десятуха праздник

Десятуха праздник

Сосновый путь “Панская аллея”

Сосновый путь “Панская аллея” расположена в д. Дубровка Краснопольского района. Это единственное в районе сохранившееся искусственное насаждение сосен, дубов и кленов, посаженых вдоль дороги в начале XX в. владельцем этих земель помещиком Михаилом Медведским. Сосны сохранились до сих пор и стали огромными. Верхушки, растущих по обеим сторонам дороги сосен и дубов, соприкасаются. Дорога похожа на тоннель. Здесь необычно и красиво.

Десятуха праздник

Десятуха праздник

Десятуха праздник

“Святая десятуха”

— Ах, полноте, пожалуйста, что такое за Православие,

и в чем оно состоит, я не знаю, кроме как “Господи помилуй”,

да “Тебе Господи с подай Господом”.

Н.Лесков. Мелочи архиерейской жизни

Среди народа нашего распространены верования и даже суеверия, многие из которых корнями своими уходят в языческие времена. Даже в самом христианском обиходе встречается нечто такое, что явно связано с религией предков. Так, например, особенное почитание, которое оказывали и оказывают русские люди святому пророку Илье, подобного происхождения, ибо у нас его наделяют некими функциями “громовержца”. Весьма чтима на Руси и Святая Великомученица Параскева — в переводе с греческого это имя означает “Пятница”. Почитание, которым пользуется Великомученица, народ перенес и на одноименный день недели. Известный литургист С.В.Булгаков писал:“По мнению народа все пятницы в году имеют свою важность и должны быть почитаемы, но особенным уважением пользуются некоторые из них, число которых двенадцать: 1-я — пятница — в первую неделю Великого Поста, 2-я — перед Благовещением. 3-я — на Вербной неделе, 4-я — перед Вознесением, 5-я — перед Троицыным днем, 6-я — перед Рождеством Иоанна Предтечи, 7-я — перед Илиею пророком, 8-я — перед Успением, 9-я — перед Архангелом Михаилом, 10-я — перед Кузьмою-Демьяном, 11-я — перед Рождеством Христовым, 12-я — перед Богоявлением”. (Настольная книга для священно-церковно-служителей, примечание ко дню 28 октября.)Мне рассказывали, что в некоем белорусском селе особенно почитается 10-я пятница, в просторечье она именуется там “десятуха”. В этот день в местном храме полно молящихся, и богослужение отличается особенной торжественностью И тамошний батюшка во время крестного хода вместо молитвенного прошения к Великомученице Параскеве возглашает такой немыслимый запев:— Святая Десятуха, моли Бога о нас!

Если проездиться по всей Православной Руси, посетить храмы, раскинутые по ней, и присмотреться к местным обычаям, то можно будет обнаружить очень много и умилительного и смешного, и даже — увы — соблазнительного. Этот небольшой раздел повествования я и решаюсь посвятить подобным курьезам “местного значения”, о которых мне удалось узнать разными путями.

В своем собственном приходе я с самого начала столкнулся с довольно странным обычаем. Когда кому-то из недавно умерших (новопреставленных) исполнялось сорок дней, на столике возле канона ставилась бутылка с фруктовым соком или киселем, а рядом с нею ковшик. После окончания панихиды батюшка, в данном случае я сам, должен был налить немного жидкости из бутылки в ковшик. Называлось это простое действие “отпустить душку”. Мне удалоь выяснить, что это “отпускание” завел один из моих предшественников. После краткой и энергичной проповеди продолжать этот странный обряд я категорически отказался.

А вот рассказ о более принципиальном батюшке. Прибыв на приход, он обнаружил там такой порядок. Прихожане клали почти за каждую икону в храме копченое мясо, сало и колбасы. Батюшка был молодой, ревностный, а потому несколько раз осудил в проповеди подобные жертвы, как нарушающие традиции Православной Церкви — в храм не вносить ничего мясного. И, надо сказать, пастырь добился своего — за иконы больше никто никакую снедь не клал. Но самому настоятелю, дотоле вполне обеспеченному мясом, пришлось впредь покупать его.

Клирики, приехавшие к нам с Украины, ввели обыкновение омывать руки в конце Божественной литургии, перед причащением Святых Даров. Кое-где батюшка для этого сам подходит к умывальнику, а кое-где ему, так сказать, по архиерейскому чину, подносят кувшин и блюдо.Настоятель одного из храмов московской епархии рассказывал мне, что так было и у него на приходе. Однако он заметил, что алтарники как-то особенно бережно обращаются с водою, которая остается после омовения рук на блюде. Он это дело исследовал и выяснил, что вода эта собирается, а потом продается прихожанам по цене три рубля за бутылку. Название она носит такое — “Отченская водичка”, поскольку омовение рук происходит при пении “Отче наш”. Батюшка искоренил эту торговлю самым простым способом — стал подходить к умывальнику.

А вот рассказ о некоем священнике рационализаторе.Таинство исповеди завершается тем, что батюшка возлагает на голову кающегося епитрахиль и произносит разрешительную молитву. После этого исповедовавшийся целует лежащие на аналое Евангелие и Крест. Так вот этот “рационализатор” вычитывал положенные молитвы, проводил общую исповедь, после чего читал общую разрешительную молитву, вешал епитрахиль на гвоздик возле аналоя с Крестом и Евангелием, а засим удалялся в Алтарь. А исповедники по очереди сами накладывали себе на головы конец висящей епитрахили, а потом, как положено, целовали Крест и Евангелие.Мне вспоминается, будто архиерей этого “рационализатора” запретил в священнослужении.

