучения. Признано окончательно и бесповоротно. Грядет новая реформа. Вот только что это будет за реформа и на чем будут строиться новые программы? И, самое главное, кто возглавит новых реформаторов?

Время первых: как это было

К 45-летию открытия круглогодичной навигации в Западном районе Арктики

Ледовые испытания мелкосидящего ледокола «Капитан Сорокин» в енисейском припае с проводкой в Дудинку дизель-электрохода «Павел Пономарев»

Морская политика/Морская коллегия

В января в Москве прошло заседание Морской коллегии при Правительстве РФ.

Одной из главных тем для обсуждения стали меры, направленные на увеличение торгового флота, повышение его конкурентоспособности и наращивание доли в общем объеме перевозок национальных внешнеторговых грузов.

Морская политика/Форум

Среди основных тем дискуссий Гайдаровского форума «Россия и мир: национальные цели развития и глобальные тренды», прошедшего в Москве с 15 по 17 января, была «Газомоторное топливо: настоящее и будущее в России». Целью этой дискуссии стало обсуждение решений для ускоренного развития рынка газомоторного топлива в России. В качестве спикеров на мероприятии выступили председатель совета директоров ПАО «Газпром» Виктор Зубков, министр энергетики РФ Александр Новак, заместитель министра промышленности и торговли РФ Александр Морозов, генеральный директор ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк, проректор, директор Института отраслевых рынков и инфраструктуры РАНХиГС Георгий Идрисов.

Главная тема номера

Судостроительная промышленность – одна из крупнейших машиностроительных отраслей в российской экономике, имеющая высокий научный и технический потенциал.

Каковы пути стимулирования судостроительных предприятий и компаний наращивать инвестиции, вкладываться в проекты?

Какой импульс может поднять гражданское судостроение на новый уровень?

Осуществление каких проектов позволит гражданскому судостроению быть в мировом тренде?

Об этом рассказал в интервью журналу «Морской флот» директор Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Борис Кабаков.

Судоходные компании/ОАО «Сахалинское морское пароходство»

ОАО «Сахалинское морское пароходство» (SASCO) – одна из крупнейших судоходных компаний России. Флот компании, большинство судов которой имеет ледовый класс, перевозит широкий спектр грузов: контейнера, генеральные грузы, технику, насыпные и навалочные грузы, лес и продукты деревообработки. По объему морских перевозок пароходство считается одним из крупнейших на российском Дальнем Востоке.

О приоритетных задачах компании сегодня и в перспективе «Морскому флоту» рассказывает генеральный директор компании Алексей Павлов.

Судоходные компании/ПАО «Совкомфлот»

Ужесточение экологических требований к судам оказывает серьезное воздействие на всех игроков глобального рынка морских перевозок. Соответствовать высоким ожиданиям мирового сообщества и сохранять прибыльность бизнеса становится все сложнее. Редакция обратилась к техническому директору «СКФ Менеджмент Сервисиз (Дубай)» Николаю Зиненко с просьбой рассказать о последних тенденциях в сфере международного природоохранного регулирования и о том, как группа «Совкомфлот» реагирует на новые вызовы.

Партнеры/МОРСКОЙ БАНК

Тридцать лет назад, 29 марта 1989 года, предприятиями морской отрасли для комплексного банковского обслуживания был создан МОРСКОЙ БАНК.

Накануне юбилейной даты Председатель Правления МОРСКОГО БАНКА (АО) Антонина Гильц рассказала журналу «Морской флот» о сегодняшних стремлениях, целях, задачах и перспективах банка.

Партнеры/Газпромнефть Марин Бункер

Чуть меньше года осталось до вступления в силу революционных для судовой отрасли ограничений по использованию высокосернистых топлив. С 1 января 2020 года в рамках Конвенции MARPOL1 судам будет запрещено сжигать топливо с содержанием серы более 0,5%. Это стало мощной предпосылкой для развития в мире бункеровки сжиженным природным газом (СПГ).

Партнеры/АО «МАШПРОМЛИЗИНГ»

АО «МАШПРОМЛИЗИНГ» – отраслевая лизинговая компания, занимающая лидирующие позиции в сегменте лизинга морских и речных судов. Единственный акционер компании – АО «ОСК». Основными направлениями деятельности предприятия являются: лизинг морских и речных судов; лизинг промышленного оборудования; лизинг автотранспорта и спецтехники.

