Понадобятся ли документы для оформления грузоперевозки
Если вы все-таки решите оформить грузоперевозку, вам может потребоваться ряд документов. Например, нотариально заверенный договор на перевозку груза, который должен содержать условия перевозки, ответственности сторон и другую необходимую информацию. Также, возможно, вам потребуется предоставить маршрутный лист и другие технические документы.
Эти документы помогут вам обосновать законность вашей деятельности при необходимости, например, при проверке со стороны налоговых органов.
Выводы
Самозанятые имеют возможность выполнять заказы, связанные с доставкой товаров, но не в собственном транспорте и не лично. Для этого имеется возможность использовать услуги грузоперевозчиков или служб доставки. Кроме того, важно учитывать все расходы на доставку и включать их в общую сумму доходов при расчете налога на профессиональный доход. Документальное оформление перевозок также играет важную роль, поэтому лучше заранее освоить все нужные нюансы и подготовиться к этому процессу.
Помимо регистрации ИП, на самозанятом, как на грузоперевозчике, лежит еще ряд обязанностей. Он должен составить путевой лист и транспортную накладную, заключить договор перевозки груза.
Собственник автомобиля обязан оформить путевой лист на каждый автомобиль, который будет использоваться для доставки груза. Также путевой лист нужен, чтобы подтвердить цель поездки для полиции и обосновать свои расходы. В путевом листе ставится отметка о прохождении медицинского осмотра водителем и технического осмотра транспортного средства.
Пример путевого листа
Шаблон путевого листа утвержден Постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78.
Транспортная накладная нужна, чтобы оприходовать доставленный товар, также она подтверждает заключение договора перевозки, и может использоваться как первичный учетный документ. В транспортной накладной есть три стороны: грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель. Обычно накладную оформляет грузоотправитель либо перевозчик, но поскольку в нашем случае самозанятый является одновременно и тем и другим, то накладную нужно оформить ему. (ст. 8 ФЗ от 08.11.2007 № 259-ФЗ).
Пример транспортной накладной
Форма транспортной накладной утверждена Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200
Также стоит отметить, что в соответствии с договором перевозки груза, перевозчик (т.е. самозанятый) несет ответственность за сохранность груза до его вручения грузополучателю. Если в процессе доставки груз испортится полностью или частично, перевозчик должен будет возместить ущерб. (ст. 796 Гражданского кодекса Российской Федерации)
Что нужно самозанятому, чтобы самостоятельно доставить груз заказчику
Популярное по теме за месяц
Часто к нам обращаются международные перевозчики, которые доставляют груз в рамках таможенной процедуры таможенного транзита (далее — ТП ТТ) в таможню назначения, где обнаруживается недостача товара.
Обычно такие ситуации с утратой груза в рамках ТП ТТ происходят в период с сентября по март, когда существенно сокращается световой день. Большая часть товаров похищается злоумышленниками в оставленных без охраны транспортных средствах в темных местах или плохо освещаемых стоянках.
Хотя в нашей практике были случаи, когда кража товара происходила и при отсутствии вины водителя (перевозчика), в частности, из движущегося транспортного средства. Но это уже совсем другая история.
В данной публикации рассмотрим особенности привлечения перевозчика к административной ответственности за недоставку товара в рамках ТП ТТ от таможни отправления до таможни назначения.
Нормативно правовое обоснование привлечения перевозчика к ответственности
- Таможенный кодекс РФ
- Гражданский кодекс РФ
- Закон РФ О перевозках
- Другие нормативные акты
Примечание: Данные нормативные акты следует изучить самостоятельно для полного понимания ответственности перевозчика.
Перевозчик товаров и их таможенный контроль
В соответствии со ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) перевозчик — лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.
Основные обязанности перевозчика
По п. 1 ст. 87 ТК ЕАЭС после пересечения таможенной границы ЕАЭС товары должны быть доставлены перевозчиком или лицом, перемещающим товары для личного пользования, в место прибытия. При этом не допускаются нарушение упаковки товаров, а также изменение, удаление, уничтожение, повреждение или замена наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.
Также, перевозчик должен незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об указанных обстоятельствах, если они наступили, и о месте нахождения товаров, а также при повреждении транспортного средства перевезти товары или обеспечить их перевозку (транспортировку) в ближайший таможенный орган либо в иное место, указанное таможенным органом.