Моя святая
Срок трехлетней ссылки кончался в середине мая 1937 года, но кто интересовался сроками? Мы не формалисты – срок – это вопрос удачи, а не права: могут скостить, а могут и прибавить – кому как повезет. Опытные ссыльные, вроде чердынских, радовались, если им с ходу

Моя святая

Моя святая
Срок трехлетней ссылки кончался в середине мая 1937 года, но кто интересовался сроками? Мы не формалисты — срок — это вопрос удачи, а не права: могут скостить, а могут и прибавить — кому как повезет. Опытные ссыльные, вроде чердынских, радовались, если им с ходу

СВЯТАЯ ВОДА

СВЯТАЯ ВОДА
Звонит мне как-то читатель из Сан-Франциско, говорит, что он нейрохирург, то есть хирург по мозгам, потом спрашивает:- А вы сейчас что-нибудь пишете?- Нет, не пишу, – говорю я.- Почему же это?- Да, знаете, у меня синдром хронической усталости.- О, я знаю, что это такое.

СВЯТАЯ ЖЕНА

СВЯТАЯ ЖЕНА
Когда мы только познакомились, Аллочка Майковская говорила, что по “Святцам” она вроде святая жена. В первый раз она пришла ко мне на квартиру в октябре 1955 года, когда я только приехал в Америку. Было жаркое и душное бабье лето.- Ф-у-у, сегодня такая жарища, что я

Святая Анна

Святая Анна
Только что я побывала в Литве. Там, в воскресенье, мы с моей подругой Оной были на мессе в храме св. Анны. Как он красив, передать трудно – готический и маленький. Внутри картина: Дева Мария сидит рядом со Своей матерью, обе – в серебряных одеждах. Много лет назад,

Святая святых

Святая святых
Так вполне справедливо и обоснованно назвал управление нелегальной разведки ныне здравствующий генерал-лейтенант Вадим Кирпиченко.Ее руководителем (включая работу в «Бюро № 1» в качестве заместителя Судоплатова) Коротков был около двенадцати лет.

«Святая Анна»

«Святая Анна»
В 1500 году братья сервиты дали Филиппино Липпи заказ на написание картины для главного алтаря церкви Благовещения. Леонардо, который был бы не прочь и сам взяться за эту работу, весьма ревниво отнесся к удаче товарища по цеху. Филиппино же, известный как своим

СВЯТАЯ ПРОФЕССИЯ

СВЯТАЯ ПРОФЕССИЯ
Больного положили на операционный стол, и ассистент вопросительно взглянул на доктора. Но доктор не подходил к столу. Он вопросительно взглядывал на часы.Текли минуты. Больной тихо стонал. На улице пронзительным голосом закричал китаец-разносчик. Доктор

«О, кто же ты – святая иль блудница?»

«О, кто же ты – святая иль блудница?»
(Надя Львова, Аделина Адалис, Валерий Брюсов)Надя Львова родилась в подмосковном Подольске в семье мелкого чиновника. Закончила гимназию, училась в Москве на Высших курсах Полторацкой, была девушкой милой, скромной, тихой, но вполне

Ясиновский СВЯТАЯ ЯРОСТЬ

В. В. Ясиновский
СВЯТАЯ ЯРОСТЬ
Виктор Васильевич Ясиновский, окончив в 1943 году Орловское бронетанковое училище, был направлен в Челябинскую танковую бригаду Уральского добровольческого танкового корпуса. Командовал танковым взводом, танковой ротой. Дошел до Берлина.За

«Святая троица» и «двойкари»

«Святая троица» и «двойкари»
После гибели верного друга и соратника Романа Шухевича Степан Андреевич чувствовал себя неуверенно и одиноко. «Молодая поросль» сумела протащить на вакантное место представителя Провода на украинских землях своего человека Васыля Кука,

«Капа была святая»

«Капа была святая»
Первая книга стихов Вознесенского, напомним, появилась во Владимире в январе 1960 года: «Мозаика».К тому времени почти все близкие ему молодые поэты своими первыми сборниками уже обзавелись. При всем дружелюбии присматривали друг за другом все

НЕБЕСНЫЙ КРЕМЛЬ, ОТРОГИ САЛЬВАТЭРРЫ Святая Русь и Святая земля Даниила Андреева

НЕБЕСНЫЙ КРЕМЛЬ, ОТРОГИ САЛЬВАТЭРРЫ
Святая Русь и Святая земля Даниила Андреева
Образы Святой Руси и Святой земли в народном сознании всегда были неразрывны. Их соединенность — не только особенность сакральной географии, которая с внятной поэтической логикой

Святая ненависть

Святая ненависть
В кромешной тьме бреду к армянскому погранпереходу. В здании таможни нет ни души, в том числе и пограничников. Около часа провожу у окошка паспортного контроля в ожидании хоть одного служащего. Наконец мне ставят штамп.Хорошая новость – в Иран разрешен

Пасха. Пятидесятница. Кущи

Пасха. Пятидесятница. Кущи

— Скажу. Каков характер праздника пасхи, выяснится, когда узнаем, при каких исторических условиях он возник и каков смысл празднования его в настоящее время. Рассмотрим с тобой заодно все три главных праздника, имеющих, согласно Библии, как будто общее происхождение: пасху, шабуот (праздник седмиц, или пятидесятница) и суккот (кущи). В разных местах Библии мы встречаем разные предписания о проведении этих праздников. В главе 23 книги Исход имеется предписание: «Три раза в году празднуй мне: соблюдай праздник опресноков. Семь дней ешь пресный хлеб, как я поведал тебе, в назначенное время месяца, когда созревают колосья, ибо в оном ты вышел из Египта; и пусть не являются пред лице мое с пустыми руками; соблюдай и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою».