Судостроение и судоремонт/Импортозамещение

Ситуация в российском судостроении сегодня непростая и очень неоднородная. Тем не менее отрасль обладает серьезным потенциалом для развития. Об обновлении флота и не последней роли лизинга в импортозамещении российского судостроения рассказывает журналу «Морской флот» директор управления по работе с клиентами отрасли морских и речных судов Газпромбанк Лизинг Александр Комаров.

Судостроение и судоремонт/Росрыболовство

Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции провел заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов. Российские аквакультурные предприятия планируют участвовать в программе строительства судов маломерного рыбопромыслового флота. В сфере рыбоводства такие суда необходимы в первую очередь для устричных и мидийных хозяйств.

Безопасность мореплавания/Человеческий фактор

В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пароходстве, требовалось отработать лет 10-12 в должности помощника капитана. И это при хорошем расположении звезд. Конечно же, были и исключения, но они лишь подтверждали правила.

Важно осознавать, что переход с должности старшего помощника на должность капитана – это не очередная ступенька карьерного роста. Это новый уровень. Уровень, на котором нет «тыла», о котором известная морякам всего мира английская пословица гласит: «Капитан на судне – первый после Бога». Именно первый, а не второй.

Эксплуатация флота/Топливо

Прецеденты отказа пуска на задний ход главного судового дизеля модификации S-MC, S-MC-С с традиционным топливом и газораспределением имеют место при переводе его на работу на малосернистом дизельном топливе – последняя редакция Правила 14 Приложения VI Конвенции MARPOL-73/78 с дополнениями от 1997 года требует с 1 июля 2015 года при работе в районах ECA (Emission control area) использовать только топливо с содержанием серы не более S<0,1%, что в настоящее время может быть обеспечено за счет перевода двигателя на дизельное топливо. Такой перевод практикуется при работе судов на порты США и страны Западной Европы. Рассмотрим возможные причины такого отказа и меры противодействия.

Морское право/Утилизация

Проблематика вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых является экономически нецелесообразной, в настоящее время остро стоит перед российскими судовладельцами.

Морское образование/ДПО

Успехи компании во многом зависят от профессиональной подготовки ее сотрудников.

В этом направлении Институт дополнительного профессионального образования (Институт ДПО) ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова активно сотрудничает с ООО «Газпром флот».

Морское образование/Кадры

Дорога в море для девушек теперь официально открыта. В последние годы они «косяком» пошли в признанные мужскими профессии, в том числе и в судовождение с хорошей перспективой стать в будущем капитаном океанского судна. Только на судоводительском факультете МГУ им. адм. Г.И. Невельского на разных курсах в настоящее время учатся 22 девушки.

Для того чтобы вырасти до командира судна, у них, пожалуй, только одно препятствие – характер, он у претендентки в капитаны должен быть морской, крепкий. У нашей героини Юлии Ковалевой, как показала практика работы третьим помощником капитана на судах Сахалинского морского пароходства, есть и характер, и все качества для хорошего штурмана: точность, аккуратность, внимательность в работе и полный самоконтроль.

Капитаны российского флота

Капитану сухогруза-семитысячника «Нева-Лидер-7» Василию Александровичу Виноградову особенно по душе рейсы в период навигации по внутренним водным путям России. Вода – его стихия. По-другому не могло и быть, ведь он вырос в Великом Устюге на берегах Сухоны.

Наш постоянный внештатный автор Александр Туваев сейчас находится в рейсе. Однако он нашел время и подготовил в этот номер статью о необычных природных явлениях, встреченных им во время многолетнего плавания и оставивших яркие впечатления.

12 января 1960 года в Москве была открыта выставка «Морской флот СССР». Ей придавали большое значение: о ее организации вышел приказ заместителя министра морского флота СССР Ю. В. Савинова, а открывали выставку министр морского флота СССР В. Г. Бакаев и главнокомандующий Военно-морским флотом СССР С. Г. Горшков.

В 1989 году выставка была преобразована в музей «Морской флот СССР».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СДО от Почты России
Добавить комментарий