Таможенная процедура таможенного транзита
Согласно п. 1 ст. 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита — таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
Обязанности перевозчика в случае аварии
Пунктом 1 ст. 149 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, препятствующих соблюдению перевозчиком обязанностей, предусмотренных ст. 150 ТК ЕАЭС, перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности товаров и транспортных средств, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и месте нахождения товаров, а также перевезти товары или обеспечить их перевозку (транспортировку), если его транспортное средство повреждено, в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом.
Правила перевозки товаров
В соответствии с п. 1 ст. 150 ТК ЕАЭС при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом товаров, помещенных под такую таможенную процедуру, за исключением случая, указанного в п. 2 ст. 150 ТК ЕАЭС, обязан:
- доставить товары и документы на них в установленный таможенным органом отправления срок в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту перевозки (транспортировки) товаров, если он установлен;
- обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись.
- Запреты и ответственность
- не допустить разгрузку, перегрузку (перевалку) и совершение иных грузовых операций с товарами, перевозимыми (транспортируемыми) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
- замену транспортных средств, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов.
Это за исключением случая, предусмотренного п. 2 ст. 148 ТК ЕАЭС.
Административная ответственность
В соответствии с частью 1 ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за:
- недоставку товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом в место доставки;
- выдачу (передачу) без разрешения таможенного органа;
- утрату товаров, находящихся под таможенным контролем.
Размер административного штрафа составляет для юридических лиц от 300 000 до 500 000 рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.
Особенности привлечения к ответственности
По сложившейся практике российская таможня привлекает к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ только перевозчиков — юридических лиц. Водителей и должностных лиц не привлекают к такой ответственности длительное время, хотя такая возможность предусмотрена Законом.
Обнаружение утраты груза
Важно знать, что в пути следования от таможни отправления до таможни назначения утрату груза могут обнаружить:
- сотрудники таможенного органа;
- самостоятельно перевозчик в пути следования до таможни назначения.
Если утрату (недоставку) груза обнаружит таможня на месте назначения, перевозчик не сможет повлиять на дальнейший ход событий. В этом случае остается только обращение в полицию о краже товара.
Если утрату (недоставку) груза обнаружит перевозчик, он может разыскать утраченный груз и разместить его обратно в грузовом отсеке в пределах срока доставки товара.
Сохранность таможенной пломбы
При рассмотрении вопросов с недоставкой груза следует обратить внимание на сохранность таможенной пломбы, троса и других средств идентификации. Например, если таможенная пломба и другие средства идентификации повреждены, это может свидетельствовать об инциденте в пути.
Заключение
Недоставка груза может стать причиной административной ответственности для перевозчика. Важно соблюдать все правила и процедуры таможни для избежания подобных ситуаций.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст 2.1 КоАП РФ).
Соответственно, если перевозчик сможет доказать, что водитель двигался строго по установленному маршруту, не отклоняясь от пути следования, во время вынужденных остановок не оставлял без наблюдения транспортное средство и средства идентификации на нем, не совершал действий по выдаче товара третьим лицам, а также предпринял дополнительные меры, направленные на предотвращение повреждения таможенных пломб и хищения груза (заказал сопровождение груза или установил дополнительное запорное устройство на контейнер), на воротах полуприцепа установил сигнализацию и видеокамеру, в кабине тягача по пути всего следования непрерывно работал видеорегистратор, то есть основания утверждать, что были приняты все зависящие от перевозчика меры по соблюдению положений ТК ЕАЭС, а таможня не решила возложенных на нее ст. 24.1 КоАП РФ задач при производстве по делам об административных правонарушениях, т.е. не провела всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела.
Кроме того, если стоимость недоставленного груза по сравнению с доставленным несоизмеримо мала (например, меньше 1%) и нет отягчающих вину обстоятельств, то есть основания ходатайствовать о прекращении дела в связи с малозначительностью (ст. 2.9 КоАП РФ) и избежать штрафа в полном объеме (300 000 руб.).
Также, перевозчику для эффективного применения положений ст. 2.9 КоАП РФ необходимо будет признать свою вину, сослаться на тяжелое материальное положение, небольшую стоимость недоставленного груза, отсутствие претензий со стороны получателя груза, уплату таможенных платежей за недоставленный груз, отсутствие вреда государственным интересам и т.п.