Точных дат для этих праздников здесь не указано: нужно праздновать, когда созревают колосья, когда убирают урожай с полей и садов. Из трех перечисленных праздников только один, а именно праздник созревания колосьев, имеет определенное название — праздник опресноков. Названия «пасха» здесь нет. Остальные два праздника названия также не имеют.

Вот предписания Торы о трех главных праздниках Ягве. Я думаю, что и ты, Мендель, логически рассуждая, смог бы кое-какие выводы сделать из приведенных мной цитат из Библии.

— Логически рассуждая и не подрывая основ веры, могу сказать: да, эти праздники связаны с хозяйственной деятельностью иудеев в древние времена. И поэтому они праздники национальные. Ты, по-видимому, не хотел услышать от меня такого вывода?

— И ты и все верующие евреи празднуете пасху, потому что в эти дни начинается уборка урожая?

— Конечно, нет. Но праздник этот все-таки национальный. Он связан с большим историческим событием в истории еврейского народа — с освобождением от рабства.

— Итак, от первого мотива, высказанного тобой три минуты тому назад: пасха — праздник начала сбора урожая, ты отказываешься. Мотив другой — освобождение от рабства. Рассмотрим его.

Кроме зачитанных мной раньше предписаний Библии о праздновании пасхи, мы с тобой знаем рассказы Библии об исходе евреев из Египта. До рассказа об исходе евреев из Египта, как тебе известно, идет рассказ о приходе их в Египет. Я думаю, что повторять эти рассказы нет нужды: все евреи, которые учились в хедере, их знают. Сказки хорошо запоминаются.

Наука отрицает не только чудеса, сотворенные богом через Моисея, но и все сказание об «исходе». Такого «исхода» никогда не было. Исследователи древнейшей истории указывают на такой знаменательный факт: ни в одном историческом документе древнего Египта не упоминается о пребывании там евреев. В распоряжении историков имеется множество древних египетских документов, подробно рассказывающих о всех сколько-нибудь значительных общественных, политических событиях в этой стране. Там немало рассказов о событиях, имеющих гораздо меньшее значение, чем те, о которых повествует Библия. И среди всех этих документов нет ни одного, в котором был хотя бы намек на исход евреев из Египта.

Даже те ученые, которые считают, что некоторые кочующие еврейские племена проникали в Египет, утверждают, что эти племена оставались там очень короткое время и что их приход и уход оттуда не представляли из себя примечательного события ни для египтян, ни для евреев. Такое проникновение кочующих племен в Египет было обычным явлением, и потому оно не находит отражения в старых египетских документах.

— А Библию ты не считаешь историческим документом?

— Рассказ Библии об исходе нельзя считать историческим документом. Доказано, что Пятикнижие в целом и отдельные его части созданы значительно позднее того времени, в которое будто произошел исход евреев из Египта. Фантастические события и чудеса, о которых рассказывается в Библии, не выдерживают никакой критики. Что библейский рассказ не может служить историческим документом, подтверждается и тем, что в Пятикнижии нет даже имени фараона, при котором будто бы произошло это событие.

— А то, что такое историческое лицо, как Моисей, рассказывает в Библии об этих событиях, это не может служить достаточным свидетельским показанием? Тому, что говорит какой-нибудь современный историк, ты веришь, а показания очевидца, более того — участника событий ты считаешь недостоверными? На каком основании?

— Я историкам не верю на слово. Они подтверждают свои заключения документами. Что касается Моисея, то он не историческая личность, а мифическая. Доказательства? Напомню тебе историю его детства.

— Я ее хорошо помню. Если тебе это нужно для какого-то «доказательства», я могу ее рассказать со всеми подробностями.

— Подробности вряд ли нужны. А основные моменты рассказывай.

— Египетский фараон видел, что евреи в Египте сильно размножаются.

— А не скажешь ли, как звали этого фараона?

— Как звали? Что-то не припомню.

— Не вини свою память. Имя этого фараона в Библии не названо.

— Хорошо помнишь, Мендель, библейские сказания. А сейчас почитаем из другой, не священной книги вот что:

«Я, Саргон, могучий царь, царь Аккада. Моя мать была бедна, моего отца я не знал. Мой город — Азупирану, расположенный на берегу Евфрата. Зачала меня моя мать, втайне родила меня, поместила меня в ящик из тростника, заделала дверцу асфальтом и пустила меня по течению, которое было не сильно. Течение принесло меня к жилищу водоноса Ахки, который по доброте своей сердечной вынул меня из воды и воспитал меня как родного сына». Далее здесь рассказывается, что богиня Истар передала ему власть над «черноголовыми» и т. п.

— Откуда взята эта история?

— Она записана на старой вавилонской таблице, найденной в библиотеке Ашурбанапала.

— А может быть, она списана с рассказа Библии?

— Этот рассказ о Саргоне гораздо старше рассказа о Моисее. Он относится к XXVII столетию до нашей эры. Сторонники и толкователи Библии относят жизнь Моисея к XII–XIII веку до нашей эры. Легенда о Саргоне, таким образом, старше легенды о Моисее более чем на тысячу лет. Такого рода мифы сохранились также и о персидском царе Кире, и о мифическом основателе Рима — Ромуле. Очень похожа на миф о Моисее легенда о египетском боге Озирисе. Словом, таких мифов великое множество. Легенда о детстве Моисея далеко не оригинальная. А в том, что автор Пятикнижия не Моисей, мы с тобой как-будто убедились из библейского же рассказа о смерти Моисея. Но не только рассказы о рождении и смерти Моисея являются легендами. Легендарен и сам Моисей. Историки, утверждающие, что Моисей — историческая личность, не могут привести никаких научных обоснований этого утверждения.

— Вопрос о Моисее ты поставил. Ты сослался на него как на свидетеля-очевидца исхода евреев из Египта. Я доказывал тебе и, думается мне, доказал, что свидетельские показания несуществующей личности нельзя признать показаниями. Возвращаюсь к вопросу о происхождении и сущности трех главных иудейских праздников.

Мы с тобой установили, что в одном из предписаний Пятикнижия об этих праздниках совершенно не упоминается название «пасха». Там речь идет о празднике опресноков — времени созревания колосьев, о празднике уборки урожая полей и о празднике сбора плодов, когда завершается год. Эти предписания ясно говорят о сельскохозяйственных праздниках, не связанных с точными календарными датами. Колосья созревают не всегда в один и тот же день. Они могут созреть на несколько дней раньше или на несколько дней позже. Когда созревают, тогда и праздник. То же и с другими двумя праздниками.

О празднике пасхи мы читаем в другом месте — в книге Левит. Но здесь говорится об этом празднике как об отдельном от праздника опресноков. Здесь предписано праздновать пасху в четырнадцатый день первого месяца, а праздник опресноков — в пятнадцатый. По этому предписанию праздник пасха и праздник опресноков — два различных праздника.

Так и есть: старая пасха и праздник опресноков действительно были когда-то различными праздниками, возникшими в разное время в разных местах. Праздник пасхи был праздником кочевников, занимавшихся скотоводством. Весной бывает отел коров, приносит приплод и другой скот. Эпизоотия может совершенно разорить кочевника. Это время года является решающим во всей его экономической жизни. По представлениям человека того времени, как мы уже с тобой говорили, все его благополучие зависит от благоволения духов, богов. И он делает все, что, по его представлениям, может их расположить в его пользу: он угощает их всем лучшим, что у него имеется: мясом, кровью, всем, что он сам охотно ест.

Пусть только не причиняют ему зла. Одно из средств предотвращения этого зла — смазать двери и косяки своего шатра кровью. Это явится препятствием для злого духа, не даст ему перешагнуть через порог. У некоторых восточных кочевых племен и по настоящее время сохранился обычай обрызгивать во время эпизоотии двери и косяки кровью овцы и таким образом предохранить свое хозяйство от беды. В предписании Пятикнижия, указывающем, как нужно праздновать пасху, есть определенные пункты, подтверждающие кочевническое происхождение его: «Ешьте его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью; это пасха Ягве». Так кочевники готовили свою пищу, так они одевались.

— Неправильно ты толкуешь это место в Торе. Предписание это говорит о том, что евреи после выхода из Египта странствовали в пустыне.

— Вот, прочти это место в книге Исход, в главе 12, и ты убедишься в том, что ты ошибаешься. Это предписание бог дает Моисею и Аарону до исхода евреев из Египта.

— Прочитал. Ты прав: до исхода. Не так нам толковали в хедере.

— Вначале этот праздник не был праздником бога Ягве. Так же как приносились жертвоприношения духу пустыни Азазелу, приносились жертвы и другим духам пустыни. Со временем происхождение этого праздника было забыто, но он и при новых условиях жизни соблюдался иудеями. Сохранилась традиция, связанная с разными легендами, с верованиями в существование духа-губителя. Жрецам пришлось поневоле считаться с этим и освящать праздник Они переадресовали его другому богу — Ягве. Но игнорировать легенды о духе-губителе они все-таки не могли. Этим и объясняется, что автор библейского рассказа вкладывает в уста Моисея слова о духе-губителе, которого бог Ягве не впустит в дом, где будет знак крови на дверях.

— В русском переводе я замечаю неправильность. Здесь говорится не о духе-губителе, а о губительной язве. Из существительного они сделали прилагательное!..

— Как видишь, праздник пасхи старше рассказа об исходе евреев из Египта: по сказанию Пятикнижия, бог Ягве предписывает Моисею и Аарону проводить ритуал с агнцем еще до исхода евреев из Египта, до поражения первенцев египетских. Кровью агнца бог Ягве приказывает отмечать дома евреев, чтобы по ошибке не спутать их с египетскими.

— Это о происхождении праздника агнца, а о празднике опресноков?

— Праздник опресноков относится уже к более поздней эпохе. Это праздник земледельцев. Проникновение еврейских племен в Ханаанскую землю было длительным процессом. Тогда не было еще еврейского народа: были отдельные, разрозненные еврейские племена и роды. На новых местах поселения еврейские племена постепенно переходили к земледелию. У местных жителей они научились обрабатывать землю; у них же они переняли много обычаев; у них же они научились служить богам земледелия, от которых зависит участь урожая. Три главных праздника было у земледельцев: праздник начала уборки урожая, праздник окончания сбора урожая с полей и праздник окончания сбора плодов. Первый праздник был праздник опресноков. Убирали с полей первые снопы, растирали на камнях зерна, выпекали свеженький опреснок и преподносили в подарок богу земледелия. Пусть получает удовольствие и обеспечит богатый урожай и в будущем году. В дни уборки урожая некогда заниматься квашением теста, вот почему опресноки пеклись из неквашеного теста, как маца.