Кроме того, за повреждение пломбы, трос и других средства идентификации перевозчика дополнительно привлекают к административной ответственности по ст. 16.11 КоАП РФ, размер штрафа от 5000 до 20000 рублей
Последствия для перевозчика, когда таможенная пломба не повреждена
Когда пломба, трос и средства идентификации не повреждены, но при этом почему-то не хватает заявленного груза в транспортном средстве, для перевозчика не должно возникнуть негативных последствий.
Перевозчик может совершенно обоснованно, ссылаясь на факт сохранности пломбы, указать в качестве основания недоставки части груза недовложение этого груза отправителем.
Действительно, если таможенная пломба не повреждена и нет следов проникновения в грузовой отсек иными способами, то единственный логичный вывод следующий – заявленного в товаросопроводительной документации груза в контейнере просто не было. Следовательно перевозчик не виноват в недоставке груза!
Несмотря на изложенные выше аргументы, таможенный орган иногда и в этой ситуации возбуждает дела об административном правонарушении по ст. 16.9 КоАП РФ, ссылаясь на пункты 1 и 2 статьи 8 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее — КДПГ), согласно которой при принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; внешнее состояние груза и его упаковку.
Однако, в соответствии с пунктом 3 статьи 8 КДПГ право требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения, имеет отправитель; он может также требовать проверки содержимого грузовых мест. Перевозчик же может требовать возмещения расходов, связанных с проверкой. Результаты проверок вносятся в накладную.
Таким образом, в каждом конкретном случае проверки груза действия перевозчика обусловлены соответствующим правомочием отправителя и реализацией последним этого права.
Принимая во внимание, что водитель не имеет реальной технической возможности самостоятельно проверить наименование товара, дальнейшие действия перевозчика по проверке наименования товара выходят за рамки необходимых разумных мер для обеспечения точности сведений, значимых для таможенных целей.
Поэтому в вышеуказанном случае при активной защите перевозчик вероятнее всего добьётся положительного результата и не будет привлечен к административной ответственности по ст. 16.9 КоАП РФ.
Ситуация, когда в пути следования от таможни отправления до таможни назначения под ТП ТТ произошло опрокидывание груза или ДТП, но при этом груз остался в грузовом отсеке в неликвидном виде
В этом случае таможенные органы также возбуждают дела об административном правонарушении по ст. 16.9 КоАП РФ полагая, что перевозимый груз был безвозвратно утрачен, и в действиях перевозчика имеется событие административного правонарушения.
Но исходя из российской судебной практики следует, что под утратой (недоставкой) понимается выбытие товаров из фактического владения лиц, обязанных в соответствии с требованиями таможенного законодательства обеспечить сохранность находящихся под таможенным контролем товаров, а не их повреждение до неликвидного состояния.
Таким образом, перевозчик будет неправомерно привлечен к административной ответственности по ст. 16.9 КоАП РФ за повреждение груза, перевозимого по таможенной процедуре таможенного транзита в опломбированном таможенным органом грузовом отсеке транспортного средства.
Поэтому перевозчик, формируя защиту своих интересов при возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 16.9 КоАП РФ должен знать:
— вина перевозчика обусловлена наличием у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, при условии, что данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению;
— вину перевозчика должен доказать таможенный орган;
— для обоснования своей невиновности перевозчику необходимо собрать максимальное число доказательств, так как судья оценивает дело в каждом конкретном случае на основании своего внутреннего убеждения и по совокупности доказательств;
— в случае недовложения груза отправителем вина перевозчика отсутствует;
— в случае повреждения груза по результатам опрокидывания груза или ДТП, при этом если груз хоть и в неликвидном виде, но остался в грузовом отсеке, вина перевозчика отсутствует, и в этом случае груз не считается утраченным.
Водителям и перевозчикам следует учитывать данную информацию во избежание негативных последствий во время перевозки груза и своевременно обращаться за помощью к компетентным таможенным юристам.
Более 1000 ответов на вопросы в сфере таможенного дела, международных перевозок, ВЭД Вы узнаете в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.
Для оформления пропусков на МКАД направляйте свои запросы в наш телеграм-канал «URVEST Пропуск МКАД»
Для оформления электронных сопроводительных документов на вывоз древесины из Беларуси и других стран ЕАЭС обращайтесь к нашим специалистам.
Удачи на дорогах!
Владимир Мальгин Старший юрист Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»
Оформление пропуска на МКАД
Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?
Как проверить контрагента?
Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?
Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?
Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?
Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?
Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?
Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?
Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?
Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?
Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?
Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?
Как обжаловать решение таможни о классификации товара?
Как получить предварительное классрешение?
Как правильно составить внешнеторговый контракт?
Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?
Исправления в железнодорожную накладную
Подборка наиболее важных документов по запросу Исправления в железнодорожную накладную (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2023 N 18АП-8257/2023 по делу N А76-5657/2023Требование: О взыскании штрафа за сверхнормативный простой вагонов-цистерн.Решение: Требование удовлетворено.Относительно сверхнормативного простоя вагона N 54757539 представлены памятка приемосдатчика N 198, ведомость подачи и уборки вагонов N 036146, которые не опровергают достоверности расчета, заявленного на основании данных ГВЦ ОАО "РЖД" и подтверждают факт выгрузки вагона в день передачи перевозчику на пути общего пользования – 28.03.2022 т.е. с нарушением нормативного срока выгрузки. Представленными актами общей формы NN 1/132, 1/144 зафиксирован простой вагона по причине отсутствия железнодорожной накладной в период с 25.03.2022 по 28.03.2022 Акты составлены перевозчиком до подачи уведомления о завершении грузовой операции, при отсутствии каких-либо оснований для их составления, указанная в актах информация не подтверждается памяткой приемосдатчика N 198 и ведомостью подачи и уборки вагонов N 036146. Таким образом, независимо от наличия или отсутствия железнодорожной накладной, грузополучатель не доказал факт своевременной выгрузки вагона и основания для корректировки требований отсутствуют.
Вопрос: Организация осуществляет экспорт российских товаров железнодорожным транспортом. На момент подачи декларации на товары декларант не располагает сведениями о реквизитах железнодорожных накладных, номерах вагонов. Каков порядок таможенного декларирования товаров в данной ситуации?(Консультация эксперта, 2021)В РФ в обязательном порядке заполняются следующие графы КДТ: 1, 3, 5, 7, 14, 45a, 54, "A" и "D", а также графы КДТ, соответствующие графам ДТ, в которые вносятся изменения (п. 7 Порядка заполнения корректировки декларации на товары):
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ(ред. от 19.10.2023)"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
От Венгрии Соглашение заключено Правительством Венгрии.Азербайджанской Республики, Республики Албания, Исламской Республики Афганистан, Республики Беларусь, Республики Болгария, Венгрии, Социалистической Республики Вьетнам, Грузии, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Корейской Народно-Демократической Республики, Кыргызской Республики, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Молдова, Монголии, Республики Польша, Российской Федерации, Словацкой Республики, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины, Эстонской Республики (далее именуемые Сторонами) в лице своих уполномоченных заключили между собой Соглашение о нижеследующем:
Настоящим Соглашением устанавливается прямое международное железнодорожное сообщение для перевозок грузов по железным дорогам:
Азербайджанской Республики, Республики Албания, Исламской Республики Афганистан, Республики Беларусь, Республики Болгария, Венгрии, Социалистической Республики Вьетнам, Грузии, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Корейской Народно-Демократической Республики, Кыргызской Республики, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Молдова, Монголии, Республики Польша, Российской Федерации, Словацкой Республики, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины, Эстонской Республики.
Интересы этих государств представляют министерства, ведающие железнодорожным транспортом, заключившие настоящее Соглашение(*).________________ * От Венгрии Соглашение заключено Правительством Венгрии.