Кончается уборка. Этот момент отмечают вторым праздником. И бог опять получает подарки. Третий праздник посвящен сбору фруктов и винограда. На время сбора урожая люди поселялись в шалашах из веток, а по окончании его приносили жертвы богам из лучших и самых красивых фруктов, украшенных пальмовыми листьями. Танцевали перед ними, размахивали пальмовыми ветками, создавая ветер и показывая таким манером богу или богам, чтобы они пригоняли облака и дожди. Я думаю, что ты догадываешься, какие обряды сохранились у иудеев, напоминающие эти магические действия.

— Догадываюсь (если все это так, как ты говоришь), этрог и лулаб.

— Потрясение лулаба символизирует призыв благоприятных урожаю ветров. Это ты можешь прочитать и в Талмуде, в трактате «Сукка». Когда евреи перешли к земледелию, они не забросили и скотоводство. В южном Ханаане, в Иудее, лежащей ближе к пустыне, скотоводство было особо развито. Переход от скотоводства к земледелию вообще медленный, продолжительный процесс, поэтому праздники скотоводов сохранились и при новом образе жизни, при оседлом сельском хозяйстве. Праздники, обычаи, религиозные ритуалы и религиозные предрассудки живут обычно дольше, чем общественные условия, вызвавшие их к жизни. Так, к старому празднику агнца, к пасхе прибавился праздник опресноков — к празднику скотоводов прибавился праздник земледельцев.

— Когда же начали иудеи праздновать пасху как праздник исхода евреев из Египта?

— Когда Ягве стал единственным богом иудеев. Когда жрецы Ягве строго запретили служить другим богам, они вынуждены были дать новое объяснение происхождению и сущности праздников, широко распространенных в народе.

Сельскохозяйственные праздники были связаны с повседневной экономической жизнью народа. Поэтому земледельцы праздновали их у себя дома в честь местных богов. Жрецы Ягве делали все возможное, чтобы оторвать евреев от местных богов и приобщить их к культу Ягве. Праздник пасхи был для них весьма подходящим в этом отношении средством. Праздник старый. С современной хозяйственной жизнью он уже не был связан. Смысл празднования его давно уже был забыт.

Среди евреев было распространено много разных легенд, сложившихся в те времена, когда разрозненные еврейские племена вели кочевой образ жизни. Эти легенды рассказывали о событиях, связанных с проникновением евреев в разные страны, о борьбе с другими племенами, родами и народами. Жрецы «обработали» эти легенды и приспособили их к своим целям. Они вдохнули новую душу в старый праздник агнца — в пасху и связали его с живым сельскохозяйственным праздником — праздником опресноков. Цементом, связывающим оба праздника, послужило сказание об исходе евреев из Египта, полное чудес, якобы сотворенных богом Ягве.

— И я должен поверить тебе на слово, что это именно так и происходило?

— Покажи, где именно.

— Так ты же об этом сегодня- говорил, и мы уже читали некоторые места из этих глав.

— Хочу, чтобы ты прочитал еще вот это место.

— Читаю: «И повелел царь всему народу, сказав: совершите пасху Ягве, богу вашему, как написано в этой книге завета. Потому что не была совершена такая пасха от дней судей, которые судили Израиля, и во все дни царей Израильских и царей Иудейских. А в восемнадцатый год царя Иосия была совершена эта пасха Ягве в Иерусалиме».

— Откуда ты заключаешь, что сотни?

— Потому что со времени «судей» до царствования Иосии прошло более 300 лет. Что они до этого так праздновали этот праздник, ниоткуда не видно. Из всего рассказа следует, что ко времени царствования Иосии (VII век до нашей эры) евреи служили разным богам; что одним из таких богов был Ягве; что праздник пасхи как праздник исхода из Египта, как праздник Ягве до этого времени не праздновался. Праздник пасхи как праздник исхода из Египта введен был приблизительно за 600 лет до нашей эры.

Бог Ягве, объявленный единственным богом, признавался не единственным богом мира, но единственным богом Израиля.

— Это откуда следует?

— Об этом говорит сам бог Ягве.

— «А я пройду по земле Египетской в эту самую ночь и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами египетскими произведу суд. Я Ягве». Это мы с тобою, Мендель, читали в книге Исход, в главе 12. Ягве признает, что существуют боги кроме него и объявляет, что он сильнее их и может над ними произвести суд. Авторы рассказа об исходе, желающие возвеличить Ягве в глазах народа Израиля и изображающие его всемогущим, верят, что существуют и другие божества других народов.

— Да, Соломон мудрый, ты меня как будто припер к стене, и я очутился в положении Валаамовой ослицы. Но эта ослица говорящая. И вот она говорит: ладно, предположим, что исход — легенда. Но это легенда, рассказывающая об избавлении от рабства. Не будет ли разумным использовать эту легенду и против капиталистического рабства (я вместе с тобой признаю существование такого рабства)? Не совершаете ли вы ошибку, отказываясь начисто от этого праздника?

— Нет, не совершаем. Сказание об исходе из Египта — легенда, не осуждающая рабство. Это миф, восхваляющий величие бога Ягве, освободившего свой народ от чужеземного рабства. Но этот бог не против самого института рабства.