Статья 2. Термины
В понимании настоящего Соглашения нижеприведенные термины означают:
автомобильное транспортное средство (АТС) – груженый автомобиль, автопоезд, прицеп, а также автомобиль, автопоезд, прицеп в порожнем состоянии до или после их использования для перевозки груза по железной дороге;
валюта тарифа – денежная единица, в которой выражена ставка тарифа;
владелец вагона – лицо, владеющее вагоном на праве собственности или ином правовом основании и внесенное в качестве такового в реестр транспортных средств в соответствии с национальным законодательством;
груз – товар, вагон в качестве транспортного средства, не принадлежащий перевозчику, и другие объекты, принимаемые к перевозке с оформлением договора перевозки;
договорный перевозчик – перевозчик, который заключил с отправителем договор перевозки в соответствии с настоящим Соглашением;
железная дорога – инфраструктура, расположенная на территории одного государства;
интермодальная транспортная единица (ИТЕ) – контейнер, съемный автомобильный кузов, полуприцеп, предназначенные для перевозки грузов двумя или более видами транспорта без перегрузки самого груза при смене вида транспорта;
инфраструктура (железнодорожная инфраструктура) – технический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования, железнодорожные станции, иные сооружения и устройства, обеспечивающие функционирование этого комплекса, с использованием которого перевозчики осуществляют перевозки грузов;
неустойка (штраф, пеня) – твердая денежная сумма или денежная сумма, выраженная в процентах от суммы обязательства, которую участник перевозки обязан выплатить другому участнику в случае нарушения обязательств, вытекающих из договора перевозки;
отправитель – лицо, предъявившее груз к перевозке и указанное в накладной в качестве отправителя груза;
отправка – груз, принятый к перевозке по одной накладной от одного отправителя на одной станции отправления в адрес одного получателя на одну станцию назначения;
перевозка груза – перевозка груза в прямом международном железнодорожном сообщении и перевозка груза в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении;
перевозка груза в прямом международном железнодорожном сообщении – перевозка железнодорожным транспортом по территории двух или более государств груза по единому документу (накладной), оформленному на весь маршрут следования;
перевозка груза в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении – перевозка груза в прямом международном железнодорожном сообщении с участием водного транспорта при условии, что груз от станции отправления до станции назначения следует в вагоне или на своих осях;
перевозочные приспособления – средства, предназначенные для размещения, крепления, обеспечения сохранности перевозимого груза;
перевозчик – договорный перевозчик и все последующие перевозчики, участвующие в перевозке груза, в том числе по водному участку пути в международном железнодорожно-паромном сообщении;
пломба – контрольный элемент, являющийся составной частью единой конструкции, целостность которой подтверждает отсутствие доступа к грузу через пломбируемые конструкционные отверстия вагона, ИТЕ или АТС. Под пломбой также понимается запорно-пломбировочное устройство (ЗПУ);
последующий перевозчик – перевозчик, который, вступая в договор перевозки (заключенный договорным перевозчиком), принимает груз от договорного перевозчика или от другого последующего перевозчика для его дальнейшей перевозки;
получатель – лицо, указанное в накладной в качестве получателя груза;
провозные платежи – платежи, включающие в себя провозную плату, плату за проезд проводника, водителя автопоезда, дополнительные сборы и другие платы, возникшие за период от заключения договора перевозки до выдачи груза получателю, в том числе связанные с перегрузкой груза или перестановкой тележек;
тариф – система ставок и правила исчисления провозных платежей, определяющие размер провозных платежей;
управляющий инфраструктурой – лицо, оказывающее перевозчикам услуги по использованию инфраструктуры;
участник перевозки – отправитель, перевозчик, получатель;
электронный документ – юридически значимый документ, созданный в электронном виде и содержащий объем данных, предусмотренных для соответствующего документа, оформляемого в соответствии с предписаниями настоящего Соглашения.
Статья 3. Применение Соглашения
§ 1. Настоящее Соглашение устанавливает единые правовые нормы договора перевозки груза в прямом международном железнодорожном сообщении и в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении.
§ 2. Перевозки грузов в прямом международном железнодорожном сообщении производятся между станциями, которые открыты для выполнения грузовых операций в соответствии с национальным законодательством Сторон настоящего Соглашения, а в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении – с участием водного участка пути, объявленного Сторонами для таких перевозок.
§ 3. Если Стороны являются одновременно участниками других международных соглашений, устанавливающих правовые нормы о договоре перевозки грузов железнодорожным транспортом, то перевозки между станциями железных дорог этих Сторон могут осуществляться на условиях этих соглашений.
Статья 4. Способ перевозки
Если станция отправления и станция назначения груза расположены на железных дорогах разной ширины колеи, то перевозка, в зависимости от технических возможностей, может осуществляться следующими способами: с перегрузкой груза из вагонов одной ширины колеи в вагоны другой ширины колеи, с перестановкой вагонов на тележки другой ширины колеи или с применением раздвижных колесных пар.
Статья 5. Применение национального законодательства
При отсутствии соответствующих положений в настоящем Соглашении применяется национальное законодательство той Стороны, в которой правомочное лицо реализует свои права.
Статья 6. Право императивного характера
Любое условие договора перевозки, непосредственно или косвенно отступающее от условий настоящего Соглашения, недействительно и лишено законной силы, за исключением случаев, оговоренных настоящим Соглашением. Недействительность таких условий не влечет за собой недействительность других условий договора перевозки.