Во всем сказании об исходе нет ни одного слова, ни одного намека на то, что народ восставал или хотя бы протестовал против своего рабского положения. По рассказу Библии, народ лишь стонал, а бог Ягве слушал его стенания. Главный герой всего этого рассказа не народ, а бог Ягве, творящий чудеса, разящий тех, кто не признает его, и милующий тех, кто покорен ему. Сказание о пасхе, которое, по-твоему, должно будить к борьбе против всякого рабства, твердит, что лишь бог Ягве может освободить народ от рабства: «И вывел нас Ягве из Египта не через ангела и не через посланца своего, а только он лично, его величие самолично». Так ты читаешь в «Сказании о пасхе»?

— Можно это сочетать с нашим лозунгом: «Ни бог, ни царь и не герой» освободит народ, а только он сам способен это сделать, «своею собственной рукой»?

— Хотел бы сочетать.

— Но сочетать их невозможно. Все легенды о чудесах господних зовут к слепой вере в бога, зовут полагаться на его милость, любить и бояться его. А кто надеется на бога, тот не полагается на свои собственные силы. Нет, пасха не праздник свободы, а праздник покорности. Это не наш праздник.

— Такого вывода я все-таки не ожидал.

— Что ты можешь возразить против него?

— Подумаю. А о других праздниках, пожалуй, уже нечего говорить.

— Библия связала праздник седмиц и кущи с пасхой. Мы с тобой читали предписания Пятикнижия об этих праздниках. Евреи называют праздник седмиц «шабуот» (праздник недель). Скажи, ты празднуешь шабуот как праздник жатвы? В честь того, что прошло семь недель «с того времени, как появился серп на жатве»?

— У нас в это время не только не прошло семь недель с начала жатвы, но нет еще и самого начала жатвы.

— Так почему же ты празднуешь шабуот?

— Я его праздную как день дарования Торы. В этот день Моисей получил Тору на горе Синай из рук бога.

— Чем ты это объясняешь?

— Мы с тобой здесь выяснили уже, каким путем праздники земледельцев и скотоводов превращены были в праздник «исхода из Египта», посвященный богу Ягве. Такое же превращение произошло и с праздником жатвы урожая. Раз первый праздник — урожая получил новое объяснение — «исход из Египта», то и объяснение второго праздника — жатвы, связанного с первым во времени (семь недель), не могло остаться без изменения. Нужно было найти какую-то связь с «исходом». И жрецы ее нашли: день дарования Торы. Правда, это объяснение совершенно не вяжется со всеми предписаниями самой Торы относительно этого праздника, но жрецы и позднее талмудисты ничего лучшего придумать не могли.

То же можно сказать и о празднике кущи. Его первоначальный сельскохозяйственный характер совершенно очевиден. Об этом говорят и предписания Пятикнижия. Но он не был праздником Ягве. Связали его с именем Ягве служители культа этого бога посредством мифа об «исходе». Библейский мотив: «сидите в кущах, потому что в кущах сидели ваши предки после исхода из Египта» — не вяжется со всеми другими предписаниями, касающимися этого праздника как праздника завершения сельскохозяйственного года.

Открыватели «книги завета» в царствование Иосин ставили перед собой цель: ввести культ Ягве как единого бога. Центральным пунктом «завета» они сделали «исход из Египта», а организатором «исхода» — бога Ягве. Он, Ягве, был объявлен созидателем еврейского народа, его избавителем, его законодателем.

— Выходит, что у евреев нет никаких праздников.

— Нет, не выходит. Разве, кроме тех праздников, о которых мы с тобой говорили, — кроме иудейских религиозных праздников, ты никаких других праздников не отмечаешь?

— Отмечаю, конечно, советские праздники: Первое мая, праздник Октябрьской революции. Я говорю: выходит, что у евреев нет своих отдельных национальных праздников.

— Да, у советских евреев нет отдельных праздников, праздников, отделяющих их от других народов. Религиозные праздники разделяют народы. Наши советские праздники истинно народные, объединяющие трудящихся всех народов в их борьбе за свободу, за мир, за социализм.

— Вы не признаете иудейских праздников, и тем самым вы отказываетесь от всех еврейских традиций. Мне думается, что коммунисты не так относятся к народным традициям.

Лучшие представители еврейского народа, действительные демократы и борцы за освобождение трудящихся считали борьбу против религии и религиозных предрассудков важной составной частью их борьбы за благо народа, демократию, свободу, дружбу народов, за социализм.

Классик еврейской литературы демократ И. Л. Перец выступал против «хранителей тьмы», мракобесия и реакции, которые хотели бы «закрыть всякий просвет в мозгу, гасить всякий огонек в сердце». В своих «Праздничных листках», издававшихся в 90-х годах прошлого века, он печатал стихи и рассказы «Хранители», «Бонче-молчальник», «Дос штраймл» и др., которые имели целью просвещение народа, освобождение его от тяжелого груза реакционных религиозных представлений, предрассудков и суеверий. Еврейские писатели-демократы, обратившиеся к еврейским народным массам на их родном языке, издавали специальные листки, посвященные иудейским религиозным праздникам. В этих листках они призывали трудящихся отмечать новые праздники — праздники борьбы за свободу. «Рабочий листок», вышедший в 1897 г. в Минске, призывал еврейских рабочих бороться за новый «исход» — «исход из деспотизма», «исход из эксплуатации». Воззвание к рабочим в 1896 г. в Варшаве призывает рабочих не плакать, не умолять господа бога в «страшные дни», а бороться против капиталистического строя.

Еврейские рабочие убедились на опыте, что религиозные законы и обычаи создают преграду, мешающую им объединиться с рабочими других национальностей в борьбе за общие интересы, против общих эксплуататоров — евреев и неевресв. Они убедились, что религия враждебна демократии и социализму. Еврейские рабочие поняли, что молитву «Ты, господь, избрал нас среди всех народов» нельзя согласовать с лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Они отказались от первого и борются под знаменем второго. И традицией еврейских трудящихся стало празднование наших советских революционных праздников — праздников всех народов Советского Союза.

Пятидесятница
В Пятидесятницу благодать Божий излилась не только на апостолов, но и на весь мир вокруг них, что повлияло и на верующих, и на неверующих, — рассказывал Старец. — Вот как говорят о том Деяния апостолов: При наступлении дня Пятидесятницы все они были

29 марта. Пасха. Господня Пасха

29 марта. Пасха. Господня Пасха
Это уже третья, встречаемая нами в Оптиной пустыни, и вторая по скитскому житию. Бывая почти целый день у Батюшки, я не мог избежать некоторой сутолоки. Но, несмотря на это, здесь праздник всеми встречается духовно. Окончив послушание до 8 часов

Пятидесятница
Сошествие Святого Духа на апостолов празднуется Православною Церковью в пятидесятый день после Пасхи.Праздник в память события сошествия Святого Духа установлен апостолами. Они ежегодно его праздновали и заповедовали всем христианам особенно почитать

99. Пятидесятница
В день Пятидесятницы Церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов. Это событие явилось завершающим звеном в откровении миру трех Лиц Единого Бога, и потому Пятидесятницу часто называют еще днем Святой Троицы.Христианство учит нас, что Единый

Пятидесятница
После воскресения и вознесения Христа Его ученики, «человек около двадцати», собрались в Иерусалиме, «где все они единодушно пребывали в молитве» (Деян. 1, 14; 16). Однако это собрание еще не представляло собой Церковь; то была просто кучка испуганных, сбитых с

I ПЯТИДЕСЯТНИЦА

О, если бы все в пароле Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!
Числ. 11, 29

Пятдесятницу празднуим, и Духа пришествие, и предложение обещания, и надежды исполнение, и таинство елико, яко велико же и честно. Темже вопием Ти:

Пятидесятница

(Pentecost). Это слово происходитот греч. pentekostos,
что означает “пятидесятый”. Так называли пятидесятый день
после Пасхи. Его отмечали в разгар праздника Седмиц (Исх 34:22; Втор
16:10), к-рый начинался на третий день после Пасхи принесением первых
снопов Богу и

Пятидесятница
15 После той субботы вам надо отсчитать семь полных недель, начиная с того дня, в который вы приносили сноп как дар, Богу возносимый. 16 Первый день после седьмой субботы будет пятидесятым днем, в тот день вы принесете Господу новый хлебный дар — 17 пусть это

Пятидесятница
После Вознесения Господня прошло десять дней. Апостолы и другие ученики Христа сидели в светлой горнице и вспоминали Иисуса. Внезапно послышался шум, как от сильного ветра. Апостолы подняли головы и увидели огненные языки. Языки опустились на каждого из

Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи

4. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
(Мк. 9:5, 6; Лк. 9:33, — с небольшими различиями в речи). У Марка добавлено: “ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе (9:6); у Лк. то же, но

Пятидесятница
После Вознесения приближался второй из трех великих праздников урожая иудаизма. Это был праздник, который на еврейском языке назывался Хаг га-Шавуот («праздник Седмиц») или просто Шавуот. Значение этого названия является результатом способа определения

Природно-ландшафтный заказник местного значения “Ясеневый гай”

Природно-ландшафтный заказник местного значения “Ясеневый гай” расположен в урочище “Костел” в пойме р. Палуж вблизи агрогородка Горы Краснопольского района. Это единственное место в Могилевской области, где на площади 4,3 га находятся естественные насаждения ясеня. Вся эта красота располагается на городище раннего железного века и эпохи Киевской Руси. Здесь, в окружении нетронутой природы, сохранились исторические артефакты (надмогильная плита, которая лежит между валами городища, в болотце, образованном криницей). Здесь находится древнейшее культовое место поклонения криницам – архитектурный памятник конца XIX в., а еще – это уголок легенд и удивительных ландшафтов. Природа тут нетронутая, аутентичная. Глубокий овраг, источник, прозрачный ручей, который наполняет родниковой водой местную речку, старые ясени и клены, редкие цветы первоцветы – все это поражает своей красотой.

Рядом, у подножья городища, укрепленного мощным валом, клокочет десятками ключей животворный и исцеляющий родник – Горская Святая криница. Здесь проходит аутентичный праздник освящения воды “Десятуха” (10-я пятница после Пасхи).

Охраняемые объекты заказника: ясень, первоцветы, криница, городище раннего железного века, которое является археологическим памятником республиканского значения и охраняется законом.

Десятуха праздник

Десятуха праздник

Десятуха праздник

Десятуха праздник

Дополнительная литература

Краснопольский район расположен к юго-востоку от Могилева. На востоке и юго-западе граничит со Славгородским, Чериковским, Климовичским и Костюковичским районами Могилевской области, на юге – с Красногорским районом Брянской области Российской Федерации, на юго-западе – с Кормянским и Чечерским районами Гомельской области.

Административная единица района – г. п. Краснополье.