Статья 7. Преддоговорное согласование перевозок
Преддоговорное согласование перевозок осуществляется до заключения договора перевозки в следующем порядке:
Статья 8. Правила перевозок грузов
§ 1. Порядок применения условий настоящего Соглашения, а также специальные условия перевозок отдельных видов грузов устанавливаются Правилами перевозок грузов (приложение 1* к настоящему Соглашению).
Договором между отправителем, получателем и перевозчиками, участвующими в перевозке, могут устанавливаться особые условия перевозки груза. Эти особые условия имеют приоритет по отношению к условиям, изложенным в Правилах перевозок грузов.
§ 2. Правила перевозок грузов содержат детализированные стандартные решения и процедуры, обеспечивающие единообразное толкование и применение статей настоящего Соглашения.
Статья 9. Перевозка опасных грузов
§ 1. Перевозка опасных грузов осуществляется в соответствии с Правилами перевозок опасных грузов (приложение 2* к настоящему Соглашению). Соответствующие статьи настоящего Соглашения и Правила перевозок грузов, указанные в статье 8 "Правила перевозок грузов" настоящего Соглашения, применяются в части, не оговоренной Правилами перевозок опасных грузов.
§ 2. При перевозке опасных грузов в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении должны также соблюдаться требования Международного кодекса морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ).
Статья 10. Размещение и крепление грузов
§ 1. Размещение и крепление грузов в вагонах колеи 1520 мм производится в соответствии с Техническими условиями размещения и крепления грузов (приложение 3* к настоящему Соглашению), если перевозчиками не были согласованы другие условия.
§ 2. Размещение и крепление грузов в крытых вагонах колеи 1435 мм и 1000 мм производится в соответствии с национальным законодательством, действующим в месте погрузки, если перевозчиками не были согласованы другие условия, а на открытом подвижном составе – в соответствии с условиями, согласованными между перевозчиками, производящими перевозку грузов в вагонах данной колеи.
Статья 11. Правила перевозки вагона, не принадлежащего перевозчику, как транспортного средства
§ 1. Порядок применения условий настоящего Соглашения в отношении использования вагона, не принадлежащего перевозчику, как транспортного средства устанавливается Правилами перевозки вагона, не принадлежащего перевозчику, как транспортного средства (приложение 4* к настоящему Соглашению), а в части, не оговоренной Правилами перевозки вагона, не принадлежащего перевозчику, как транспортного средства – Правилами перевозок грузов, указанными в статье 8 "Правила перевозок грузов" настоящего Соглашения.
§ 2. Правила перевозки вагона, не принадлежащего перевозчику, как транспортного средства содержат детализированные стандартные решения и процедуры, обеспечивающие единообразное толкование и применение статей настоящего Соглашения.
Статья 12. Информационное руководство
§ 1. Информационное руководство содержит сведения о железнодорожной инфраструктуре и водных участках пути, используемых при перевозках грузов на условиях настоящего Соглашения, а также сведения о перевозчиках, производящих такие перевозки (приложение 5* к настоящему Соглашению).
Сведения, внесенные в Информационное руководство, являются общедоступными и считаются публично достоверными.
§ 2. Изменения и дополнения в структуру Информационного руководства вносятся в порядке, установленном для внесения изменений и дополнений в настоящее Соглашение.
§ 3. Изменения и дополнения сведений Информационного руководства производятся по заявлению Сторон. Каждая из Сторон направляет Комитету ОСЖД заявление об изменении и дополнении сведений о железнодорожной инфраструктуре своего государства, водных участках пути и о перевозчиках, зарегистрированных на территории своего государства и участвующих в международных перевозках.
Сведения, на основании которых Комитет ОСЖД вносит изменения и дополнения в Информационное руководство, предоставляются не позднее чем за 30 дней до их вступления в силу.
Комитет ОСЖД размещает информацию об изменениях и дополнениях сведений в Информационное руководство на веб-сайте ОСЖД в течение 3 дней после их получения с указанием срока вступления в силу.
Статья 13. Перевозка грузов с применением накладной ЦИМ/СМГС
Перевозка грузов может осуществляться с применением накладной ЦИМ/СМГС. Образец накладной, а также правила по ее заполнению и применению содержатся в Руководстве по накладной ЦИМ/СМГС (приложение 6* к настоящему Соглашению). Правила перевозок грузов, указанные в статье 8 "Правила перевозок грузов" настоящего Соглашения, применяются в части, не оговоренной в Руководстве по накладной ЦИМ/СМГС.