Известен с 1784 г. как местечко Молостовка, Чериковского повета Могилевской губернии. Название получил от соседнего поместья Краснополье, которое принадлежало богатому роду Бенкендорфов.

Район образован в 1924 г.

Краснопольщина имеет богатое историческое наследие. В д. Выдренка возвышается храм Дмитрия Ростовского – памятник деревянного зодчества XIX в. В районе урочища Костел сохранились руины памятника, возведенного одному из талантливых военачальников Литовского княжества. В 5 км от районного центра на окраине автотрассы Краснополье – Чериков стоит памятник воинской славы времен Великой Отечественной войны – Курган Славы.

Имидж Краснополья как привлекательного туристического региона формирует межрегиональный фестиваль-праздник любительских театров “Тэатральныя вечарыны” и региональный фестиваль народных промыслов и ремесел “Ремесленная мастерская”.

Неповторима и прекрасна Краснопольская земля памятниками природы и чудесными местами. В д. Брилевка находится памятник природы местного значения – ботанический сад “Иванов Хутор”, признанный ЮНЕСКО уникальным природоохранным объектом. Неподалеку от агрогородка Горы в урочище Костел в пойме р. Палуж находится природно-ландшафтный заказник местного значения “Ясеневый гай”, сосновый путь “Панская аллея”, Святая криница, здание бывшего винокурного завода.

Популярным среди рыбаков издавна считается Палужское водохранилище. Для любителей природы, желающих ознакомиться с местными природными достопримечательностями, всегда открыты двери агроусадеб и загородных комплексов, расположенных в окружении красивых ландшафтов.

Ботанический сад “Иванов Хутор”

Памятник природы ботанический сад “Иванов хутор”, расположенный в д. Брилевка Краснопольского района признан ЮНЕСКО уникальным природоохранным объектом.

Сад, где рядом с яблонями и грушами растут заморские экзотические деревья, создал уроженец этих мест ботаник-самоучка Иван Изотович Зотов в 1969 г. На территории в 10 га произрастает более 30 видов акклиматизированных экзотических деревьев и кустарников со всего мира: сибирский и корейский кедры, лиственница сибирская, туи многих видов и форм, можжевельники, восточный бук, американский красный дуб, канадская и европейская пихты, голубая ель, сосна румелийская и т. д. Большинство видов деревьев и кустарников акклиматизировались и размножаются естественным путем. Растут здесь и такие диковинные растения, как маньчжурская аралия, кавказский самшит, лимонник. Кроме деревьев здесь есть несколько маленьких прудов и беседка.

Десятуха праздник

Десятуха праздник

Десятуха праздник

Десятуха праздник

Святая криница расположена юго-западнее агрогородка Горы Краснопольского района, 250 м на юго-запад от моста через р. Палуж в ландшафтном заказнике “Ясеневый гай” у подножия древнего городища. Источник представляет собой колодезное кольцо большого диаметра с пластмассовой трубой для спуска воды, где десятками ключей бурлит, извергаясь животворящей силой из земных недр, целебная, живая вода.

Над криницей сделана квадратная деревянная конструкция в виде навеса. Криница оборудована небольшой деревянной площадкой для молебна во время обряда освещения воды, скамейками для отдыха. Возле нее установлено два деревянных креста. К кринице ведет хорошо оборудованный лестничный спуск из металлоконструкций. В нескольких метрах от истока родник превращается в бойкий ручей с кристально-чистой водой. Этот ручей, протяженностью около 300 м, течет на восток и там впадает в р. Палуж.

В 1998 г. родник был благоустроен для использования населением. Жители близлежащих деревень называют это воду “живой”, “целебной”, “святой водой”. В 2018 г. возле Святой криницы построена купель.

По давней традиции здесь каждый год в 10-ю пятницу после Пасхи отмечают Десятуху, автохтонный, сохранившийся только на Краснопольщине праздник освящения воды.

Десятуха праздник

Десятуха праздник

Десятуха праздник

Десятуха праздник

image/svg+xml

Могилевская область

Палужское водохранилище

Палужское водохранилище расположено в живописном месте Краснопольского района на территории Горского сельского Совета, между деревнями Горы и Дерновая. Водоем создан в 1990 г. Площадь водного зеркала – 1,46 кв. км, длина 7,9 км, максимальная глубина – 7 м, максимальная ширина – 0,6 км.

Создано в 1990 г. путем строительства плотины на р. Палуж для орошения и водного регулирования. Состав сооружений гидроузла: плотина (длина – 352 м, максимальная высота – 6,25 м), земляная дамба (длина – 128 м, максимальная высота – 3,5 м), водосброс.

Богат и разнообразен растительный и животный мир водохранилища. Встречаются виды, занесенные в Красную книгу Республики Беларусь, которые требуют постоянного наблюдения и сохранения: рак широкопалый, бобр речной, горлачик белый, прибрежница одноцветковая, меч-трава обыкновенная. Водохранилище является естественным остановочным пунктом для перелетных птиц, таких как дикие утки и гуси, серый журавль, белый и черный аист, кулик; гнездятся лебедь, большая белая цапля, серая цапля и другие виды птиц. Водятся разные виды рыб: щука, карась серебряный, карп, линь, красноперка, окунь, плотва, ерш. Вода чистая – об этом свидетельствует огромное количество раков. Водохранилище используется для рекреации, занятий водными видами спорта и любительского рыболовства.

Десятуха праздник

Десятуха праздник

Десятуха праздник

Десятуха праздник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
СДО от Почты России
Добавить комментарий